ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 августа 2018 года N 267


Об утверждении государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания" на 2019 - 2025 годы

(с изменениями на 18 июля 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2019 N 453, от 22.12.2020 N 455, от 30.03.2021 N 64, от 29.07.2021 N 225, от 03.12.2021 N 416, от 27.05.2022 N 226, от 22.03.2023 N 110, от 18.07.2023 N 293)




В целях развития архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Развитие архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания" на 2019 - 2025 годы (далее - Программа).


(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 03.12.2021 N 416, от 22.03.2023 N 110)


2. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29.07.2021 N 225.



Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 7 августа 2018 г. N 267



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ АРХИВНОГО ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2019 - 2025 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2019 N 453, от 22.12.2020 N 455, от 30.03.2021 N 64, от 03.12.2021 N 416, от 27.05.2022 N 226, от 22.03.2023 N 110, от 18.07.2023 N 293)




ПАСПОРТ
 Государственной программы Республики Северная Осетия-Алания


(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.03.2023 N 110)

Ответственный исполнитель Государственной программы

Архивная служба Республики Северная Осетия-Алания

Соисполнители программы

Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания

Участники программы

Отсутствуют

Структура программы

Подпрограмма 1 "Реализация государственной политики в сфере архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания" на 2019 - 2025 годы.

Подпрограмма 2 "Обеспечение реализации государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания" на 2019 - 2025 годы

Цели программы

Совершенствование организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания и других архивных документов в интересах граждан, общества и государства.

Приведение деятельности государственных архивов Республики Северная Осетия-Алания в соответствие с потребностями и нуждами современного информационного общества

Задачи программы

Повышение уровня безопасности архивов и сохранности архивных документов;

создание условий для повышения качества информационного обеспечения граждан, учреждений и организаций на основе архивных документов;

автоматизация и комплексная информатизация основных направлений деятельности архивов;

создание оптимальных условий хранения архивных документов, приобретение современного высокотехнологичного специализированного архивного оборудования, повышение уровня антитеррористической защищенности и пожарной безопасности архивных учреждений республики

Целевые индикаторы и показатели программы

Увеличение численности пользователей архивной информацией (по сравнению с базовым показателем 2020 года).

Увеличение площади архивохранилищ, увеличение количества единиц хранения, создание перспективы хранения Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания

Этапы и сроки реализации программы

Государственная программа реализуется в один этап - с 2019 по 2025 годы и рассчитана на ежегодный количественный прирост основных целевых показателей деятельности

Объем и источники финансирования программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию Государственной программы в 2019 - 2025 годах, составляет 275102,1 тыс. руб. из средств республиканского бюджета, в том числе:

по годам:

2019 год - 25484,4 тыс. руб.

2020 год - 24910,9 тыс. руб.

2021 год - 26564,1 тыс. руб.

2022 год - 28374,6 тыс. руб.

2023 год - 27351,4 тыс. руб.

2024 год - 66733,4 тыс. руб.

2025 год - 75682,8 тыс. руб.,

в том числе по:

подпрограмме 1 "Реализация государственной политики в сфере архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания" на 2019 - 2025 годы - 188122,5 тыс. рублей;

подпрограмме 2 "Обеспечение реализации государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания" на 2019 - 2025 годы - 69829,6 тыс. рублей.

Объемы финансирования Государственной программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания

Ожидаемые результаты реализации программы

В качественном выражении:

повышение объема и качества предоставления государственных услуг путем внедрения в практику архивного дела передовых технологий;

расширение доступа пользователей к архивной информации, в том числе в электронном виде;

повышение уровня безопасности документов Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания за счет улучшения условий их хранения;

в количественном выражении:

увеличение численности пользователей архивной информацией по сравнению с базовым показателем 2020 года на 17,5%: с 9 630 человек в 2020 году до 11 315 человек в 2025 году.

Оснащение архива высокотехнологичным современным оборудованием с перспективой дальнейшего комплектования и формирования Архивного фонда Республики Северная Осетия-Алания как составной части Архивного фонда Российской Федерации на ближайшие 45 - 50 лет.

Создание оптимальных условий для сохранения историко-культурного наследия



1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Государственной программы


Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Развитие архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания" на 2019 - 2025 годы (далее - Государственная программа) разработана на основе положений, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года, в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ, утвержденным Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 августа 2015 г. N 202.


(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 03.12.2021 N 416, от 22.03.2023 N 110)


Государственная программа определяет цели и задачи развития архивного дела в Республике Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.


На территории Республики Северная Осетия-Алания государственное регулирование вопросов архивного дела осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти в области архивного дела - Архивная служба Республики Северная Осетия-Алания. Архивные учреждения представлены двумя государственными бюджетными учреждениями: "Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания" и "Государственный архив новейшей истории Республики Северная Осетия-Алания", девятью архивными отделами и архивами органов местного самоуправления муниципальных образований.


Государственные, муниципальные и ведомственные архивы республики проводят хранение, учет и использование 1460 тыс. архивных дел. Количество дел вечного хранения составляет более 707 тыс. единиц. Объем архивных дел постоянно растет. Архивные фонды дореволюционного периода относятся к числу наиболее богатых и ценных на Юге России, так как включают документы военно-административных и гражданских органов, деятельность которых имела широкую географию и распространялась на Пятигорский, Кизлярский, Моздокский, Сунженский отделы и Владикавказский, Нальчикский, Грозненский, Хасав-Юртовский округа Терской области.


Имеющаяся сеть архивных учреждений республики позволяет обеспечить возможность оперативного и свободного доступа всех категорий пользователей к открытой архивной информации.


Ситуация в архивной отрасли республики за последние годы в целом характеризуется положительной динамикой основных показателей деятельности: улучшились условия хранения архивных документов, выросли объем и виды оказываемых архивными учреждениями услуг, внедряются в работу современные информационные технологии, значительно расширилась информационная и просветительская деятельность.


Архивные документы все чаще востребованы гражданами и организациями для подтверждения своих социальных и имущественных прав. В Архивной службе Республики Северная Осетия-Алания действует система "одного окна", работает электронная почта. Количество поступающих запросов стабильно растет, сроки их исполнения составляют от 1 до 15 дней.


Архивисты активизировали выставочную и публикационную деятельность. Ежегодно на основе архивных информационных ресурсов проводится до 36 мероприятий историко-патриотического характера с охватом более 10 тыс. человек. Изданы пять томов сборника документов "Архивный фонд Осетии. Посемейные списки населенных мест Владикавказского округа Терской области 1886 год". Достоверное освещение истории помогает защитить интересы нынешнего поколения, вносит позитивный вклад в улучшение имиджа республики и страны в целом, повышает привлекательность экономики республики для внешних инвесторов.


Проведены мероприятия по модернизации инженерно-технических сетей зданий государственных архивов. Впервые за 50 лет существования здания Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания проведен капитальный ремонт системы отопления; деревянные стеллажи заменены металлическими. Проведен ремонт кровли, хранилищ и рабочих кабинетов Государственного архива новейшей истории Республики Северная Осетия-Алания. В рамках программных мероприятий приобретен планетарный сканер MICROBOX B2N Spirit с программным обеспечением.


Тем не менее, исходя из анализа обеспеченности бюджетными ассигнованиями единицы хранения по субъектам Российской Федерации в 2017 году, расходы республиканского бюджета на 1 единицу хранения в год в архивах нашей республики остаются низкими (в 2,4 раза ниже, чем по Северо-Кавказскому федеральному округу и в 2,1 раз ниже, чем в целом по Российской Федерации).


Стратегической целью архивной сферы деятельности в республике выступает формирование качественно нового состояния архивов, надежно обеспечивающих национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан на получение информации.


Для достижения этой цели необходимо провести первоочередные мероприятия, которые из-за недостаточной государственной поддержки продолжают оставаться не решенными в течение многих лет, усиливая прежние и создавая новые факторы (угрозы), к числу основных из которых следует отнести:


отсутствие дополнительных площадей для приема документов в государственных архивах и опасность их утраты в условиях ведомственного временного хранения;


износ инженерных коммуникаций, недостаточность противопожарных средств и специального оборудования для хранения, реставрации и консервационно-профилактической обработки архивных документов в государственных архивах и, как следствие, угроза физической сохранности документов;


низкая оснащенность современным компьютерным оборудованием, программным обеспечением и кадрами, и, как следствие, медленная адаптации архивов к реалиям информационного общества.


Развитие архивного дела в период до 2025 года должно основываться на следующих принципах:


(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 03.12.2021 N 416, от 22.03.2023 N 110)


преемственности, предусматривающей сохранение действующей системы государственных и муниципальных архивов со сложившимися традициями функционирования российского архивного дела;


открытости, означающей последовательное расширение возможностей доступа к архивным документам за счет улучшения работы читальных залов архивов; перевода ранее засекреченных архивных документов на открытое хранение; активизации их оцифровки с размещением электронных копий архивных документов и поисковых средств к ним в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в форматах открытых данных;


партнерства, предполагающего организацию взаимовыгодных деловых отношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными организациями, учреждениями образования и культуры, общественными организациями, российским архивным сообществом, а также двухстороннего сотрудничества.


Результативность и эффективность прогнозируемого периода обеспечат комплексный подход и объединение усилий всех заинтересованных участников на основе рационального использования бюджетных средств.


Реализация включенных в Государственную программу приоритетных направлений деятельности решит системные проблемы отрасли и повысит уровень востребованности и удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставляемых услуг.



2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы



2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Государственная программа направлена на комплексное развитие архивного дела.


Выделяются приоритеты двух уровней. К приоритетам первого уровня относятся мероприятия по совершенствованию и модернизации инфраструктуры отрасли:


содержание, текущий и капитальный ремонт архивных учреждений;


техническое переоснащение, укрепление ресурсной и материальной базы;


приобретение современного специализированного архивного оборудования и материалов;


внедрение современного программного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий;


проведение мероприятий по обеспечению безопасности.


К приоритетам второго уровня относятся мероприятия по сохранению и поступательному развитию основных направлений деятельности в области архивного дела, в том числе:


повышение качества предоставляемых услуг путем внедрения в практику архивного дела передовых технологий;


расширение доступа к документам Архивного фонда Российской Федерации и их популяризация;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»