ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 октября 2018 года N 450-р


[Об утверждении Концепции развития Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов"]

(с изменениями на 20 мая 2022 года)

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 399-р, Постановления Правительства Республики Коми от 20.08.2020 N 418, распоряжений Правительства Республики Коми от 10.02.2021 N 35-р, от 20.05.2022 N 183-р)




В целях реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование":


1. Утвердить Концепцию развития Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов" согласно приложению N 1.


(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 399-р, от 20.05.2022 N 183-р)


2. Утвердить Комплекс мер по реализации национального проекта "Образование" согласно приложению N 2.


3. Утвердить Комплекс мер по развитию Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов" согласно приложению N 3.


(в ред. распоряжений Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 399-р, от 20.05.2022 N 183-р)


4. Определить региональным координатором, ответственным за создание и функционирование Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов" (далее - Региональный центр), Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.


(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 399-р)


5. Определить региональным оператором Регионального центра государственное профессиональное образовательное учреждение "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А.Спиридонова.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 399-р)


6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации в Республике Коми государственной политики в сфере образования и развития научной деятельности, взаимодействия с научными организациями.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 20.05.2022 N 183-р)


7. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА



Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 29 октября 2018 г. N 450-р
     (приложение N 1)



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА, СПОРТА И НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ "АКАДЕМИЯ ЮНЫХ ТАЛАНТОВ"

(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 14.10.2019 N 399-р, Постановления Правительства Республики Коми от 20.08.2020 N 418, распоряжений Правительства Республики Коми от 10.02.2021 N 35-р, от 20.05.2022 N 183-р)




Раздел 1. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА, СПОРТА И НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ "АКАДЕМИЯ ЮНЫХ ТАЛАНТОВ" В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"


В современных условиях глобальной конкуренции, "больших вызовов" и высокой неопределенности будущее определяют страны, приоритетами которых является развитие человеческого капитала <1>, максимальное развитие потенциала человека, развитие способностей людей изменять окружающую среду, развивать себя, культуру, свой регион в условиях быстрых и непредсказуемых изменений.


________________


<1> Человеческий капитал - это знания, умения и установки, позволяющие человеку создавать доход и другие полезные эффекты, превосходящие первоначальные инвестиции и текущие затраты, для себя, работодателя и для общества в целом.


В последние десятилетия ключевым элементом человеческого капитала страны стал интеллектуальный капитал - способность генерировать и осваивать инновации. Интеллектуальный капитал является решающим для модернизации экономики, перехода к новым технологическим укладам и реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.


Количественные и качественные изменения человеческого капитала в экономике повышают как производительность труда и потребительский спрос, так и предпринимательскую активность. Соответственно, образование рассматривается не как затратная сфера, а как инвестиционная сфера, определяющая масштаб экономического роста. Помимо того, что образование создает человеческий капитал как ключевой фактор развития экономики в XXI веке, оно и само является растущей отраслью экономики.


Таланты играют особую роль в человеческом капитале страны и, прежде всего, в секторе интеллектуального капитала. Выращивание и удержание талантов стало задачей национального масштаба в условиях экономики, которая основана на создании и внедрении инноваций.


Существующая российская система развития, поиска и поддержки талантов эффективна и является одной из лучших в мире, что подтверждается впечатляющими успехами российских школьников на международных олимпиадах. Однако Россия уступает странам-конкурентам в масштабах развития талантов.


На уровне региона спектр направлений и образовательных программ ограничен, охват детей и молодежи недостаточен для реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.


Вне массового развития талантов находятся такие области, как технологии, современные креативные индустрии, наука (внешкольные дисциплины), социальная деятельность, предпринимательство и лидерство, имеющие особое значение для ускорения социально-экономического роста. Практически отсутствует инфраструктура выявления и поддержки талантов в сферах создания и использования технологий, социальной активности и предпринимательства, коммуникаций и дизайна, а также наук, не входящих в школьную программу.


Ситуация осложняется тем, что не созданы механизмы сопровождения, развития способных детей и молодежи при переходе с одного уровня образования на другой. Не развита система удержания талантов после окончания школы или высшего учебного заведения. В результате происходит отток интеллектуального капитала из регионов в крупные города, а оттуда за границу.


Концепция развития Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми "Академия юных талантов" (далее соответственно - Концепция, Региональный центр) определяет направления деятельности по сопровождению одаренных детей в Республике Коми.


(в ред. распоряжения Правительства Республики Коми от 20.05.2022 N 183-р)


1.1. Предпосылки разработки Концепции


Система образования Республики Коми (по состоянию на 1 сентября 2018 года) включает 354 дошкольных образовательных учреждения, 336 общеобразовательных организаций, 132 организации дополнительного образования, 12 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 30 профессиональных образовательных организаций и 4 организации высшего образования.


В регионе созданы и функционируют 7 муниципальных центров по работе с одаренными детьми, 1 детский технопарк "Кванториум". Указанные элементы системы образования являются основой для работы с одаренными детьми региона.


До 25 мая 2017 года работа с одаренными детьми в Республике Коми носила ведомственный характер. По каждому из направлений "Наука", "Искусство", "Спорт" работа была организована исключительно профильными органами исполнительной власти Республики Коми: Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерством культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Министерством физической культуры и спорта Республики Коми. Не предусматривалось создание единой системы учета одаренных детей.


Во исполнение подпункта "б" пункта 4 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346 и для обеспечения условий реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 1 декабря 2016 г. N 642, в рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" в Республике Коми создан Региональный центр. Республика Коми вошла в первую десятку субъектов Российской Федерации, в которых созданы региональные центры выявления и поддержки одаренных детей. После подписания Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Коми и Образовательным фондом "Талант и успех" 19 мая 2017 года (далее - Соглашение) и на основе изучения опыта других регионов была разработана модель Регионального центра (рисунок 1).



Рисунок 1. Модель Регионального центра




На муниципальном уровне работа с одаренными детьми осуществляется муниципальными центрами по работе с одаренными детьми, действующими в муниципальных образованиях "Сыктывкар", "Ухта", "Воркута", "Усинск", "Печора", "Усть-Куломский". Согласно методическим рекомендациям, разработанным Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми в июне 2017 года, муниципальные центры по работе с одаренными детьми создаются на базе муниципальных и государственных образовательных организаций и являются составляющим звеном системы работы с одаренными детьми в республике.


Региональный уровень взаимодействия представлен профильными министерствами, Региональным центром. С 25 мая 2017 года Региональный центр существовал как структурное подразделение государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Коми республиканский институт развития образования". С 17 октября 2018 года Региональный центр стал структурным подразделением государственного профессионального образовательного учреждения "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" имени Ю.А.Спиридонова (далее - Гимназия искусств).


Определение Гимназии искусств как основной площадки для развития Регионального центра обусловлено наличием необходимых организационно-технических и инфраструктурных условий, позволяющих эффективно выстроить работу с одаренными детьми.


Главное назначение Регионального центра состоит в обеспечении двух функций:


создание условий для существенного расширения реестра достижений одаренных детей за счет новых конкурсно-образовательных мероприятий и значимых достижений детей;


индивидуальное сопровождение детей, чьи достижения попали в региональный реестр одаренных детей.


Коллегиальными органами управления, обеспечивающими работу Регионального центра, являются Попечительский совет и Экспертный совет (приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 16 апреля 2018 г. N 126-п "Об утверждении Положений об Экспертном и Попечительском советах Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми и их составов", приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 26 июля 2019 г. N 329-п "О внесении изменений в приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 16 апреля 2018 г. N 126-п "Об утверждении Положений об Экспертном и Попечительском советах Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми и их составов").


В 2017 году деятельность Регионального центра поддерживалась одним социальным партнером через благотворительные пожертвования, в 2018 году их число увеличилось до двух. Общая сумма пожертвований за 2017 - 2018 годы составила 14,0 млн. руб. (соглашение о сотрудничестве от 25 октября 2016 года N 1958А между Правительством Республики Коми и Группой компаний "РЕНОВА" на 2018 год в части мероприятий сферы образования, физической культуры и спорта, социальной защиты и культуры; протокол N 3 к Соглашению о сотрудничестве и организации взаимодействия между Правительством Республики Коми и акционерным обществом "Монди Сыктывкарский ЛПК" на 2018 год).


В рамках деятельности Регионального центра в декабре 2017 года заключены соглашения о сотрудничестве с опорными образовательными площадками, учреждениями культуры и спорта:


опорным ВУЗом региона - федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (далее - ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина");


федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Ухтинский государственный технический университет";


Сыктывкарским лесным институтом (филиалом) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М.Кирова";


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»