ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2018 года N 948
Об утверждении структуры ситуационного центра, функционирующего в исполнительном органе государственной власти Республики Татарстан, территориальном органе федерального органа исполнительной власти по Республике Татарстан, органе местного самоуправления муниципального района и городского округа Республики Татарстан, организации и входящего в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан, и паспорта компетенций администратора ситуационного центра, функционирующего в исполнительном органе государственной власти Республики Татарстан, территориальном органе федерального органа исполнительной власти по Республике Татарстан, органе местного самоуправления муниципального района и городского округа Республики Татарстан, организации и входящего в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан
В целях организации деятельности ситуационных центров исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан и организаций Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
структуру ситуационного центра, функционирующего в исполнительном органе государственной власти Республики Татарстан, территориальном органе федерального органа исполнительной власти по Республике Татарстан, органе местного самоуправления муниципального района и городского округа Республики Татарстан, организации и входящего в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан;
паспорт компетенций администратора ситуационного центра, функционирующего в исполнительном органе государственной власти Республики Татарстан, территориальном органе федерального органа исполнительной власти по Республике Татарстан, органе местного самоуправления муниципального района и городского округа Республики Татарстан, организации и входящего в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, а также рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, организациям руководствоваться настоящим постановлением при организации деятельности ситуационных центров.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление мобилизационной подготовки и специальных программ Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
СТРУКТУРА СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, ОРГАНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ОРГАНИЗАЦИИ И ВХОДЯЩЕГО В РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
1. Ситуационный центр, функционирующий в исполнительном органе государственной власти Республики Татарстан, территориальном органе федерального органа исполнительной власти по Республике Татарстан, органе местного самоуправления муниципального района и городского округа Республики Татарстан, организации и входящий в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан (далее - ситуационный центр), предназначен для взаимодействия:
руководителей ситуационных центров, входящих в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан (далее - Распределенный центр);
внутренних пользователей - сотрудников ситуационного центра, имеющих соответствующий статус допуска к информации ситуационного центра;
внешних пользователей и информационно-аналитических систем, входящих в Распределенный центр, ведомств и организаций, имеющих соответствующий статус допуска к информации, а также других информационно-аналитических систем, к которым может быть подключен ситуационный центр, входящий в Распределенный центр.
Обязанности по обеспечению деятельности ситуационного центра возлагаются на действующее или вновь образованное структурное подразделение в исполнительном органе государственной власти Республики Татарстан, территориальном органе федерального органа исполнительной власти по Республике Татарстан, органе местного самоуправления муниципального района и городского округа Республики Татарстан, организации, уполномоченное на выполнение соответствующих функций ведомственным приказом/распоряжением.
2. Структура ситуационного центра должна включать в себя следующие основные функциональные системы:
система сбора информации, учета, каталогизации, хранения и ведения реестра информационных ресурсов и информационно-аналитических моделей, используемых в данном ситуационном центре;
система инфраструктурного обеспечения - комплекс технических и программных решений, необходимых для функционирования ситуационного центра, включающий в себя платформу информационного взаимодействия пользователей;
ведомственная информационно-аналитическая система - система, применяемая при решении задач ситуационного центра, формирующая всю необходимую отчетность и включающая в себя информационно-аналитические модели и информационные ресурсы;
система информационной безопасности и защиты информации - комплекс технических и программных решений, необходимых для защиты ситуационного центра от неправомерных внутренних и внешних воздействий;
система администрирования и регламентируемого доступа - система, включающая в себя разделы ведения каталога пользователей и присвоения определенного статуса доступа и связи с информационными ресурсами Распределенного центра.
3. Типовые требования к функциональным системам, входящим в состав ситуационного центра.
3.1. Система сбора информации, учета, каталогизации, хранения и ведения реестра информационных ресурсов и информационно-аналитических моделей, используемых в ситуационном центре, должна обеспечивать:
получение необходимой ведомственной информации;
надежное и защищенное хранение информации и данных;
актуализацию информации и данных;
ведение каталога хранимой информации и обеспечение электронного доступа к ней;
ведение реестра информационно-аналитических моделей и информационных ресурсов ситуационного центра и взаимодействие с реестрами информационно-аналитических моделей и информационных ресурсов Распределенного центра.
3.2. Система инфраструктурного обеспечения ситуационного центра должна обеспечивать:
техническое взаимодействие всех программных и аппаратных систем, используемых в ситуационном центре;
визуальное отображение результатов деятельности ситуационного центра;
коммуникационное взаимодействие аппаратных средств и рабочих мест пользователей ситуационного центра.
3.3. Ведомственная информационно-аналитическая система должна обеспечивать:
подготовку и принятие управленческих решений оперативного и стратегического характеров;
подготовку отчетной информации и документации о деятельности ситуационного центра;
взаимодействие информационно-аналитических моделей и информационных ресурсов, используемых в данном ситуационном центре.
3.4. Система информационной безопасности и защиты информации должна обеспечивать:
защиту информации от утечки и информационно-технических воздействий (компьютерных атак);
безопасное взаимодействие пользователей ситуационного центра, включая внешних пользователей;
ограниченный доступ к информационным ресурсам ситуационного центра с соответствующим статусом допуска;
резервное копирование информационных ресурсов ситуационного центра.
3.5. Система администрирования и регламентируемого доступа должна обеспечивать:
защиту информации ситуационного центра посредством идентификации и аутентификации пользователей и используемых ими информационных ресурсов ситуационного центра;
авторизацию доступа к информационным ресурсам и протоколирование обращений пользователя к информационным ресурсам ситуационного центра;
регламентацию полномочий пользователя (присвоение каждому пользователю персональных прав на использование информационных ресурсов и манипулирование данными);
наличие помещений для групповых сессий пользователей ситуационного центра;
наличие регламента работы ситуационного центра, оформленного в виде стандарта управленческих процессов.
ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИЙ АДМИНИСТРАТОРА СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, ОРГАНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ОРГАНИЗАЦИИ И ВХОДЯЩЕГО В РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Основной состав практических компетенций, трудовых и должностных функций администратора ситуационного центра, функционирующего в исполнительном органе государственной власти Республики Татарстан, территориальном органе федерального органа исполнительной власти по Республике Татарстан, органе местного самоуправления муниципального района и городского округа Республики Татарстан, организации и входящего в Распределенный ситуационный центр Республики Татарстан (далее - ситуационный центр), представлен в следующей таблице:
Наименование трудовых функций (в соответствии с профессиональным стандартом) | Содержательное описание должностных обязанностей администратора ситуационного центра | Необходимые компетенции (в дополнение к профессиональному стандарту) |
1 | 2 | 3 |
Автоматизированная информационно-аналитическая поддержка процессов принятия решений | Контроль соблюдения регламента функционирования ситуационного центра (своевременность актуализации информационных ресурсов) | Знание регламента актуализации информации в разрезе информационных ресурсов ситуационного центра, в том числе формируемых моделями ситуационного центра, и информационных ресурсов, потребляемых из баз данных внешних пользователей. Владение IT-технологиями идентификации актуальной (неактуальной) информации, включенной в состав информационных ресурсов ситуационного центра |
Определение и контроль соблюдения прав доступа пользователей ситуационного центра | Знание положений о функциональных подразделениях организации, должностных регламентов их сотрудников. Владение технологиями авторизации пользователей и идентификации для них полей информационных ресурсов и информационно-аналитических моделей, разрешенных для просмотра и корректировки | |
Фиксация отклонений от штатной работы ситуационного центра и информирование об этом сотрудников, отвечающих за администрирование баз данных и моделей | Знание навыков работы с операционной системой, с применяемыми системами управления базами данных. Владение технологиями работы службы технической поддержки. Владение технологиями резервного копирования базы данных | |
Контроль соблюдения регламента обеспечения информационной безопасности ситуационного центра | Знание основных способов обеспечения информационной безопасности | |
Подготовка отчетов о функционировании ситуационного центра | Знание документов, регламентирующих деятельность ситуационного центра. Владение технологиями формирования отчетности о работе ситуационного центра. Владение технологиями разработки технического задания на изменение содержания отчета руководителю. Владение навыками поиска информации в реестрах информационных ресурсов, информационно-аналитических моделей, информационных систем Распределенного ситуационного центра Республики Татарстан |
Перечисленные должностные обязанности и компетенции должны быть отражены в должностных инструкциях и ведомственных приказах о назначении соответствующих специалистов.