МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 13 августа 2018 года N 951


Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров Амурской области на 2018 - 2020 годы



В соответствии с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 715 "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров", в соответствии с письмом заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю.Синюгиной от 23 июля 2018 г. N ТС-1627/08 "О школьных информационно-библиотечных центрах" приказываю:


1. Утвердить Концепцию развития школьных информационно-библиотечных центров Амурской области на 2018 - 2020 годы (далее - Концепция) в соответствии с приложением N 1 к настоящему приказу.


2. Утвердить "дорожную карту" реализации Концепции в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу.


3. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования "Амурский областной институт развития образования" (Л.В.Грозина):


3.1. Создать на базе ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" региональный информационно-библиотечный центр (далее - Центр).


3.2. Утвердить положение о Центре.


3.3. Назначить ответственных лиц из числа сотрудников за наполнение личного кабинета на портале ФИМЦ.


3.4. Обеспечить координацию деятельности руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по участию в ежеквартальном мониторинге, проводимом ИЦ "Библиотека им. К.Д.Ушинского" РАО в рамках выполнения мероприятия N 36 Плана ("дорожной карты") реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 22 февраля 2018 года, по итогам которого представлять в министерство образования и науки Амурской области информацию не позднее 5 числа месяца, следующего по окончании очередного квартала.


4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Л.А.Закирову.



И.о. министра
Е.В.ЛАПОННИКОВА



Приложение N 1
к приказу
министерства
образования и науки
Амурской области
от 13 августа 2018 г. N 951



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕНТРОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 - 2020 ГОДЫ



1. Общие положения


Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития информационно-библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации, школьные библиотеки) в Амурской области.


Концепция задает долгосрочные ориентиры развития школьных информационно-библиотечных центров Амурской области и определяет цели, приоритеты и инструменты для решения практических задач, обеспечивающих реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.


Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области школьных библиотек, с учетом отечественного и зарубежного опыта.


Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (далее - ИБЦ).


Основными факторами развития школьных библиотек как ИБЦ являются:


- формирование и развитие организационной базы для развития деятельности ИБЦ;


- формирование и развитие ресурсной базы ИБЦ;


- формирование и развитие системы обслуживания: ассортимента услуг и продукции, средств, каналов продвижения, оценки эффективности;


- формирование и развитие информационной культуры участников образовательной деятельности.


Статус ИБЦ подчеркивает возможность выполнения требований ФГОС, что означает:


- обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности участников образовательного процесса;


- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг;


- укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать отечественную, зарубежную классическую и современную литературу.


Масштаб и глубина необходимых преобразований школьных библиотек обусловлены вызовами системе образования, связанными с переходом к постиндустриальному информационному обществу, возрастанием роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, усилением влияния профессионального сообщества и общественных организаций на требования к современной системе образования.



2. Проблемы развития школьных библиотек


Основными проблемами развития школьных библиотек в Амурской области являются несовершенство нормативной правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровне, проблемы кадрового обеспечения, отсутствие молодых специалистов, возросшее число библиотечных работников, не имеющих библиотечного образования, слабая материально-техническая база, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения. Фонды библиотек редко пополняются дополнительной литературой: художественной, методической, справочной, и, как результат, старение библиотечного фонда.


Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени. Требуют актуализации федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС) в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям в части школьных библиотек.


Система методического сопровождения педагогов-библиотекарей, успешно работавшая на всех уровнях в советские годы, требует модернизации. Отсутствует централизованная методическая поддержка школьных библиотек на региональном и муниципальном уровнях.


Требует урегулирования ряд кадровых вопросов. В номенклатуру должностей педагогических работников введена должность "педагог-библиотекарь", но не во всех образовательных организациях такая должность введена в штатное расписание.


В соответствии с требованиями ФГОС расширился перечень предоставляемых школьными библиотеками услуг, что приводит к необходимости привлечения работников с различными компетенциями.


Организация дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации.


В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники. Большинство школьных библиотек области оснащено компьютерной техникой, но эта оснащенность недостаточна. Как правило, школьные библиотеки, расположенные в отдаленных районах Амурской области, не всегда имеют доступ в Интернет, что затрудняет использование интернет-ресурсов и электронного контента. Нуждаются в обновлении фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы.


Отсутствие системного сетевого взаимодействия библиотек препятствует обмену опытом и ресурсами всех участников профессионального сообщества. Кроме этого, необходима централизованная поддержка процесса ведения электронных и печатных каталогов.


В Амурской области существует система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Амурский областной институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО "АмИРО"). Ежегодно проводятся курсы повышения квалификации библиотечных специалистов, семинары, семинары-практикумы. Своевременную методическую помощь и консультирование библиотечных работников по вопросам организации библиотечной деятельности осуществляют специалисты ГАУ ДПО "АмИРО".



3. Цели и задачи Концепции


Целью настоящей Концепции является определение основных направлений в развитии сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций Амурской области, обеспечивающих необходимые условия для реализации ФГОС.


Задачами Концепции являются:


- разработка инновационных моделей школьных библиотек общеобразовательных организаций для создания необходимых условий реализации ФГОС;


- разработка подходов к развитию сети информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций, обеспечивающих оптимизацию затрат за счет сетевой синергии и внедрения инновационных механизмов.


Основные механизмы реализации Концепции развития сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы в Амурской области:


- формирование нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность информационно-библиотечных центров области;


- разработка методических рекомендаций по развитию областной сети информационно-библиотечных центров;


- мониторинг и анализ процессов развития областной сети информационно-библиотечных центров;


- разработка плана мероприятий по созданию условий для сетевого взаимодействия информационно-библиотечных центров Амурской области;


- включение задач и мероприятий по реализации данной Концепции в федеральные и региональные государственные программы с целью обеспечения финансирования;


- разработка плана мероприятий по созданию условий для сетевого взаимодействия информационно-библиотечных центров Амурской области.



4. Основные направления реализации Концепции


Координацию деятельности школьных ИБЦ и развития библиотек образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные общеобразовательные программы, призван обеспечивать созданный на базе ГАУ ДПО "АмИРО" региональный информационно-библиотечный центр (далее - РИБЦ).


РИБЦ осуществляет методическое сопровождение функционирования сети информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций Амурской области в целях обеспечения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательных практик.


В функции РИБЦ также входят:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»