Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2018 года N 268


Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения"

(с изменениями на 28 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 27.12.2018 N 400, от 05.02.2019 N 35, от 13.03.2019 N 72, от 15.04.2019 N 106, от 27.12.2019 N 392, от 21.02.2020 N 57, от 10.06.2020 N 205, от 29.09.2020 N 319, от 28.10.2020 N 335, от 14.12.2020 N 404, от 23.12.2020 N 424, от 19.02.2021 N 37, от 12.05.2021 N 119, от 09.07.2021 N 192, от 30.08.2021 N 243, от 13.10.2021 N 300, от 22.11.2021 N 352, от 07.12.2021 N 371, от 30.12.2021 N 432, от 18.03.2022 N 88, от 24.03.2022 N 98, от 15.06.2022 N 198, от 20.07.2022 N 247, от 28.12.2022 N 469, от 14.04.2023 N 152, от 14.07.2023 N 270, от 28.12.2023 N 512)
____________________________________________________________________

Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 29.12.2023 N 541.

____________________________________________________________________




Правительство Республики Алтай постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения".


2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.



Исполняющий обязанности
Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства
Республики Алтай
Р.Р.ПАЛЬТАЛЛЕР



Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Алтай
от 17 августа 2018 г. N 268



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 27.12.2018 N 400, от 05.02.2019 N 35, от 13.03.2019 N 72, от 15.04.2019 N 106, от 27.12.2019 N 392, от 21.02.2020 N 57, от 10.06.2020 N 205, от 29.09.2020 N 319, от 28.10.2020 N 335, от 14.12.2020 N 404, от 23.12.2020 N 424, от 19.02.2021 N 37, от 12.05.2021 N 119, от 09.07.2021 N 192, от 30.08.2021 N 243, от 13.10.2021 N 300, от 22.11.2021 N 352, от 07.12.2021 N 371, от 30.12.2021 N 432, от 18.03.2022 N 88, от 24.03.2022 N 98, от 15.06.2022 N 198, от 20.07.2022 N 247, от 28.12.2022 N 469, от 14.04.2023 N 152, от 28.12.2023 N 512)




I. Паспорт государственной программы Республики Алтай

Наименование государственной программы (далее также - программа)

Обеспечение социальной защищенности и занятости населения

Администратор программы

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай

Соисполнители программы

Министерство образования и науки Республики Алтай;

Министерство здравоохранения Республики Алтай;

Министерство культуры Республики Алтай;

Министерство регионального развития Республики Алтай;

Министерство экономического развития Республики Алтай;

Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2020 N 57)

Сроки реализации программы

2019 - 2024 годы

Стратегическая задача, на реализацию которой направлена программа

Развитие человеческого капитала

Цель программы

Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, снижение социального неравенства и содействие занятости населения

Задачи программы

Совершенствование системы социальной поддержки населения;

создание условий для повышения качества жизни детей и семей с детьми;

формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей;

увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Республике Алтай, а также уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, профессионального развития и занятости инвалидов;

содействие занятости населения Республики Алтай и обеспечение защиты конституционных прав работников на безопасные условия труда;

обеспечение реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637, на территории Республики Алтай. Обеспечение социально-экономического развития Республики Алтай путем содействия добровольному переселению квалифицированных кадров из числа соотечественников, проживающих за рубежом, или проживающих на законном основании на территории Российской Федерации;

создание оптимальных условий по обеспечению реализации государственной программы Республики Алтай

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 23.12.2020 N 424)

Обеспечивающая подпрограмма

Создание условий для реализации государственной программы Республики Алтай "Обеспечение социальной защищенности и занятости населения"

(введена Постановлением Правительства Республики Алтай от 29.09.2020 N 319)

Подпрограммы программы

1) модернизация системы социальной поддержки населения;

2) охрана семьи и детей;

3) старшее поколение;

4) развитие социально ориентированных некоммерческих организаций;

5) доступная среда;

6) занятость населения. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве. Охрана труда;

7) оказание содействия добровольному переселению в Республику Алтай соотечественников, проживающих за рубежом

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 29.09.2020 N 319)

Целевые показатели программы

Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения;

уровень регистрируемой безработицы (на конец года);

численность высокопроизводительных рабочих мест (по разделу Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" в сфере предоставления социальных услуг), тыс. чел. на конец года;

доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2022 N 469)

Ресурсное обеспечение программы

Объемы бюджетных ассигнований в целом на реализацию программы составят 25652846,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 2648280,2 тыс. рублей;

2020 год - 5019607,8 тыс. рублей;

2021 год - 4810707,8 тыс. рублей;

2022 год - 5237663,1 тыс. рублей;

2023 год - 4750263,1 тыс. рублей;

2024 год - 3186324,6 тыс. рублей, из них:

а) за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составят 12269080,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 1676100,9 тыс. рублей;

2020 год - 1623766,9 тыс. рублей;

2021 год - 1799052,9 тыс. рублей;

2022 год - 2207164,3 тыс. рублей;

2023 год - 2885186,5 тыс. рублей;

2024 год - 2077808,8 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета (справочно) составят 12954165,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 873719,3 тыс. рублей;

2020 год - 3298259,2 тыс. рублей;

2021 год - 2914048,3 тыс. рублей;

2022 год - 2928557,6 тыс. рублей;

2023 год - 1831064,8 тыс. рублей;

2024 год - 1108515,8 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов (справочно) составят 0,0 тыс. рублей;

г) за счет средств из иных источников (справочно) составят 429601,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 98460,0 тыс. рублей;

2020 год - 97581,7 тыс. рублей;

2021 год - 97606,6 тыс. рублей;

2022 год - 101941,2 тыс. рублей;

2023 год - 34011,8 тыс. рублей;

2024 год - 0,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2023 N 512)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации программы планируется к 2024 году:

не допустить сокращение доли граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания Республики Алтай, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в данные организации, ниже 100 процентов;

сокращение уровня регистрируемой безработицы (на конец года) до 4,0 процентов;

не допустить сокращение численности высокопроизводительных рабочих мест (по разделу N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" в сфере предоставления социальных услуг"), тыс. чел. на конец года, ниже 0,05 тыс. чел.;

сокращение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума до 10,8%;

абзац исключен. - Постановление Правительства Республики Алтай от 29.09.2020 N 319

(в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 27.12.2019 N 392, от 29.09.2020 N 319, от 30.12.2021 N 432)



II. Характеристика сферы реализации государственной программы


Одним из направлений государственной социальной политики является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание социальной стабильности в обществе, установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп. Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Республики Алтай, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной поддержки населения.


Система социальной защиты населения Республики Алтай в результате ее радикального реформирования и развития за последние годы представляет качественно новую, самостоятельную, разветвленную и многопрофильную отрасль. Инфраструктура системы социального обслуживания включает в себя сеть организаций социального обслуживания различного типа - это три дома-интерната для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат с отделением для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, республиканский комплексный центр социального обслуживания населения и одиннадцать управлений социальной поддержки населения.


На реализацию государственной социальной политики в 2017 году было направлено более 2,2 миллиардов рублей, что составляет 183% к уровню 2012 года (более 1,2 миллиардов рублей), из них на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан более 850 миллионов рублей, что составляет 129% к уровню 2012 года (более 660 миллионов рублей). В 2017 году воспользовались государственной помощью и поддержкой 135 тысяч человек, что составляет 138% к уровню 2012 года (98 тысяч человек). В 2017 году меры социальной поддержки получили 6 тысяч многодетных семей, что составило 120% к уровню 2012 года (5 тысяч многодетных семей), 14 тысяч ветеранов труда, что составило 108% к уровню 2012 года (13 тысяч ветеранов труда), 6 тысяч пенсионеров, тружеников тыла и реабилитированных лиц, что составило 86% к уровню 2012 года (7 тысяч пенсионеров, тружеников тыла и реабилитированных лиц), 11 тысяч сельских специалистов, что составило 110% к уровню 2012 года (10 тысяч сельских специалистов). Равная доступность услуг общественного транспорта и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются более 11 тысячам человек, что составляет 92% к уровню 2012 года (12 тысяч человек), 21 тысяча семей получила ежемесячное пособие на ребенка, что составило 75% к уровню 2012 года (28 тысяч семей). Социальные гарантии установлены отдельным категориям граждан в виде ежемесячных денежных выплат, пособий, доплаты к пенсии, государственной социальной помощи, компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия), в том числе твердого топлива. Ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица имеют право на бесплатное зубопротезирование, первоочередную бесплатную установку телефона. Утверждены два Порядка реализации мер социальной поддержки педагогическим работникам и некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности.


Педагогическим работникам меры социальной поддержки предоставляются в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Размер компенсации составляет 100% расходов. Медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Республики Алтай, медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятых социально-медицинским обслуживанием, социальным работникам организаций социального обслуживания населения, специалистам государственной ветеринарной службы, специалистам в области культуры и искусства, работающим в государственных и муниципальных учреждениях культуры и искусства, образовательных организациях установлена ежемесячная денежная выплата. Вместе с тем, данные лица могут (по выбору гражданина) воспользоваться единовременной денежной выплатой.


Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг распространяются на пенсионеров из числа вышеуказанных лиц и пенсионеров из числа медицинских и фармацевтических работников, вышедших на пенсию из организаций здравоохранения, принятых в государственную собственность Республики Алтай, проработавших в организациях социального обслуживания, медицинских и образовательных организациях, в учреждениях ветеринарии, культуры и искусства в сельской местности не менее 10 лет при условии, что при выходе на пенсию они пользовались льготой по оплате жилья и коммунальных услуг.


Выполняются обязательства по обеспечению жильем участников и инвалидов Великой Отечественной войны, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года. По состоянию на 1 января 2018 года обеспечен жильем 1171 ветеран Великой Отечественной войны, что составляет 113% к уровню 2012 года (1034 ветерана).


Однако исполнение полномочий по улучшению жилищных условий ветеранов и инвалидов боевых действий, граждан с инвалидностью, вставших на учет до 1 января 2005 года, идет слишком медленно. Основные проблемы: недостаточное финансирование из федерального бюджета на реализацию меры социальной поддержки по обеспечению жильем данных категорий граждан, а также несоответствующий размер социальной выплаты по отношению к рыночной стоимости жилья и, как следствие, трудности в поиске и приобретении жилья.


Под постоянным контролем находятся вопросы реализации нормативных публичных обязательств в целях своевременности выплаты мер социальной поддержки льготным категориям граждан. Системная работа в этом направлении осуществляется согласно федерального законодательства и законодательства Республики Алтай.


В целях реализации послания Президента Российской Федерации на территории Республики Алтай с января 2011 года установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде выплаты республиканского материнского (семейного) капитала при рождении четвертого или последующих детей, в размере 50 тысяч рублей.


Кроме того, с 2010 года на территории Республики Алтай реализуются мероприятия по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.


К концу 2017 года удалось провести паспортизацию 76 объектов социальной инфраструктуры, что составляет 190% к уровню 2012 года (40 объектов); приспособить для доступа инвалидов 54 приоритетных объекта, что составляет 33% к уровню 2012 года (18 объектов); организовать работу мобильной социальной службы на базе Бюджетного учреждения Республики Алтай "Республиканский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" для улучшения социального обслуживания и адресной поддержки детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, проживающих в отдаленных районах; организовать работу службы социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов на базе бюджетных учреждений Республики Алтай "Республиканский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и "Республиканский психоневрологический интернат"; организовать информационное обеспечение для инвалидов в эфире телепрограммы "Вести Эл-Алтай" на канале Россия 1 Республики Алтай; провести мероприятия по формированию в Республике Алтай сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в том числе приобретение оборудования для слабовидящих (незрячих) детей, обучающихся по программам общего образования и другое.


В настоящее время необходимо использовать новые подходы к организации социальной защищенности отдельных категорий граждан на всех уровнях управления - федеральном, субъектовом и муниципальном. Особую актуальность приобретает объединение усилий государства, предпринимательских структур и некоммерческих организаций в реализации социально значимых мероприятий.


Наибольший эффект обеспечения доступности и качества социальных услуг для населения Республики Алтай дает комплексный подход на основе применения программно-целевых методов финансирования.


Сложными вопросами на сегодняшний день являются:


устаревающая материально-техническая база стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;


внедрение новых форм социального обслуживания в связи с недостаточным финансированием из республиканского бюджета Республики Алтай;


оснащение компьютерной техникой учреждения социальной поддержки населения в соответствии с требованиями эксплуатируемых информационных систем и сервисов по автоматизации процессов предоставления социальных услуг и мер социальной защиты;


слабое развитие дополнительных платных услуг в целях предоставления широкого набора социальных услуг клиентам социальных служб;


высокая текучесть кадров в социальной сфере по низкооплачиваемым профессиям;


сохранение низкого уровня оплаты труда и отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов организаций социального обслуживания.


В целях обеспечения удовлетворения потребностей граждан в социальном обслуживании в Республике Алтай функционирует 11 полустационарных и 6 стационарных организаций социального обслуживания.



Модернизация системы социальной поддержки населения


Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»