(с изменениями на 21 июля 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 08.02.2019 N 59, от 05.07.2019 N 260, от 27.12.2019 N 512, от 28.01.2020 N 17, от 20.08.2020 N 393, от 30.06.2021 N 182, от 08.11.2021 N 377, от 15.04.2022 N 213, от 09.02.2023 N 62, от 21.07.2023 N 324)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечнем государственных программ Новгородской области, утвержденным распоряжением Правительства Новгородской области от 02.09.2013 N 99-рг, Правительство Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новгородской области "Создание в Новгородской области дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, на 2018 - 2026 годы".
(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 08.02.2019 N 59, от 05.07.2019 N 260)
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости" и разместить на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Губернатор Новгородской области
А.С.НИКИТИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЗДАНИЕ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕСТ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 2 МЕСЯЦЕВ ДО 3 ЛЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА 2018 - 2026 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства Новгородской области от 05.07.2019 N 260, от 27.12.2019 N 512, от 28.01.2020 N 17, от 20.08.2020 N 393, от 30.06.2021 N 182, от 08.11.2021 N 377, от 15.04.2022 N 213, от 09.02.2023 N 62, от 21.07.2023 N 324)
(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 30.06.2021 N 182)
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство образования Новгородской области (далее министерство) |
Соисполнители государственной программы | министерство строительства, архитектуры и территориального развития Новгородской области (далее министерство строительства и территориального развития) (до 21.07.2020); |
администрации муниципальных районов, городского округа Новгородской области (по согласованию) | |
Цели государственной программы | создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации национального проекта "Демография" |
Задачи государственной программы | обеспечение доступности дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет |
Сроки реализации государственной программы | 2018 - 2026 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы с разбивкой по годам реализации | объемы финансирования за счет всех источников - 1570106,96561 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2018 год - 431185,1 тыс. рублей; 2019 год - 578159,55716 тыс. рублей; 2020 год - 342317,92776 тыс. рублей; 2021 год - 139257,71402 тыс. рублей; 2022 год - 43328,38384 тыс. рублей; 2023 год - 35858,28283 тыс. рублей; из них: областной бюджет - 441682,5892 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 72589,9 тыс. рублей; 2019 год - 106917,91697 тыс. рублей; 2020 год - 139045,42254 тыс. рублей; 2021 год - 44734,54969 тыс. рублей; 2022 год - 42895,1 тыс. рублей; 2023 год - 35499,7 тыс. рублей; федеральный бюджет - 1023564,42283 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 330460,2 тыс. рублей; 2019 год - 412559,9 тыс. рублей; 2020 год - 186995,32283 тыс. рублей; 2021 год - 93549,0 тыс. рублей; местный бюджет - 100827,95358 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 26119,0 тыс. рублей; 2019 год - 56665,74019 тыс. рублей; 2020 год - 16277,18239 тыс. рублей; 2021 год - 974,16433 тыс. рублей; 2022 год - 433,28384 тыс. рублей; 2023 год - 358,58283 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4032,0 тыс. рублей, в том числе: 2018 год - 2016,0 тыс. рублей; 2019 год - 2016,0 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Новгородской области от 21.07.2023 N 324) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | в 2021 году будет ликвидирована очередь в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на территории Новгородской области, для детей в возрасте старше 2 лет; |
в 2021 году в Новгородской области будет обеспечена доступность дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 2 месяцев до 2 лет; | |
по итогам реализации государственной программы на территории Новгородской области будет обеспечена доступность дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет |
Государственная программа разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 02.12.2017 N Пр-2440, сформированного по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы 28 ноября 2017 года (в части достижения к 2021 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет).
В последнее время в Российской Федерации проблема обеспечения доступности дошкольного образования, услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста - одна из важнейших.
В Новгородской области основную образовательную программу дошкольного образования реализуют 242 организации и один индивидуальный предприниматель (ИП Шестакович Т.В.).
Услугами дошкольного образования охвачены 37248 детей, из них в форме кратковременного пребывания - 1690 детей.
Обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных организациях составляет 912 мест на 1000 детей.
Рост рождаемости стабильно увеличивает количество воспитанников в организациях системы дошкольного образования. Динамика изменения численности детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатель | Численность детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования | ||||||
на 01.01.2013 | на 01.01.2014 | на 01.01.2015 | на 01.01.2016 | на 01.01.2017 | на 01.01.2018 | на 01.01.2019 | |
Численность детей, получающих дошкольное образование и (или) услуги по присмотру и уходу (чел.), в том числе в возрасте: | 34520 | 35250 | 35958 | 36712 | 37117 | 37248 | 36955 |
от 2 месяцев до 3 лет | 9044 | 8870 | 9172 | 9121 | 9171 | 9004 | 8949 |
от 3 до 7 лет | 25476 | 26380 | 26786 | 27591 | 27946 | 28244 | 28006 |
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет обеспечена на 99,7 %. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года, утвержденной областным законом от 04.04.2019 N 394-ОЗ, к 2025 году должна быть достигнута стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет (в 2019 году - 99,8 %, в 2021 году - 100 %).
Кроме того, 465 детей, посещающих образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, на основании заявлений родителей (законных представителей) поставлены на учет как желающие сменить образовательную организацию и получить место в детском саду, расположенном в шаговой доступности. При этом 451 ребенок или 97,0 % от числа желающих сменить дошкольную образовательную организацию - дети, проживающие в областном центре Великий Новгород.
Учитывая разнообразие запросов и потребностей родителей (законных представителей) при реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование, развитие вариативных форм дошкольного образования является необходимой мерой, позволяющей удовлетворить запросы родителей (законных представителей) в развитии индивидуальных способностей детей, подготовке их к школе, оказании помощи в воспитании ослабленных, часто болеющих детей, плохо адаптирующихся в коллективе, а также обеспечить поддержку семейного воспитания.
В практике работы образовательных организаций Новгородской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, применяются вариативные формы предоставления дошкольного образования: группа кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка, консультативный пункт, служба ранней помощи, из которых наиболее широкое распространение получила такая форма, как организация работы групп кратковременного пребывания (до 4 часов в день). В настоящее время дошкольное образование в группах кратковременного пребывания получают 1570 детей, из них 1304 ребенка - в возрасте до 3 лет. Большинство родителей (законных представителей) данную форму рассматривают как временную, и, в случае предоставления возможности получения места в группе, функционирующей в режиме полного дня, они воспользовались бы такой возможностью. При этом из общей численности таких детей (762 ребенка или 49,0 %) - это дети, проживающие в Великом Новгороде.
Учитывая, что в целях обеспечения доступности дошкольного образования в 2012 - 2017 годах в образовательных организациях области для реализации основной образовательной программы дошкольного образования дополнительно создано 3637 мест, из которых 2260 мест или 62,0 % создано в функционирующих образовательных организациях за счет эффективного использования имеющихся площадей, дальнейшее решение проблемы обеспечения доступности услуг дошкольного образования и присмотра и ухода для детей от 2 месяцев до 3 лет возможно за счет строительства новых зданий. Прежде всего, строительство необходимо в микрорайонах массовой застройки Великого Новгорода.
Необходимость реализации государственной программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
К основным рискам реализации государственной программы относятся:
финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий государственной программы;
нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение существенных изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", областной закон от 02.08.2013 N 304-ОЗ "О реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" на территории Новгородской области", государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, влияющих на мероприятия государственной программы;
организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках государственной программы, низкий уровень подготовки управленческих кадров по реализуемым мероприятиям, отставание от сроков реализации мероприятий, проблемы во взаимодействии с соисполнителями государственной программы;
риски, связанные с особенностями муниципальных районов, - недостаточное финансирование со стороны органов местного самоуправления Новгородской области мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей государственной программы.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей государственной программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение соглашений, договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей государственной программы, через институционализацию механизмов софинансирования.
Нормативные правовые риски связаны с внесением изменений в федеральное и областное законодательство, что потребует внесения соответствующих изменений в государственную программу, повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей государственной программы.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации государственной программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.
Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации государственной программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников, низкому качеству реализации программных мероприятий на территориальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации государственной программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации государственной программы, а также за счет корректировки государственной программы на основе анализа данных мониторинга.
Социальные риски могут реализоваться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанным с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках государственной программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий государственной программы, планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации государственной программы.
Риски, связанные с особенностями муниципальных районов. Существующие различия муниципальных районов области обусловливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей по реализации мероприятий государственной программы. Ситуация может быть усугублена проблемами, связанными с недостаточной координацией деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств из областного и муниципального бюджетов, а также привлечении внебюджетных источников. Устранение риска недостаточной координации органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождение реализации государственной программы, включающее мониторинг ее реализации и оперативное консультирование всех ее исполнителей.
Оценку соотношения эффективности реализации государственной программы с приоритетами, целями и показателями прогноза социально-экономического развития области и контроль за реализацией государственной программы осуществляет заместитель Председателя Правительства Новгородской области, координирующий деятельность министерства.