В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10, на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области:
1. Утвердить:
Комплекс мер, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Тульской области (приложение N 1);
Концепцию реализации мероприятий, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Тульской области (приложение N 2).
2. Определить региональным координатором реализации мероприятий, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Тульской области, министерство образования Тульской области.
3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель Губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
В.В.ШЕРИН
КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДДЕРЖКУ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Этап, мероприятие | Срок реализации | |
1 | 2 | |
1. | Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в Тульской области между проектным офисом национального проекта "Образование", Министерством просвещения Российской Федерации и правительством Тульской области | до 15 марта 2019 года |
2. | Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации проектного офиса министерства образования Тульской области по реализации национального проекта "Образование" в Тульской области (далее - ведомственный проектный офис) | до 1 марта 2019 года |
3. | Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации регионального координационного совета по реализации национального проекта "Образование" | до 1 марта 2019 года |
4. | Согласование с проектным офисом национального проекта "Образование" кандидатуры на должность руководителя ведомственного проектного офиса | до 15 февраля 2019 года |
5. | Проведение повышения квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам проектного офиса национального проекта "Образование" | ежегодно, начиная с 2019 года |
6. | Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме | один раз в 3 года, начиная с 2019 года |
7. | Утверждение "дорожной карты" по обновлению материально-технической базы государственных общеобразовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья проектным офисом национального проекта "Образование" и правительством Тульской области | до 1 апреля 2019 года |
КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДДЕРЖКУ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Тульской области, в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета.
Концепция реализации мероприятий, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Тульской области, разработана в целях создания в государственных общеобразовательных организациях Тульской области для детей с ограниченными возможностями здоровья условий для современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения предметной области "Технология".
Повышение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в последнее десятилетие стало одним из основных национальных приоритетов России.
На государственном уровне принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на поддержку данной категории детей и их семей: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р; План мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 1507-р; План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 893-р.
Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, фактически утвердила ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов.
Поэтому задача интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество, в том числе создание условий для получения ими качественного образования, относится к приоритетным направлениям системы образования Тульской области.
1.1. Статистические данные по сети школ, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу.
В целях реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в регионе создана сеть специализированных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (неслышащих, слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелой речевой патологией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями).
В 2017 - 2018 учебном году в 15 государственных общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, обучалось 2839 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них:
с нарушением слуха - 131 ребенок;
с нарушением зрения - 366 детей;
с тяжелой речевой патологией - 124 ребенка;
с нарушением опорно-двигательного аппарата - 2 ребенка;
с задержкой психического развития - 613 детей;
с интеллектуальными нарушениями - 1603 ребенка.
В соответствии с данными формы федерального статистического наблюдения N ОО-1 в 2017 - 2018 учебном году численность работников указанных образовательных организаций составляла 1482 человека. Из них:
руководящих работников - 75 человек;
педагогических работников - 763 человека, при этом учителей образовательной области "Технология" - 53 человека.
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса осуществляли следующие специалисты:
педагоги-психологи - 36 человек;
учителя-логопеды - 29 человек;
учителя-дефектологи - 20 человек;
социальные педагоги - 18 человек;
тьюторы - 9 человек.
1.2. Информация о повышении квалификации педагогических работников, привлекаемых к реализации мероприятий, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-методическое, консультационное и информационное сопровождение инклюзивного и специального образования в Тульской области осуществляет государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области" (далее - ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО"). Ежегодно специалистами ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" проводится ряд мероприятий, направленных на поддержку образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы: курсы повышения квалификации, научно-практические семинары, круглые столы и др.
В 2018 году обучение педагогов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется по 14 дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и 1 программе профессиональной переподготовки:
"Актуальные проблемы деятельности специалистов психолого-медико-педагогических комиссий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (дистанционное обучение)";
"Воспитание и социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья";
"Деятельность руководителей и педагогических работников образовательных организаций в рамках инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья: технологии организации и сопровождения";
"Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста";
"Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
"Организация дефектологической работы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения";
"Психолого-педагогические основы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (дистанционное обучение)";
"Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья";
"Теория и методика коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья";