ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 октября 2018 года N 443-р


[Об утверждении Концепции создания и функционирования мобильного детского технопарка "Кванториум" в Республике Коми на период 2019 - 2024 годов и Комплекса мер по созданию мобильного детского технопарка "Кванториум"]

(с изменениями на 2 июля 2019 года)

(в ред. распоряжения Правительства РК от 02.07.2019 N 243-р)




В целях реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование":


1. Утвердить Концепцию создания и функционирования мобильного детского технопарка "Кванториум" в Республике Коми на период 2019 - 2024 годов согласно приложению N 1.


(в ред. распоряжения Правительства РК от 02.07.2019 N 243-р)


2. Утвердить Комплекс мер по созданию мобильного детского технопарка "Кванториум" согласно приложению N 2.


3. Определить региональным координатором, ответственным за создание и функционирование мобильного детского технопарка "Кванториум" (далее - мобильный кванториум), Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.


4. Определить региональным оператором мобильного кванториума государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр дополнительного образования", структурным подразделением которого является стационарный детский технопарк "Кванториум".


5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации государственной политики в области образования.


6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА



Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 26 октября 2018 г. N 443-р
     (приложение N 1)



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОБИЛЬНОГО ДЕТСКОГО ТЕХНОПАРКА "КВАНТОРИУМ" В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД 2019 - 2024 ГОДОВ

(в ред. распоряжения Правительства РК от 02.07.2019 N 243-р)



Система дополнительного образования детей в Республике Коми, начиная с 2016 года и по настоящее время, претерпевает значительные изменения. Импульсом к множественным изменениям системы стали, с одной стороны, приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" и национальный проект "Образование" и, с другой стороны, готовность региональных властей и специалистов отрасли образования на местах воспринимать эти изменения. Под изменениями системы подразумевается новая расстановка приоритетов в дополнительном образовании на техническую и естественно-научную направленность, ориентация на прикладной характер системы дополнительного образования, интеграцию всех отраслей образования (дошкольного, общего, дополнительного, среднего, высшего) через потенциал дополнительного образования как системы профессиональных проб, введение механизмов рыночной конкуренции программ дополнительного образования и другие.


Республикой Коми последовательно реализуются все федеральные инициативы по модернизации системы дополнительного образования детей: посредством успешного участия во всех конкурсных мероприятиях в республике создан первый детский технопарк "Кванториум"; ведется работа с бизнес-партнерами по созданию второго технопарка в крупном промышленном городе Ухте; внедряются современные управленческие и организационно-экономические механизмы в системе дополнительного образования, такие как персонифицированное финансирование дополнительного образования детей, создание и функционирование регионального модельного центра и муниципальных опорных центров; организации дополнительного образования явились победителями грантовых конкурсов Минобрнауки России в сфере дополнительного образования.


Благодаря успешной реализации проектов стационарного детского технопарка "Кванториум" в городе Сыктывкаре, внедрению целевой модели дополнительного образования, в том числе внедрению системы персонифицированного финансирования, привнесшей высокую конкуренцию между муниципальными, государственными и негосударственными поставщиками услуг дополнительного образования, выразившуюся в повышении качества программ дополнительного образования, в республике начали формироваться сообщества молодых заинтересованных педагогов, готовых реализовывать совместные проекты с детьми и представителями бизнес-сообщества, направленные на реальное изменение социально-экономической обстановки в своих городах.


В настоящий момент в системе образования Республики Коми программы инженерной направленности реализуют 28 организаций дополнительного образования (52% от всех организаций по отрасли "Образование"), в 201 объединении технической направленности которых занимаются 7122 ребенка. Также программы технической направленности реализуются на базе 43 общеобразовательных организаций республики (13% от всех общеобразовательных организаций) с охватом более 4000 детей. С введением системы персонифицированного финансирования 3 частные организации в республике реализуют современные программы технической направленности с охватом более 900 человек. С момента создания стационарного детского технопарка "Кванториум" в городе Сыктывкаре в 2017 году охват программами инженерной и естественно-научной направленностей вырос с 7,9 до 10,5% в общем количестве детей, проживающих в республике, в возрасте от 5 до 18 лет.


Количество педагогов дополнительного образования детей, реализующих программы технической направленности в республике, составляет 118 человек (12,2% от всех педагогов дополнительного образования по отрасли "Образование"), из которых 24 (20% от всех педагогов технической направленности республики) прошли обучение по программам ФГАУ "Фонд новых форм развития образования" и АНО "Открытое образование".


Вместе с тем запущенные процессы модернизации системы сталкиваются с рядом новых проблем, требующих решения. В частности, возможность обучения по современным программам с использованием высокотехнологичного оборудования имеет ограниченное количество детей. "Получателями услуг" стационарного детского технопарка "Кванториум" в значительной мере являются обучающиеся, педагоги, жители крупнейшего в Республике Коми города Сыктывкара и его окрестностей (250 тыс. человек).


Ввиду значительной протяженности республики - более 1000 км с севера на юг и малой плотности населения - 2,02 человека на квадратный километр (840 тыс. человек по данным 2018 года) оставшееся количество населения (почти 600 тыс. человек, из них детей 5 - 18 лет более 75 тыс. - более 55% от всего населения данного возраста республики) не имеет возможности получать аналогичные услуги дополнительного образования по месту жительства. Вместе с тем круглогодичное дорожное покрытие существует до населенных пунктов, в которых проживает более 40% оставшихся детей указанного возраста. Таким образом, первостепенной проблемой на региональном уровне является неравный доступ обучающихся к современным программам дополнительного образования технической и естественно-научной направленности.


Иными значимыми региональными проблемами сферы дополнительного образования являются:


низкий уровень связей между различными уровнями образования (отсутствует интеграция общего и дополнительного образования в части реализации инженерного образования; организации профессионального и высшего образования продолжают в значительной мере готовить специалистов с низким учетом требований рынка труда; не учитывается потенциал профессиональных проб дополнительного образования);


отсутствие современных компетенций работы с детьми у педагогов малых городов и сельской местности;


недостаточная развитость механизмов сетевого взаимодействия, отсутствие ясных, транслируемых практик по взаимовыгодной интеграции ресурсов различных организаций с целью достижения общего образовательного результата;


отсутствие вовлеченности бизнес-сообщества к вопросам сферы образования;


низкая вовлеченность детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в инженерное творчество на селе.


С целью решения комплекса указанных проблем разработана Концепция создания и функционирования мобильного детского технопарка "Кванториум" в Республике Коми (далее - Концепция), которая формулирует цели, задачи, описывает механизмы и этапы реализации Концепции через создание и функционирование мобильного детского технопарка "Кванториум" (далее - мобильный кванториум) в Республике Коми.


Цель Концепции: создание равных условий для развития инженерного творчества детей на всей территории Республики Коми.


Задачи Концепции:


обеспечение доступа к современным программам инженерной направленности всех категорий детей Республики Коми, в том числе и из отдаленных территорий;


создание единых подходов к реализации различных уровней образования (дошкольном, общем, дополнительном, профессиональном) в части профессиональной ориентации обучающихся и практико-ориентированности каждого уровня образования;


формирование кейсов проектов, интегрированных с несколькими отраслями образования, имеющих продукт завершенного жизненного цикла, реализующихся с привлечением ресурсов бизнес-сообщества;


встраивание педагогов дополнительного образования в модель системы дополнительного образования, предполагающей раннюю профессиональную ориентацию, в том числе и инженерной направленности.


Ожидаемыми результатами реализации Концепции к 2024 году являются:


(в ред. распоряжения Правительства РК от 02.07.2019 N 243-р)


вовлечены в непрерывный образовательный процесс с использованием современных средств и методов обучения благодаря функционированию мобильного технопарка "Кванториум" дети из всех 20 муниципальных образований в Республике Коми;


(в ред. распоряжения Правительства РК от 02.07.2019 N 243-р)


увеличено количество детей, получающих услуги дополнительного образования инженерной направленности в дистанционной форме, до 18% от всех обучающихся в муниципальных образованиях в Республике Коми в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе количество детей с ОВЗ, занимающихся инженерным творчеством, до уровня 15% к 2024 году;


(в ред. распоряжения Правительства РК от 02.07.2019 N 243-р)


сформированы механизмы преемственности различных уровней образования с учетом потребностей в профессиональной ориентации обучающихся;


(в ред. распоряжения Правительства РК от 02.07.2019 N 243-р)


подготовлены 20 коуч-команд в сфере инженерного творчества дополнительного образования детей;


(в ред. распоряжения Правительства РК от 02.07.2019 N 243-р)


реализовано не менее двух значимых социальных проектов в каждом муниципальном образовании в Республике Коми с использованием современных компетенций в сфере инженерных технологий, полученных в ходе обучения по программам мобильного технопарка "Кванториум" с привлечением бизнес-сообществ.


(в ред. распоряжения Правительства РК от 02.07.2019 N 243-р)


Предпосылкой достижения цели и задач Концепции является опыт Республики Коми в реализации федеральных проектов в сфере дополнительного образования детей за последние 3 года:


реализуется приоритетный проект Республики Коми "Доступное дополнительное образование для детей" в 2017 - 2018 годах с привлечением финансовой поддержки со стороны Минобрнауки России, а именно: создан и функционирует стационарный детский технопарк "Кванториум";


продолжается внедрение целевой модели дополнительного образования детей (внедрение системы персонифицированного финансирования в дополнительном образовании детей, организация и проведение серии кадровых школ для специалистов сферы дополнительного образования детей с привлечением федеральных тьюторов, инвентаризация сети учреждений, очно-заочные школы для мотивированных школьников);


успешно реализован грант Минобрнауки России 2016 - 2017 годов на поддержку юридических лиц по реализации проектов в сфере дополнительного образования детей, грантополучателем стало государственное учреждение дополнительного образования Республики Коми "Республиканский центр экологического образования" с проектом цифровой школы экологического образования, работающей в дистанционной форме с обучающимися из муниципальных образований в Республике Коми по реализации программ естественно-научной направленности.


По итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации в целях предоставления в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка" в 2019 году планируется открытие Центра развития ключевых компетенций детей при ВУЗе: "Дом научной коллаборации" при ФГБОУ ВО "СГУ имени Питирима Сорокина" с общим охватом 400 учащихся. Основной задачей центра станет формирование индивидуальных траекторий развития обучающихся, их профессиональная ориентация.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»