ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 октября 2018 года N 447-р


[Об утверждении Концепции создания ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в Республике Коми, на период 2019 - 2024 годов и Комплекса мер по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в Республике Коми, на период 2019 - 2024 годов]

(с изменениями на 14 августа 2019 года)

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)




В целях реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование":


1. Утвердить Концепцию создания ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в Республике Коми, на период 2019 - 2024 годов согласно приложению N 1.


(п. 1 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)


2. Утвердить Комплекс мер по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в Республике Коми, на период 2019 - 2024 годов согласно приложению N 2.


(п. 2 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)


3. Определить региональным координатором, ответственным за создание и функционирование центра развития современных компетенций детей в Республике Коми, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в области образования.


5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА



Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 29 октября 2018 г. N 447-р
     (приложение N 1)



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЦЕНТРОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, НА ПЕРИОД 2019 - 2024 ГОДОВ

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)



1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра развития современных компетенций детей в Республике Коми.


Современные формы мышления определяют нашу завтрашнюю реальность. Сообществу, принимающему решение об экспонентном росте знаний и образовательного опыта, необходимо изменить образ мышления уже сегодня. Футурология образования позволяет спрогнозировать как индивидуальные, так и групповые компетенции. В соответствии с прогнозами футуролога Р.Курцвейла к 2030 году основной индивидуальной компетенцией в сфере образования (саморазвития человека) станет социальная интуиция - способность выбирать сообщества и перенимать компетенции членов данного сообщества. Скорость поиска необходимого сообщества и самообучения будет определяющим критерием успешности индивида.


Важнейшей групповой компетенцией станет способность совместно использовать и распоряжаться общими ресурсами, минимизируя их неэффективность. В соответствии с этим сетевое взаимодействие организаций, совместно использующих имущество, является перспективным направлением развития организаций, позволяющим оптимизировать расходы на содержание объектов инфраструктуры, которые не используются в полном объеме.


Третий тренд - технологии Big Data совместно с геймификацией образования позволят точно моделировать реальность, прогнозировать социальные процессы и избегать кризисов, в том числе и в сфере образования.


В настоящее время три указанные компетенции (направления, тренда) в определенной степени присутствуют в основных механизмах дополнительного образования детей. Во-первых, дополнительное образование позволяет ребенку встроиться в определенную социальную общность, которая близка ему по духу; во-вторых, оно позволяет научиться договариваться о совместном использовании общих ресурсов, которыми обладает программа дополнительного образования; в третьих, дополнительное образование позволяет получить ребенку опыт участия в социальном процессе, смоделировать ситуации, с которыми он столкнется позже.


Вместе с тем современная модель дополнительного образования не может оставаться оторванной от процессов, происходящих в системе профессионального и высшего образования, профессиональной ориентации, IT-сферы, ряда общегуманитарных трендов, таких как информатизация, практико-ориентированность, междисциплинарность и т.д. Целеполагание дополнительного образования должно быть расширено с системы профессиональных проб ребенка до ступени образования, интегрированной с основным общим образованием через ряд смежных кейсов, таких как технология, лингвистика, общекультурная подготовка и т.д.


По данным НИУ "Высшая школа экономики", 26% выпускников в России занимают рабочие места, не требующие высшего образования, а специализация 30% выпускников ВУЗов не совпадает с их фактической работой. Таким образом, 56% специалистов с высшим образованием работают не по специальности. Причина неэффективности выбора специальности абитуриентами и, соответственно, недостаточно высокая производительность труда отечественной экономики, как следствие, имеют под собой глубинную причину - неверный выбор специализации и отсутствие связей между дополнительным образованием как возможности профессионального самоопределения и программами высшего образования как компетенции, востребованной в экономике страны.


Таким образом, основными проблемами в сфере приобщения обучающихся к профессиональным компетенциям являются:


отсутствие универсальных образовательных площадок на базе организаций высшего образования, реализующих современные программы дополнительного образования детей с использованием современного оборудования и опыта преподавателей вузов;


отсутствие преемственности программ дополнительного образования детей и программ профессионального и высшего образования;


отсутствие компетенций педагогических работников образовательных организаций по формированию индивидуальных образовательных траекторий, интегрирующих дополнительные общеобразовательные программы и программы профессионального образования.


Создание центров дополнительного образования - ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, - на базах организаций высшего образования в Республике Коми является одним из путей решения комплексной задачи "самоопределения ребенка - профессиональной ориентации - обучения кадров для экономики".


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)


Целью Концепции создания ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее соответственно - Концепция, Центр ДНК), является создание условий для повышения качества образования детей и молодежи в Республике Коми путем реализации востребованных дополнительных образовательных программ и подготовки кадров для развития современных компетенций; использование сетевой формы взаимодействия с образовательными организациями региона при создании условий для непрерывного образования.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)


Задачами Концепции являются:


развитие современных компетенций у обучающихся, студентов, сотрудников образовательных организаций, социальных партнеров Центра посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций;


разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии промышленных и бизнес-партнеров, обеспечивающих преемственность программ дополнительного образования и программ профессионального и высшего образования;


развитие современных компетенций у широких слоев сотрудников организаций дополнительного образования, организаций профессионального и высшего образования посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методик;


разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии партнеров из реального сектора экономики.


Целевой аудиторией обучающихся Центров ДНК предполагаются обучающиеся в возрасте от 9 до 18 лет. Специального отбора детей на обучение по программам Центров ДНК не предполагается.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)


Основными направлениями работы Центров ДНК будут являться геномная инженерия, биоинформатика, машинное обучение, VR/AR, проект "Урок технологии", "Урок биологии".


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)


Механизмами реализации Концепции являются:


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)


создание инфраструктур Центров ДНК, активно развитое сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями, а также предприятиями реального сектора экономики;


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)


формирование образовательных программ Центров ДНК, разработка совместных с реальным сектором экономики практико-ориентированных образовательных модулей;


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)


подбор и обучение профессиональных кадров Центров ДНК, а также подключение к образовательному процессу экспертов и научных сотрудников.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.08.2019 N 302-р)


В настоящее время в Республике Коми сформирована система профессионального образования, включающая 35 образовательных организаций, в том числе:


28 государственных профессиональных образовательных учреждений республиканского подчинения (25 организаций, подведомственных Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми, 3 - подведомственных Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми);


4 образовательные организации высшего образования, в том числе 2 филиала;


3 учреждения - негосударственные профессиональные образовательные организации.


Контингент обучающихся составляет около 20 тыс. человек, из них каждый пятый обучается по программе подготовки квалифицированных рабочих.


В Республике Коми подготовка рабочих кадров по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50 началась в 2017 году в рамках реализации приоритетного проекта "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий под потребности экономики Республики Коми ("Рабочие кадры для экономики Республики Коми")".


В 2018 году в республике обучение по 21 направлению из перечня ТОП-50 осуществляют 19 техникумов и колледжей и 2 вуза республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»