Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2018 года N 570


Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2019 - 2021 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2022 года на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 29.09.2021 N 517.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 23 июня 2021 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 27.05.2020 N 243, от 02.11.2020 N 535, от 23.06.2021 N 286)




В целях снижения преступности среди несовершеннолетних в 2018 году и дальнейшей реализации Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р "Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года" Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2019 - 2021 годы" (далее - Программа).


2. Рекомендовать органам местного самоуправления при принятии муниципальных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учитывать положения Программы, утвержденной настоящим постановлением.


3. Министерству экономики Республики Тыва и Министерству финансов Республики Тыва при формировании проекта республиканского бюджета Республики Тыва на соответствующий год и плановый период включить Программу в перечень государственных программ, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва.


4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Сенгии С.Х.


(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 27.05.2020 N 243, от 23.06.2021 N 286)


5. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Первый заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
О.НАТСАК



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 16 ноября 2018 г. N 570



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2019 - 2021 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 27.05.2020 N 243, от 23.06.2021 N 286)




ПАСПОРТ
 государственной программы Республики Тыва "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2019 - 2021 годы"

Государственный заказчик-координатор Программы

-

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственный заказчик Программы

-

Министерство образования и науки Республики Тыва

Ответственный исполнитель программы

-

Министерство образования и науки Республики Тыва (далее - Минобрнауки РТ)

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.05.2020 N 243)

Соисполнители Программы

-

Министерство спорта Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), Министерство юстиции Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство информатизации и связи Республики Тыва, департамент по внутренней политике Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва, региональное отделение "Российское движение школьников" (по согласованию)

     (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.05.2020 N 243)

Участники Программы

-

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва (по согласованию), Уполномоченный по правам человека в Республике Тыва (Уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва) (по согласованию), органы местного самоуправления в Республике Тыва (по согласованию), общественные организации (по согласованию)

Цель Программы

-

повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также защиты их прав;

социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

Задачи Программы

-

развитие региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной реабилитации несовершеннолетних в конфликте с законом, повышение эффективности деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по реализации мероприятий госпрограммы;

организация межведомственного сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, отбывших наказание за совершение преступлений, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

реализация профилактических мероприятий, направленных на социализацию и реабилитацию несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом;

создание системы методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности различных категорий специалистов, работающих с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом, повышение их квалификации;

создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, обеспечение информационной безопасности, повышение правовой грамотности учащихся, в том числе несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их родителей на основе комплексных профилактических программ;

проведение образовательных мероприятий по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних (уроки, конкурсы и т.д.);

организация и проведение профильных смен для подростков, состоящих на профилактическом учете в органах системы профилактики;

обеспечение организационно-методической поддержки детских и молодежных социально ориентированных объединений, волонтерского движения;

организация временного трудоустройства в свободное от учебы время и на время летних каникул несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН, ПДН, в том числе совершивших повторные правонарушения и преступления

Целевые показатели Программы

-

доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, по отношению к базовому году;

доля несовершеннолетних, совершивших преступление, по отношению к базовому году;

доля несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, по отношению к базовому году;

доля дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних на дорогах по отношению к базовому году;

доля детей, прошедших первичное обучение по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях республики (от общего количества обучающихся образовательных организаций Республики Тыва)

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 27.05.2020 N 243)

Сроки реализации Программы

-

2019 - 2021 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 8496,7 тыс. рублей из средств республиканского бюджета,

в том числе по годам:

2019 г. - 190,0 тыс. рублей;

2020 г. - 4353,0 тыс. рублей;

2021 г. - 3953,7 тыс. рублей

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 23.06.2021 N 286)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

повышение эффективности управления региональной системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований и городских округов республики в части организации работы с детьми, находящимися в конфликте с законом;

улучшение координации усилий всех организаций, призванных обеспечить социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом;

обеспечение получения постоянной и объективной информации, ведение межведомственной базы данных о несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле;

развитие форм и технологий социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом;

развитие информационно-аналитического, организационно-методического обеспечения и кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, по отношению к базовому году;

снижение количества преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, по отношению к базовому году;

снижение количества несовершеннолетних, совершивших преступление по отношению к базовому году;

снижение количества несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, по отношению к базовому году;

повышение квалификации педагогических работников в сфере воспитания и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

повышение правовой грамотности, патриотическое воспитание несовершеннолетних и их профориентация, увеличение количества обучающихся в кадетских классах образовательных организаций;

выявление и поддержка лучших специалистов и организаций, добившихся успехов в деятельности по профилактике и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи;

реабилитация несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, организация их занятости и досуга.



I. Обоснование проблемы преступности и правонарушений несовершеннолетних, анализ ее исходного состояния


Среди решаемых в настоящее время задач социально-экономического развития Республики Тыва важное место занимают сокращение правонарушений в целом, а также совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в качестве стратегии среднесрочного сокращения уровня преступности.


Профилактика правонарушений - совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.


Профилактика правонарушений должна осуществляться по всем направлениям общественных отношений.


Основным субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти.


Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством.


Объектами профилактики правонарушений являются причины и условия совершения правонарушений, поведение физических и деятельность юридических лиц.


По итогам 2017 г. зарегистрирован рост на 28,4 процента числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (303/236), удельный вес - 6,8 процента. За 9 месяцев 2018 г. рост таких преступлений произошел на 28,9 процента (254/197).


Доминирующими видами совершаемых несовершеннолетними преступлений являются имущественные преступления, их удельный вес от общего числа расследованных преступлений в 2017 г. составил 68 процентов, 9 месяцев 2018 г. - 80 процентов.


В 2017 г. произошел рост количества особо тяжких преступлений, совершенных подростками (17/12), практически на прежнем уровне остается число тяжких преступлений (87/92).


В совершении преступлений в 2017 г. принимали участие 357(300) несовершеннолетних, за 9 месяцев 2018 г. - 289(234), из них учащиеся образовательных организаций - 213 (179), 9 месяцев 2018 г. - 204 (146), студенты - 2(3), 9 месяцев 2018 г. - 0 (1), не имеющие постоянного источника дохода - 91(85), 9 месяцев 2018 г. - 9 (51).


Высокое значение имеет показатель вовлеченности в преступность детей младшего возраста (14 - 15 лет), доля таких несовершеннолетних в общем контингенте несовершеннолетних правонарушителей в 2017 г. достигла 35,7 процента, за 9 месяцев 2018 г. - 24 процента.


Одной из отличительных особенностей преступности несовершеннолетних является групповой характер совершаемых преступлений - 25 процентов. Необходимо отметить тенденцию роста числа подростков, совершивших преступления в группе со взрослыми лицами, - 55(31), 9 месяцев 2018 г. - 66 (70). Анализом установлено, что в 2017 г. вновь совершили преступления 76 (63) несовершеннолетних, ранее уже привлекавшихся к уголовной ответственности, за 9 месяцев 2018 г. - 58 (52); ранее судимы - 30 (25), за 9 месяцев 2018 г. - 18 (24).


Нередко несовершеннолетние становятся жертвами преступных посягательств. Несмотря на то, что по итогам 9 месяцев 2018 г. зарегистрировано снижение на 35,6 процента числа преступлений, совершенных в отношении детей (с 720 до 457), в результате противоправных действий взрослых лиц погибло 16 (15) малолетних - ст. 109 УК РФ, 5 (2) причинен тяжкий вред здоровью, 55 (98) преступлений направлены против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних.


Непринятие своевременных комплексных мер по выявлению социально неблагополучных семей, безнадзорных детей способствовало криминальным посягательствам в отношении них, в том числе и со стороны законных представителей, а также иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию и содержанию детей. За прошедший период текущего года расследовано 21 (22) уголовное дело по ст. 156 УК РФ.


В соответствии с Законом Республики Тыва от 18 марта 2009 г. N 1129 ВХ-2 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Тыва и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" в 19 муниципальных районах и городских округах при администрациях сформированы муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


При формировании региональной политики в сфере защиты прав детей главным приоритетом деятельности органов исполнительной власти республики является профилактическая работа по предупреждению детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совершенствование подходов в решении данных вопросов нашло отражение в принятии программ, которые обеспечивают достаточно высокий уровень межведомственной координации, являются действенным инструментом реализации мер по предупреждению детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений.


Во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на территории Республики Тыва реализуется единый подход в решении вопросов предупреждения детской преступности, определена межведомственная система профилактической работы с несовершеннолетними. В республике созданы и работают Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Тыва, Антинаркотическая комиссия, реализуются государственные программы, утвержденные постановлениями Правительства Республики Тыва: "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы", "Развитие образования и науки на 2014 - 2025 годы", "Социальная защита семьи и детей на 2017 - 2020 годы", "Развитие физической культуры и спорта до 2020 года", "Развитие системы государственной молодежной политики на 2014 - 2018 годы", "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Республике Тыва на 2017 - 2020 годы", Государственная антиалкогольная программа Республики Тыва на 2014 - 2020 годы.


В целях социализации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, профилактики преступности и правонарушений, в том числе повторных, постановлением Правительства Республики Тыва от 18 мая 2016 г. N 165 утверждена республиканская комплексная программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Республике Тыва "Бузурел" (Вера)". Срок реализации данной программы составляет 2 года - с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г.


Задачами программы являются улучшение координации усилий всех организаций, призванных обеспечить социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом; обеспечение получения постоянной и объективной информации, ведение межведомственной базы данных о несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле; реализация социально-реабилитационных программ и технологий по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних путем создания новых структур по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом; развитие государственно-частного партнерства, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг детям, находящимся в конфликте с законом; организация обучения специалистов системы профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних.


Анализом эффективности данной программы установлено, что не все задачи программы исполнены, целевые показатели не достигнуты. Так, по итогам программы предполагалось снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел до 509 человек, фактически данный показатель составляет 542 человека; снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, до 1379 человек, фактически - 2598; снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление, до 1,07 процента, фактически доля таких несовершеннолетних - 29 процентов; снижение числа преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, до 171, фактически - 303.


Республиканская комплексная программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Республике Тыва "Бузурел" (Вера)" являлась основной программой, ориентированной на профилактику подростковой преступности, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.


Несмотря на окончание срока реализации данной программы в 2017 году, новая программа с учетом сложившейся критической ситуации с подростковой преступностью не разработана и не принята, финансовые средства в бюджет республики не заложены.


Серьезной и значимой проблемой стало злоупотребление продуктами информационно-коммуникационных технологий и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации.


Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией в последние годы приобретает серьезные масштабы. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»