Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2018 года N 453


О внесении изменений в государственную программу "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.12.2023 N 722.
____________________________________________________________________



Правительство Республики Башкортостан постановляет:


1. Внести в государственную программу "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 февраля 2014 года N 61 (с последующими изменениями), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).


2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Фазрахманова И.И.



Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 18 февраля 2014 г. N 61
     (в редакции
Постановления Правительства
Республики Башкортостан
от 19 сентября 2018 г. N 453)



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"



ПАСПОРТ государственной программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан"

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан

Соисполнители государственной программы

Отсутствуют

Цели и задачи государственной программы

Цели:

защитить население и объекты экономики от негативного воздействия вод;

сохранять и рационально использовать природные ресурсы Республики Башкортостан;

развить систему обращения с отходами на территории Республики Башкортостан;

сохранять благоприятную экологическую обстановку в Республике Башкортостан

Задачи:

повысить водообеспеченность населения и его защищенность от наводнений и иного негативного воздействия вод;

сохранить имеющиеся природные ресурсы и биоразнообразие;

снизить негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;

снизить общую антропогенную нагрузку на окружающую среду, в том числе за счет снижения выбросов в атмосферу и развития системы автоматизированного мониторинга атмосферного воздуха

Сроки и этапы реализации государственной программы

2014 - 2030 годы без деления на этапы

Перечень подпрограмм

1) "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Башкортостан";

2) "Обеспечение неистощительного природопользования в Республике Башкортостан";

3) "Совершенствование системы управления отходами производства и потребления в Республике Башкортостан";

4) "Экологическая безопасность Республики Башкортостан";

5) "Обеспечение реализации государственной программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан"

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях;

запасы основных видов общераспространенных полезных ископаемых, за исключением гипса, торфа и известняка для обжига на известь;

доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Республики Башкортостан;

доля территории Республики Башкортостан, занятая особо охраняемыми природными территориями федерального, республиканского и местного значения, в общей площади Республики Башкортостан;

доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности;

доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов;

объем выбросов загрязняющих атмосферный воздух веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового регионального продукта;

объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (без учета субъектов малого предпринимательства);

общая площадь восстановленных, рекультивированных земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде;

объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты с учетом снижения за счет внедрения природоохранных мероприятий (от уровня 2012 года)

Ресурсное обеспечение государственной программы

Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2014 - 2030 годах составит 33620318,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 11176202,0 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 1275517,0 тыс. рублей;

2015 год - 723257,2 тыс. рублей;

2016 год - 1164526,9 тыс. рублей;

2017 год - 1262223,3 тыс. рублей;

2018 год - 891460,0 тыс. рублей;

2019 год - 540364,7 тыс. рублей;

2020 год - 484446,5 тыс. рублей;

2021 год - 484446,5 тыс. рублей;

2022 год - 484446,5 тыс. рублей;

2023 год - 479587,9 тыс. рублей;

2024 год - 484446,5 тыс. рублей;

2025 год - 484446,5 тыс. рублей;

2026 год - 484446,5 тыс. рублей;

2027 год - 484446,5 тыс. рублей;

2028 год - 484446,5 тыс. рублей;

2029 год - 484446,5 тыс. рублей;

2030 год - 479246,5 тыс. рублей;

б) федерального бюджета - 2856324,9 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 644549,2 тыс. рублей;

2015 год - 68815,3 тыс. рублей;

2016 год - 103790,1 тыс. рублей;

2017 год - 261981,7 тыс. рублей;

2018 год - 374631,7 тыс. рублей;

2019 год - 377253,5 тыс. рублей;

2020 год - 390787,4 тыс. рублей;

2021 год - 63451,6 тыс. рублей;

2022 год - 63451,6 тыс. рублей;

2023 год - 63451,6 тыс. рублей;

2024 год - 63451,6 тыс. рублей;

2025 год - 63451,6 тыс. рублей;

2026 год - 63451,6 тыс. рублей;

2027 год - 63451,6 тыс. рублей;

2028 год - 63451,6 тыс. рублей;

2029 год - 63451,6 тыс. рублей;

2030 год - 63451,6 тыс. рублей;

в) местных бюджетов - 190722,7 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 25644,0 тыс. рублей;

2015 год - 500,0 тыс. рублей;

2016 год - 30000,0 тыс. рублей;

2017 год - 23313,7 тыс. рублей;

2018 год - 38109,2 тыс. рублей;

2019 год - 36092,1 тыс. рублей;

2020 год - 32417,3 тыс. рублей;

2021 год - 4646,4 тыс. рублей;

г) внебюджетных источников - 19397068,6 тыс. рублей, из них по годам:

2014 год - 1793410,0 тыс. рублей;

2015 год - 1242060,0 тыс. рублей;

2016 год - 1407198,4 тыс. рублей;

2017 год - 987925,4 тыс. рублей;

2018 год - 1980127,1 тыс. рублей;

2019 год - 2006536,1 тыс. рублей;

2020 год - 2425355,2 тыс. рублей;

2021 год - 874061,0 тыс. рублей;

2022 год - 913545,7 тыс. рублей;

2023 год - 784167,6 тыс. рублей;

2024 год - 651925,6 тыс. рублей;

2025 год - 652009,6 тыс. рублей;

2026 год - 664856,8 тыс. рублей;

2027 год - 664945,0 тыс. рублей;

2028 год - 742903,2 тыс. рублей;

2029 год - 788816,3 тыс. рублей;

2030 год - 817225,6 тыс. рублей



1. Характеристика текущего состояния сферы природопользования и экологии Республики Башкортостан


Сложившаяся в республике экологическая обстановка во многом определяется ее ресурсно-промышленным потенциалом. Многие годы Башкортостан является одним из основных нефтедобывающих регионов России. На основе нефтедобычи получили развитие энергетика, нефтепереработка, химическая, газовая и нефтехимическая промышленность, нефтяное машиностроение.


Важными моментами в обеспечении эффективного выполнения природоохранных мероприятий являются рационализация и оптимальная организация системы соответствующего управления, включающей развитую систему мониторинга состояния окружающей среды, учет природных ресурсов и источников негативного воздействия на окружающую среду, программу экологического образования и воспитания населения.


Минерально-сырьевая база общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) служит основой для развития промышленности строительных материалов, строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, благоустройства населенных пунктов, берегоукрепления и многих других инженерных сооружений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности предприятий и населения республики.


В Башкортостане имеется почти весь набор видов ОПИ, встречающийся в России. Территориальным балансом запасов в республике учтены 13 видов ОПИ: песчано-гравийная смесь и песок строительный, кирпично-черепичное сырье и строительные камни, гипс и ангидрит, агрохимическое сырье, торф и др. Запасы основных видов ОПИ в 2014 году составили 2119,5 млн. куб. м, в 2015 году - 2122,5 млн. куб. м.


Исходя из принципа неистощимого недропользования, запасы основных видов ОПИ от года к году не должны уменьшаться, а оставаться как минимум на уровне достигнутого. В связи с этим в 2018 - 2030 годы планируется поддерживать запасы основных видов ОПИ в объеме 2122,5 млн. куб. м.


В регионе насчитывается около 13 тыс. рек общей протяженностью свыше 57 тыс. км. Основную часть из них (99,9% по количеству и 87% по протяженности) составляют реки длиной менее 100 км. Объем средних ежегодно возобновляемых суммарных запасов поверхностных вод, формирующихся на территории республики, составляет 25,5 куб. км. С учетом вод, поступающих из соседних областей и Республики Татарстан, объем водных ресурсов возрастает до 35 куб. км. В целом Республика Башкортостан менее обеспечена водными ресурсами, чем Российская Федерация: на 1 человека в Башкортостане приходится 8750 куб. м воды в год, или 24 куб. м/сутки, против 29380 куб. м/год, или 80 куб. м/сутки, по России; в Пермской области, также входящей в бассейн Волги, этот показатель выше вдвое.


В последние десятилетия берега водных объектов республики испытывают все возрастающее воздействие негативных природных и техногенных процессов. Резко активизировалась абразия берегов, особенно на участках вблизи населенных пунктов, широкое развитие получили оползни, обвалы и осыпи. Размыву в паводковый период подвергаются участки береговых склонов, на которых расположены жилые дома и объекты социального назначения. Затопление территории не только влечет за собой большие экономические потери, но и может привести к гибели людей.


Протяженность берегов, подверженных негативному воздействию вод только в пределах населенных пунктов, - 1989,8 км.


В наибольшей степени эрозионные процессы характерны для рек, берущих свое начало с Бугульминско-Белебеевской возвышенности (реки Сюнь, Чермасан, Кармасан, левобережные притоки реки Демы) и с отрогов Общего Сырта (реки Дема, Уршак, Стерля, Ашкадар).


Общая площадь особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан (далее - ООПТ) составляет 947,3 тыс. га, или 6,6% от всей территории республики, которая благодаря своему географическому положению на стыке нескольких природных зон обладает значительным ландшафтным и биологическим разнообразием. Поэтому одним из приоритетных направлений природоохранной деятельности является развитие сети ООПТ как гаранта сохранения уникального биологического и ландшафтного разнообразия, популяций редких видов растений и животных. Кроме того, данная сеть может служить опорой для развития экологического туризма как одной из экономических отраслей региона.


В последние годы происходит уменьшение общей площади ООПТ. Это связано с приведением нормативных правовых актов Республики Башкортостан в соответствие с федеральным законодательством, проведением работ по инвентаризации ООПТ. В результате осуществления указанных работ были выявлены случаи накладки площадей друг на друга, то есть ранее были организованы памятники природы, затем они вошли в состав более крупных категорий ООПТ.


По результатам инвентаризации из состава ООПТ исключаются территории, утратившие по тем или иным причинам статус ООПТ, памятники природы и государственные природные заказники, которые расположены на территориях заповедников и национального парка федерального значения.


Одним из факторов, обеспечивающих разнообразие видов ихтиофауны республики, является богатство водных биологических ресурсов. Республика Башкортостан обладает значительным фондом рыбохозяйственных водоемов.


Однако в этой области имеется ряд проблем. Так, несмотря на наличие разнообразных водных ресурсов, наблюдается тенденция уменьшения используемых для промысловых целей водных акваторий. В первую очередь это связано с сокращением популяций ценных видов рыб (25% - 30%) в связи с вытеснением их из ареала распространения малоценными сорными видами (70% - 75%), не пользующимися спросом у населения. Многие акватории водоемов комплексного назначения республики не зарыблены.


В этой связи актуальность приобретает задача восстановления природных (естественно воспроизводящихся) популяций ценных видов рыб в пригодных для их обитания реках.


Решение проблем, связанных с воспроизводством рыбных запасов в естественных водоемах и зарыблением всех пригодных для рыбохозяйственного использования водоемов комплексного назначения в республике, возможно благодаря созданию единой сети рыборазводных заводов и нерестово-выростных хозяйств достаточной мощности.


Для сохранения биоразнообразия животного мира необходимы мероприятия по организации и проведению инвентаризации, учета отдельных видов и групп животных, мест их обитания, организации новых охотхозяйств путем проектирования новых участков охотничьих угодий и заключения охотхозяйственных соглашений с победителями аукционов на право заключения таких соглашений. Реализация этих мероприятий позволит разработать и принять эффективные меры, обеспечивающие охрану и сохранение видов животных, в том числе редких и исчезающих.


В Республике Башкортостан существует ряд серьезных экологических проблем, в частности, в области обращения с отходами.


Объем образования отходов с 2012 по 2016 год сократился на 24,32 млн. т. Доля использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных в 2016 году составила 23,7%. Объем образования отходов I - IV классов опасности за последние 5 лет сократился на 34%, а доля использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов I - IV классов опасности увеличилась с 16,5% до 23,7%. Но несмотря на это, уровень утилизации отходов остается низким из-за ряда проблем в области обращения с отходами, а именно:


высокий уровень износа технологического оборудования;


использование на предприятиях республики многоотходных технологий;


низкие темпы внедрения современных ресурсосберегающих технологий.


Развитие системы управления отходами производства и потребления на территории Республики Башкортостан позволит к 2030 году увеличить долю утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов I - IV классов опасности до 80%.


На территории Республики Башкортостан ежегодно образуется порядка 2,3 млн. т твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Выстраивание системы обращения с ТКО в Республике Башкортостан началось в 2000-х годах. Приоритетным направлением было определено строительство современных полигонов ТКО. В основном они возведены за счет средств бюджета Республики Башкортостан.


Имеющиеся сегодня 49 полигонов ТКО, из которых только 35 полигонов включены в государственный реестр объектов размещения отходов, не могут удовлетворить нужды республики. На них захоранивается порядка 1,5 млн. т отходов, остальные 0,8 млн. т по-прежнему вывозятся на свалки.


В республике в последние 5 лет наметилась положительная динамика строительства мусоросортировочных линий, так, если в 2012 году на территории республики эксплуатировались только 2 мусоросортировочные линии, то на сегодняшний день построено уже 13 линий.


Согласно республиканскому кадастру отходов на территории республики расположены 2843 свалки ТКО, не соответствующие требованиям законодательства, из них 380 свалок закрыты.


В связи с отсутствием в некоторых районах республики системы обращения с ТКО (Зилаирском, Зианчуринском, Хайбуллинском, Баймакском, Татышлинском и др.) количество свалок на территории республики ликвидируется крайне низкими темпами.


В рамках реализации полномочий в сфере обращения с отходами Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ) разработало Территориальную схему обращения с отходами Республики Башкортостан, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Территориальная схема), которая была утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 ноября 2016 года N 480.


Территориальной схемой установлено пять зон деятельности региональных операторов в сфере обращения с ТКО на территории Республики Башкортостан.


Кроме того, существует ряд проблем в области охраны атмосферного воздуха.


Загрязнение атмосферного воздуха напрямую связано с увеличением объемов производительности в отраслях экономики Республики Башкортостан. Основные выбросы от стационарных источников приходятся на предприятия топливно-энергетического комплекса (нефтеперерабатывающей, нефтехимической, нефтедобывающей и электроэнергетической отраслей промышленности) - порядка 70%. Причем за последние годы выбросы в атмосферу от стационарных источников промышленных предприятий в Республике Башкортостан практически не снижаются. Так, если в 2013 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составляли 448,9 тыс. т, то в 2016 году они достигли 460,9 тыс. т.


Все это говорит о том, что существующие производства в Республике Башкортостан должны постоянно модернизироваться, а также переходить на наилучшие доступные технологии в области охраны окружающей среды.


Увеличение объемов выбросов от передвижных источников с 334,7 тыс. т в 2013 году до 457,7 тыс. т в 2016 году объясняется увеличением количества автотранспортных средств в Республике Башкортостан.


В Республике Башкортостан основное влияние на поверхностные водные объекты оказывают промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство. На долю предприятий топливно-энергетического, химического и нефтехимического комплексов приходилось в 2013 году более 57,7% от общего объема сброса сточных вод в поверхностные водные объекты по республике, на долю жилищно-коммунального хозяйства - 34%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»