ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 июля 2018 года N 432-р


Об утверждении комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Тульской области на 2018 - 2019 годы

(с изменениями на 17 октября 2019 года)

(в ред. распоряжения правительства Тульской области от 17.10.2019 N 744-р)




В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р, распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года N 2723-р, распоряжения правительства Тульской области от 14.10.2016 N 867-р "Об утверждении Плана действий правительства Тульской области по реализации Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года", учитывая протокол заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 25 октября 2017 года N 3, на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области:


1. Утвердить Комплекс мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Тульской области на 2018 - 2019 годы (приложение).


2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.



Заместитель Губернатора
Тульской области
В.А.ФЕДОРИЩЕВ



Приложение
к распоряжению правительства
Тульской области
от 06.07.2018 N 432-р



КОМПЛЕКС МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЛУЖБ РАННЕЙ ПОМОЩИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 - 2019 ГОДЫ

(в ред. распоряжения правительства Тульской области от 17.10.2019 N 744-р)




1. Характеристика проблемы, на решение которой направлен Комплекс мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Тульской области на 2018 - 2019 годы


Государство признает детство важным этапом в жизни человека. Дети имеют право на особую заботу и помощь. Одной из приоритетных государственных задач является создание современной инфраструктуры комплексной реабилитации и абилитации детей с особенностями развития и здоровья.


Во всем мире важным этапом в комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) является этап ранней помощи ребенку и семье, которая должна быть доступна по месту их непосредственного проживания.


Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество. Результаты ранней помощи способствуют сокращению масштабов необходимой социальной помощи детям-инвалидам и их семьям, позволяют снижать уровень социального сиротства, способствуют укреплению института семьи.


В Российской Федерации на государственном уровне для решения задачи формирования единой системы ранней помощи принят ряд важнейших нормативных документов: Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р), План мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 2723-р).


В Тульской области ранняя помощь начала развиваться в 2011 году на базе муниципального центра психолого-медико-социального сопровождения "Валеоцентр" (в настоящее время - муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр психолого-педагогического и социального сопровождения", г. Тула), в 2012 году - Тульского областного центра детской психоневрологии (в настоящее время - государственное учреждение здравоохранения Тульской области "Центр детской психоневрологии"), структурным подразделением которого является Центр раннего вмешательства.


Системное внедрение ранней помощи детям с особенностями в развитии и здоровье на межведомственной основе в регионе началось в 2015 году при активном участии Некоммерческого партнерства детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития "Содействие" (г. Тула).


В 14 пилотных учреждениях системы социального обслуживания, здравоохранения и образования, расположенных в городах Туле, Алексине, Ефремове и Новомосковске, разрабатываются и реализуются программы ранней помощи. В 2015 - 2017 годах их участниками стали 354 ребенка в возрасте от 0 до 7 лет и 465 родителей. Координацию межведомственного взаимодействия по реализации программ ранней помощи на базе пилотных учреждений осуществляет государственное учреждение Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних N 1".


В связи с высокой востребованностью услуг по ранней помощи мероприятие по развитию служб (кабинетов) ранней помощи на базе действующих государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей включено в план действий правительства Тульской области по реализации Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2021 года.


Вместе с тем ранняя помощь, как целостная семейно-ориентированная система длительной медико-социальной и психолого-педагогической помощи, находится в регионе в стадии становления.


Согласно Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года целевой группой детей являются дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.


По состоянию на 01.01.2018 в регионе проживают 244,5 тысячи детей, в том числе 45,7 тысячи детей в возрасте от 0 до 3 лет.


На учете в учреждениях здравоохранения Тульской области состоят 9,3 тысячи детей данного возраста, имеющих отклонения в развитии и здоровье.


В структуре детского населения Тульской области - 4,6 тысячи детей-инвалидов, из них 800 детей младенческого и раннего возраста. Среди несовершеннолетних, первично признанных инвалидами, дети целевой группы составляют более 40%.


Анализ ситуации по оказанию ранней помощи в Тульской области позволил выделить следующие наиболее значимые на настоящее время трудности формирования современной инфраструктуры служб ранней помощи:


недостаточно раннее выявление детей целевой группы и информирование их родителей о возможности получения услуг ранней помощи;


недостаточное количество организаций разной ведомственной принадлежности, оказывающих раннюю помощь, и недостаточный уровень их материально-технической оснащенности;


недостаточно развитое межведомственное и внутриотраслевое взаимодействие организаций, оказывающих раннюю помощь;


дефицит кадровых ресурсов для работы в службах ранней помощи разной ведомственной принадлежности;


трудности соблюдения преемственности и непрерывности в реализации программ ранней помощи, особенно при переходе ребенка из служб ранней помощи в дошкольную образовательную организацию;


низкий уровень вовлеченности некоммерческих организаций и социально ориентированного бизнеса в систему оказания ранней помощи.


С учетом имеющихся проблем актуальной является разработка на региональном уровне механизма межведомственного взаимодействия и определения функционала организаций различной ведомственной принадлежности по оказанию услуг ранней помощи на основе принципов семейно-центрированности, командности, междисциплинарности, функциональной направленности и развития ребенка в естественной среде, а также активного вовлечения в этот процесс социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО).


Соответственно возникает необходимость проведения на территории Тульской области комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам и срокам реализации, обеспечивающих системный подход к решению задач по развитию ранней помощи в регионе.



2. Цель, задачи, сроки реализации Комплекса мер


Целью Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Тульской области на 2018 - 2019 годы (далее - Комплекс мер) является создание в Тульской области условий для эффективных изменений в системе ранней помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ и семьям, их воспитывающим, способствующих достижению такими детьми максимально возможного уровня развития и социализации.


Задачи Комплекса мер:


создание условий для развития системы своевременного выявления и оказания ранней помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ и семьям, их воспитывающим;


совершенствование межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, обеспечивающего деятельность по оказанию ранней помощи;


создание новых и развитие деятельности ранее созданных служб ранней помощи на базе организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО).


Система мероприятий сформирована в соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года с учетом выявленных в Тульской области проблем и включает в себя:


организационно-правовые основы формирования современной инфраструктуры служб ранней помощи;


совершенствование системы выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, и информирования родителей о возможностях получения услуг ранней помощи;


внедрение инновационных форм, методов и технологий ранней помощи детям и их семьям;


обеспечение преемственности в реализации программ ранней помощи;


повышение профессиональной компетенции руководителей и специалистов организаций социальной сферы по вопросам оказания услуг ранней помощи;


привлечение СО НКО к созданию условий для развития служб ранней помощи;


обобщение и тиражирование регионального опыта.


Система мероприятий предусматривает отработку подходов, технологий ранней помощи на основе междисциплинарного командного взаимодействия и межведомственного сотрудничества, расширение сети служб и кабинетов ранней помощи в регионе, оснащение и дооснащение служб ранней помощи диагностическим и коррекционно-развивающим оборудованием, организацию стажировки специалистов ранней помощи на стажировочных площадках Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), обучение специалистов современным методам ранней помощи и сопровождения семей, организацию просветительской деятельности и родительского образования.


Реализация мероприятий Комплекса мер будет осуществляться последовательно в три этапа: этап организационно-административных и нормативно-правовых мероприятий, этап внедрения инновационных форм, методов и технологий ранней помощи в существующую систему, этап закрепления эффективных изменений в системе ранней помощи региона, обобщения и тиражирования опыта.


Комплекс мер будет реализовываться в период 2018 - 2019 годов.



3. Оценка эффективности Комплекса мер


Эффективность реализации Комплекса мер в целом оценивается по степени влияния на улучшение положения детей целевой группы по установленным в Комплексе мер показателям результативности и эффективности.


Социальный эффект от реализации Комплекса мер выражается в:


увеличении численности детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье, впервые выявленных в рамках Комплекса мер, в 4 раза;


увеличении численности детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии и здоровье, получающих раннюю помощь, в 2,4 раза, в том числе увеличении численности детей с отклонениями в развитии и здоровье в возрасте до 1 года, включенных в программы ранней помощи, - в 3,1 раза;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»