Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 октября 2018 года N 292-р


Об утверждении Концепции создания в Чеченской Республике центра опережающей профессиональной подготовки

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Правительства Чеченской Республики от 20.12.2018 N 384-р.
____________________________________________________________________



В целях реализации в Чеченской Республике мероприятий, направленных на разработку и распространение в системе среднего профессионального образования новых образовательных технологий и формы опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование", утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания в Чеченской Республике центра опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" (далее - Концепция).


2. Министерству образования и науки Чеченской Республики в срок до 31 марта 2019 года обеспечить утверждение дорожной карты по реализации мероприятий по созданию в Чеченской Республике центра опережающей профессиональной подготовки в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" между Проектным офисом национального проекта "Образование" и Правительством Чеченской Республики.


3. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Ш.С. Ахмадова.


4. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Председатель Правительства
Чеченской Республики
М.М.ХУЧИЕВ



Утверждена
Распоряжением Правительства
Чеченской Республики
от 30 октября 2018 г. N 292-р



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ



I. Обоснование потребности реализации мероприятия о создании центра в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета



Проблематика и предполагаемые результаты


Специфика и особенности профессионального образования Чеченской Республики в первую очередь определены известными событиями конца прошлого - начала нынешнего века. Именно они послужили определяющим фактором для возникновения основных проблем профессионального образования республики. Анализ имеющихся проблем требует обратить особое внимание на решения следующих задач:


недостаточное ресурсное обеспечение для качественного профессионального образования, которое позволяет подготовить необходимое количество квалифицированных кадров, востребованных в экономике и социальной сфере республики;


отсутствие соответствующего современным требованиям учебно-производственного оборудования для подготовки квалифицированных кадров;


недостаточное оснащение компьютерным оборудованием, которое, в первую очередь, связано с выходом из строя устаревшего компьютерного парка;


несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;


в профессиональной образовательной организации, на базе которой предлагается создание центра опережающей профессиональной подготовки, имеется достаточно помещений с соответствующей площадью, но отсутствует необходимое оборудование и средства обучения.


Решение указанных проблем профессионального образования позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:


увеличение разрыва доступности качественного образования для различных групп населения;


усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям и, как следствие, невозможность реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО.


Создание центра опережающей профессиональной подготовки позволит сформировать условия для внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных программ, обеспечения возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным профессиям совместно с другими профессиональными образовательными организациями Чеченской Республики, а также в интересах предприятий реального сектора экономики и проведения повышения квалификации педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций.


Кроме того, будут реализованы мероприятия по:


формированию сети организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в сетевой форме, которая к 2020 году будет состоять из не менее чем 50% организаций от общего числа профессиональных образовательных организаций республики;


осуществлению мер по повышению эффективности сети организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в том числе за счет укрупнения сети к 2022 году;


проведению к 2024 году государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена в не менее чем 50% организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;


проведению в 2019 году аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена для не менее 5% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;


внедрению методологии наставничества в системе среднего профессионального образования, в том числе посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков, к середине 2020 года;


реализации комплекса мер по вовлечению в различные формы сопровождения и наставничества к 2024 году не менее 70% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, начиная с 2020 года;


внедрению в 2021 году целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в управлении профессиональными образовательными организациями, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления профессиональной образовательной организацией и участие в обновлении образовательных программ;


внедрению к 2023 году программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, начиная с 2019 года;


проведению повышения квалификации для преподавателей (мастеров производственного обучения) по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, с целью их сертификации в качестве экспертов Ворлдскиллс, начиная с 2019 года;


внедрению к 2024 году целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в управлении профессиональными образовательными организациями, в том числе через представительство в коллегиальных органах управления профессиональной образовательной организацией и участие в обновлении образовательных программ в не менее 70% профессиональных образовательных организаций, начиная с 2021 года;


созданию и обеспечению функционирования пространства для коллективной работы на базе ЦОПП для взаимодействия участников системы профессионального образования (по модели "точки кипения");


созданию и обеспечению функционирования на базе ЦОПП мониторингового центра развития системы профессионального образования Чеченской Республики в 2019 году;


созданию в 2020 году условий для обеспечения возможности построения образовательных маршрутов (индивидуальных образовательных траекторий) для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным профессиям совместно с другими профессиональными образовательными организациями Чеченской Республики;


реализации на базе ЦОПП услуги профессиональной ориентации лиц, обучающихся в образовательных организациях, созданы условия для обучения их первой профессии.



Статистические данные о системе профессионального образования Чеченской Республики


В системе профессионального образования Чеченской Республики функционируют 24 государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждения (в том числе ГБПОУ "Чеченский базовый медицинский колледж" и ГБПОУ "Чеченский государственный колледж культуры и искусства", подведомственных соответственно Министерству здравоохранения Чеченской Республики и Министерству культуры Чеченской Республики). Общий контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования составляет 32854 человека.


В 100% профессиональных образовательных организаций обучаются 298 человек из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


В 66,6% профессиональных образовательных организаций (16 организаций) ведется обучение по профессиям, входящим в ТОП-50.


В профессиональных образовательных организациях работают 1629 преподавателей и мастеров производственного обучения.


Из 24 профессиональных образовательных организаций 15 являются двухуровневыми многопрофильными организациями, в которых реализуются интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования. Подготовка кадров осуществляется по 59 направлениям, из них 23 - программы подготовки рабочих кадров (служащих), 36 - программы подготовки специалистов среднего звена.


Для реализации различного уровня программ развития профессионального образования Чеченской Республики приказом Министерства образования и науки Чеченской Республики создана рабочая группа, подписаны соглашения о сотрудничестве между профессиональными образовательными учреждениями и организациями реального сектора экономики. Стратегическими партнерами профессиональных образовательных организаций республики являются Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики, Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике, УФСИН России по Чеченской Республике, Федеральная нотариальная палата Российской Федерации по Чеченской Республике, ЗАО "Телеком Вайнах", ОАО "Россельхозбанк", МУП "Управление по ремонту и обслуживанию лифтов "Горлифт".


Заключены договора между предприятиями и образовательными организациями по повышению квалификации педагогических кадров. В организациях реального сектора экономики прошли стажировку более 100 педагогических работников учреждений СПО Чеченской Республики.



II. Опыт Чеченской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования

N

Наименование проекта/мероприятия

Статус проекта/мероприятия (межрегиональный, общероссийский)

Основные результаты

Практическое применение результатов

1.

Мероприятие "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей"

Общероссийский

Реализация мероприятий по развитию успешных моделей социализации детей с ОВЗ.

Разработка инновационных моделей обучения детей с ОВЗ

Увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, которым обеспечены современные технологии социализации

2.

Комплекс мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Чеченской Республики на 2017 - 2018 годы

Региональный

Материально-техническое оснащение трудовых мастерских в коррекционных школах

Развитие предпрофессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья

3.

Проект "Модернизация региональных систем общего образования"

Общероссийский

Приобретение оборудования, транспортных средств, пополнение школьных библиотек, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации

Обеспечение доступа к современным ресурсам, увеличение числа педагогов, воспользовавшихся активными формами повышения квалификации

4.

Мероприятие "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности для обучающихся"

Общероссийский

Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ

Создание детского технопарка "Кванториум"

5.

Обучающие семинары по проекту "Я сдам ЕГЭ!"

Межрегиональный

Повышение квалификации учителей-предметников по проекту "Я сдам ЕГЭ!"

Подготовка обучающихся общеобразовательных организаций к сдаче ЕГЭ

6.

Национальное исследование качества образования:

исследование качества математического образования, 5 - 7 кл., 2014 г.

Общероссийский

Анализ состояния математического образования в контексте реализации Концепции развития математического образования в РФ

Коррекция программ повышения квалификации

7.

Национальное исследование качества образования:

исследование качества начального образования, 2015 г.

Общероссийский

Осуществление мониторинга первых результатов перехода на ФГОС

Актуализация программ переподготовки учителей начальных классов

8.

Национальное исследование качества образования:

исследование качества образования учащихся 8 - 9 классов в сфере ИКТ, 2015 г.

Общероссийский

Оценка уровня грамотности в области ИКТ; выявление проблемных зон; оценка влияния различных факторов на подготовку обучающихся в области ИКТ

Совершенствование методики преподавания предмета, актуализация содержания программ повышения квалификации учителей информатики и ИКТ

9.

Национальное исследование качества образования:

исследование качества образования по истории и обществознанию, 2016 г.

Общероссийский

Развитие единого образовательного пространства в РФ, совершенствование общероссийской СОКО

Учет результатов НИКО в программах повышения квалификации

10.

Национальное исследование качества образования:

ОБЖ, 6 - 8 кл., 2017 г.

Общероссийский

Развитие единого образовательного пространства в РФ, совершенствование общероссийской СОКО

Использование результатов исследования в совершенствовании содержания учебных дисциплин.

Учет результатов НИКО в программах повышения квалификации

11.

Всероссийское исследование компетенций учителей русского языка и математики, апрель - май 2016 г.

Общероссийский

Содействие повышению качества подготовки педагогов путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей

Разработка на основе результатов исследования актуализированных программ повышения квалификации

12.

Всероссийское исследование компетенций учителей русского языка и математики, 2017 г.

Общероссийский

Содействие повышению качества подготовки педагогов путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей

Разработка на основе результатов исследования актуализированных программ повышения квалификации

13.

PISA - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment)

Международный

Выявление и сравнение изменений, происходящих в системах образования в разных странах

Оценка эффективности стратегических решений в области образования

14.

Мероприятия по разработке и распространению в системах среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса в рамках Федеральной государственной целевой программы "Развитие образования на 2016 - 2020 годы"

Общероссийский

Формирование и обеспечение функционирования в Чеченской Республике инновационной сети образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по программам среднего профессионального образования по профессиям/специальностям, входящим в перечень профессий и специальностей ТОП-50 по области подготовки кадров "Строительство"

Сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, работодателями, в частности Минтруд ЧР, Минстрой ЧР, Чеченстрой и т.д.

15.

Мероприятие "Предоставление государственных гарантий инвалидам" в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы

Общероссийский

Достижение значений государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы по мероприятию 2.2 "Предоставление государственных гарантий инвалидам"

Создана базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов Чеченской Республики

16.

Участие в апробации демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия

Общероссийский

3 учебных заведения СПО привлечено:

86 студентов, 10 экспертов, 8 волонтеров

Повышение качества итоговой аттестации выпускников СПО, улучшение и совершенствование материально-технической базы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»