ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2018 года N 375


О государственной программе Новгородской области "Создание в Новгородской области дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, на 2018 - 2026 годы"

(с изменениями на 21 июля 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 08.02.2019 N 59, от 05.07.2019 N 260, от 27.12.2019 N 512, от 28.01.2020 N 17, от 20.08.2020 N 393, от 30.06.2021 N 182, от 08.11.2021 N 377, от 15.04.2022 N 213, от 09.02.2023 N 62, от 21.07.2023 N 324)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечнем государственных программ Новгородской области, утвержденным распоряжением Правительства Новгородской области от 02.09.2013 N 99-рг, Правительство Новгородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новгородской области "Создание в Новгородской области дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, на 2018 - 2026 годы".


(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 08.02.2019 N 59, от 05.07.2019 N 260)


2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости" и разместить на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).



Губернатор Новгородской области
А.С.НИКИТИН



Утверждена
постановлением
Правительства Новгородской области
от 24.07.2018 N 375



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЗДАНИЕ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 МЕСЯЦЕВ ДО 3 ЛЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА 2018 - 2026 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 05.07.2019 N 260, от 27.12.2019 N 512, от 28.01.2020 N 17, от 20.08.2020 N 393, от 30.06.2021 N 182, от 08.11.2021 N 377, от 15.04.2022 N 213, от 09.02.2023 N 62, от 21.07.2023 N 324)




Паспорт государственной программы


(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 30.06.2021 N 182)

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство образования Новгородской области (далее министерство)

Соисполнители государственной программы

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области (далее министерство строительства и территориального развития) (до 21.07.2020);

администрации муниципальных районов, городского округа Новгородской области (по согласованию)

Цели государственной программы

создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации национального проекта "Демография"

Задачи государственной программы

обеспечение доступности дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет

Сроки реализации государственной программы

2018 - 2026 годы

Объемы и источники финансирования государственной программы с разбивкой по годам реализации

объемы финансирования за счет всех источников - 1570106,96561 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2018 год - 431185,1 тыс. рублей;

2019 год - 578159,55716 тыс. рублей;

2020 год - 342317,92776 тыс. рублей;

2021 год - 139257,71402 тыс. рублей;

2022 год - 43328,38384 тыс. рублей;

2023 год - 35858,28283 тыс. рублей;

из них:

областной бюджет - 441682,5892 тыс. рублей, в том числе:

2018 год - 72589,9 тыс. рублей;

2019 год - 106917,91697 тыс. рублей;

2020 год - 139045,42254 тыс. рублей;

2021 год - 44734,54969 тыс. рублей;

2022 год - 42895,1 тыс. рублей;

2023 год - 35499,7 тыс. рублей;

федеральный бюджет - 1023564,42283 тыс. рублей, в том числе:

2018 год - 330460,2 тыс. рублей;

2019 год - 412559,9 тыс. рублей;

2020 год - 186995,32283 тыс. рублей;

2021 год - 93549,0 тыс. рублей;

местный бюджет - 100827,95358 тыс. рублей, в том числе:

2018 год - 26119,0 тыс. рублей;

2019 год - 56665,74019 тыс. рублей;

2020 год - 16277,18239 тыс. рублей;

2021 год - 974,16433 тыс. рублей;

2022 год - 433,28384 тыс. рублей;

2023 год - 358,58283 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 4032,0 тыс. рублей, в том числе:

2018 год - 2016,0 тыс. рублей;

2019 год - 2016,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 21.07.2023 N 324)

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы

в 2021 году будет ликвидирована очередь в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на территории Новгородской области, для детей в возрасте старше 2 лет;

в 2021 году в Новгородской области будет обеспечена доступность дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 2 месяцев до 2 лет;

по итогам реализации государственной программы на территории Новгородской области будет обеспечена доступность дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет



I. Характеристика текущего состояния в сфере дошкольного образования, приоритеты и цели государственной политики в указанной сфере


Государственная программа разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 02.12.2017 N Пр-2440, сформированного по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы 28 ноября 2017 года (в части достижения к 2021 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет).


В последнее время в Российской Федерации проблема обеспечения доступности дошкольного образования, услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста - одна из важнейших.


В Новгородской области основную образовательную программу дошкольного образования реализуют 242 организации и один индивидуальный предприниматель (ИП Шестакович Т.В.).


Услугами дошкольного образования охвачены 37248 детей, из них в форме кратковременного пребывания - 1690 детей.


Обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных организациях составляет 912 мест на 1000 детей.


Рост рождаемости стабильно увеличивает количество воспитанников в организациях системы дошкольного образования. Динамика изменения численности детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, представлена в таблице 1.


Таблица 1

Показатель

Численность детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования

на 01.01.2013

на 01.01.2014

на 01.01.2015

на 01.01.2016

на 01.01.2017

на 01.01.2018

на 01.01.2019

Численность детей, получающих дошкольное образование и (или) услуги по присмотру и уходу (чел.), в том числе в возрасте:

34520

35250

35958

36712

37117

37248

36955

от 2 месяцев до 3 лет

9044

8870

9172

9121

9171

9004

8949

от 3 до 7 лет

25476

26380

26786

27591

27946

28244

28006


Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет обеспечена на 99,7 %. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года, утвержденной областным законом от 04.04.2019 N 394-ОЗ, к 2025 году должна быть достигнута стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет (в 2019 году - 99,8 %, в 2021 году - 100 %).


Кроме того, 465 детей, посещающих образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, на основании заявлений родителей (законных представителей) поставлены на учет как желающие сменить образовательную организацию и получить место в детском саду, расположенном в шаговой доступности. При этом 451 ребенок или 97,0 % от числа желающих сменить дошкольную образовательную организацию - дети, проживающие в областном центре Великий Новгород.


Учитывая разнообразие запросов и потребностей родителей (законных представителей) при реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование, развитие вариативных форм дошкольного образования является необходимой мерой, позволяющей удовлетворить запросы родителей (законных представителей) в развитии индивидуальных способностей детей, подготовке их к школе, оказании помощи в воспитании ослабленных, часто болеющих детей, плохо адаптирующихся в коллективе, а также обеспечить поддержку семейного воспитания.


В практике работы образовательных организаций Новгородской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, применяются вариативные формы предоставления дошкольного образования: группа кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка, консультативный пункт, служба ранней помощи, из которых наиболее широкое распространение получила такая форма, как организация работы групп кратковременного пребывания (до 4 часов в день). В настоящее время дошкольное образование в группах кратковременного пребывания получают 1570 детей, из них 1304 ребенка - в возрасте до 3 лет. Большинство родителей (законных представителей) данную форму рассматривают как временную, и, в случае предоставления возможности получения места в группе, функционирующей в режиме полного дня, они воспользовались бы такой возможностью. При этом из общей численности таких детей (762 ребенка или 49,0 %) - это дети, проживающие в Великом Новгороде.


Учитывая, что в целях обеспечения доступности дошкольного образования в 2012 - 2017 годах в образовательных организациях области для реализации основной образовательной программы дошкольного образования дополнительно создано 3637 мест, из которых 2260 мест или 62,0 % создано в функционирующих образовательных организациях за счет эффективного использования имеющихся площадей, дальнейшее решение проблемы обеспечения доступности услуг дошкольного образования и присмотра и ухода для детей от 2 месяцев до 3 лет возможно за счет строительства новых зданий. Прежде всего, строительство необходимо в микрорайонах массовой застройки Великого Новгорода.


Необходимость реализации государственной программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.



II. Перечень и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы


К основным рискам реализации государственной программы относятся:


финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий государственной программы;


нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение существенных изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", областной закон от 02.08.2013 N 304-ОЗ "О реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" на территории Новгородской области", государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, влияющих на мероприятия государственной программы;


организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках государственной программы, низкий уровень подготовки управленческих кадров по реализуемым мероприятиям, отставание от сроков реализации мероприятий, проблемы во взаимодействии с соисполнителями государственной программы;


риски, связанные с особенностями муниципальных районов, - недостаточное финансирование со стороны органов местного самоуправления Новгородской области мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей государственной программы.


Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей государственной программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение соглашений, договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы, через институционализацию механизмов софинансирования.


Нормативные правовые риски связаны с внесением изменений в федеральное и областное законодательство, что потребует внесения соответствующих изменений в государственную программу, повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей государственной программы.


Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.


Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации государственной программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников, низкому качеству реализации программных мероприятий на территориальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации государственной программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации государственной программы, а также за счет корректировки государственной программы на основе анализа данных мониторинга.


Социальные риски могут реализоваться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанным с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках государственной программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий государственной программы, планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации государственной программы.


Риски, связанные с особенностями муниципальных районов. Существующие различия муниципальных районов области обусловливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей по реализации мероприятий государственной программы. Ситуация может быть усугублена проблемами, связанными с недостаточной координацией деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств из областного и муниципального бюджетов, а также привлечении внебюджетных источников. Устранение риска недостаточной координации органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождение реализации государственной программы, включающее мониторинг ее реализации и оперативное консультирование всех ее исполнителей.



III. Механизм управления реализацией государственной программы


Оценку соотношения эффективности реализации государственной программы с приоритетами, целями и показателями прогноза социально-экономического развития области и контроль за реализацией государственной программы осуществляет заместитель Председателя Правительства Новгородской области, координирующий деятельность министерства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»