ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 2018 года N 111


Об утверждении государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие"

(с изменениями на 30 декабря 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 18.07.2019 N 113, от 29.09.2020 N 131, от 30.12.2021 N 221)




Правительство Республики Ингушетия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Ингушетия "Культурное наследие".


2. Аппарату Правительства Республики Ингушетия разместить утвержденную государственную программу Республики Ингушетия "Культурное наследие" на официальном сайте Правительства Республики Ингушетия в 2-недельный срок со дня подписания настоящего Постановления.



И.о. Председателя Правительства
Республики Ингушетия
Б.ОЗДОЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от 29 июня 2018 г. N 111



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 18.07.2019 N 113, от 29.09.2020 N 131, от 30.12.2021 N 221)




Паспорт государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие"

Ответственный исполнитель государственной программы

-

Правительство Республики Ингушетия

Участники государственной программы

-

1. ГКУ "Археологический центр имени Е.И. Крупнова".

2. ГКУ "Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник"

Подпрограммы государственной программы

-

1. Сохранение объектов культурного наследия.

2. Обеспечение реализации государственной программы Республики Ингушетия "Культурное наследие"

Цели государственной программы

-

научное изучение, государственный учет, сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия

Задачи государственной программы

-

выявление и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия;

государственный учет и охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия;

сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия;

обеспечение деятельности государственных учреждений Республики Ингушетия, осуществляющих функции в области охраны объектов культурного наследия

Целевые показатели государственной программы

-

увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия;

увеличение доли выявленных объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в общем количестве выявленных объектов культурного наследия Республики Ингушетия

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

2019 - 2021 гг.

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

-

Финансирование мероприятий программы за счет средств республиканского бюджета осуществляется в размере 75 533,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2019 г. - 24 586,2 тыс. рублей;

в 2020 г. - 25 123,0 тыс. рублей;

в 2021 г. - 25 824,3 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 30.12.2021 N 221)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

реализация государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и археологии) Республики Ингушетия;

достижение целевых показателей программы



I. Общая характеристика сферы реализации программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Государственная программа Республики Ингушетия "Культурное наследие" (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы в области развития и сохранения культурного наследия (памятников истории и культуры).


Многочисленные памятники материальной культуры, выявленные на территории Ингушетии, отражают последовательные этапы культурно-исторического развития этой области Северного Кавказа с древнейших времен до средневековья включительно. Их учет и изучение имеют важное значение для воссоздания исторического прошлого ингушского народа, его социально-экономического, политического, культурного и этнического развития. Ограниченность письменных источников по древней истории может быть существенно компенсирована археологическими материалами, являющимися важнейшими источниками древней и средневековой истории ингушей.


Мониторинг памятников истории и культуры и установка информационных щитов на памятниках археологии наравне с определением их охранных зон и установлением границ являются важнейшими мероприятиями по обеспечению сохранности памятников истории и культуры.


Осуществление постоянного мониторинга и наблюдения за состоянием археологических объектов позволяет выявлять участки, подверженные разрушениям как естественно-природного, так и антропогенного характера. Это в свою очередь позволяет быстро и оперативно реагировать на разрушительную динамику воздействия на объекты археологии и принимать соответствующие меры по обеспечению их сохранности.


Установка информационных щитов на памятниках истории и культуры является требованием Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Это важнейший инструмент по защите историко-культурного наследия. На информационном стенде помещаются данные о памятнике. Здесь же указывается информация об ответственности за уничтожение или же частичное разрушение объектов культурного наследия Российской Федерации. Наличие информационных щитов на памятниках позволяет государственным органам охраны памятников устанавливать сознательность характера правонарушения, произведенного на территории памятников истории и культуры, и привлекать к административной или уголовной ответственности так называемых черных археологов.


Установление зон охраны памятников истории и культуры должно играть важную роль при землеотводах и землеустройстве, так как территориальное или иное планирование наравне с формированием земельных участков должно идти с учетом обеспечения сохранности памятников истории и культуры. Границы памятников и зоны их охраны отражаются в градостроительной и картографической документации и должны быть обязательными сегментами в проектной документации землеустроительных, строительных, дорожных работ, а также работ по разработке карьеров.


Важной составляющей в деле пропаганды памятников истории и культуры, популяризации исторических знаний о прошлом Ингушетии является чтение лекций по истории края для учащихся общеобразовательных учреждений республики, создание слайд-шоу, телепередач и документальных фильмов на данную тематику. Эти мероприятия создают возможность воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к памятникам старины.


Отсутствие квалифицированных археологов в республике препятствует проведению масштабных археологических исследований. В настоящее время в Республике Ингушетия действует только один археолог, имеющий лицензию на право деятельности в области археологии, что крайне недостаточно, так как в различных районах республики сосредоточено большое количество памятников истории и культуры, многие из которых находятся на стадии разрушения. Подготовка дополнительно четырех специалистов-археологов частично восполнит данный пробел.


Конференции археологов-кавказоведов решают важные задачи, связанные с решением актуальных проблем в данной сфере. На Северном Кавказе раз в два года проводится только одна научная конференция, посвященная вопросам археологии региона, - "Крупновские чтения". Между тем вопросы, связанные с происхождением археологических культур, их генезисом и географией распространения, взаимодействием с иными культурно-историческими феноменами, датировками памятников археологии, все еще далеки от своего окончательного разрешения. Ввиду этого целесообразно проведение еще одного научного форума, в центре которого стояли бы указанные выше вопросы.


Не менее важное значение имеют форумы представителей органов охраны памятников. Культурно-историческое наследие является достоянием не только отдельно взятого этноса, народа, общества, но и частью сокровищницы мировой культуры. Являясь совокупностью материальных и духовных ценностей, в которых отразился весь опыт социального, политического, религиозного и творческого развития народов, объекты культурного наследия выступают важнейшими и невосполнимыми источниками по ранней истории человечества. Поэтому вопросы их сохранности, учета и изучения являются приоритетными задачами государства.


Конференция, посвященная вопросам сохранности объектов культурного наследия Северного Кавказа, должна решать важные вопросы, связанные с выработкой мер по организации учета, охраны и комплексной защиты памятников истории и культуры региона, а также разработкой системы правового регулирования в данной области.


Обмер - это один из основополагающих инструментов для реставрации или восстановления памятников архитектуры. Проведение архитектурных обмеров является обязательным мероприятием при ремонтно-восстановительных, реставрационных и археологических работах на памятниках зодчества. До сих пор на территории Республики Ингушетия не проводились полноценные обмеры разнообразных жилищно-оборонительных, культовых и погребальных памятников, поэтому обмерные работы на центральных культовых памятниках республики Тхаба-Ерды, Альби-Ерды, Маги-Ерды и Дялите восполнят данный пробел.



II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов реализации Программы


Приоритетами государственной политики в сфере реализации Программы являются:


научное изучение, сохранение и использование историко-культурных (археологических) памятников на территории Республики Ингушетия;


поиск и постановка на государственный учет памятников истории и культуры;


всестороннее полевое изучение памятников истории и культуры с привлечением всех доступных естественно-научных методов;


фиксация природных условий объекта, изучение палеоэкологических материалов;


разработка проекта охранных мероприятий по спасению и сохранению памятников археологии;


обеспечение реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия;


привлечение учащихся образовательных учреждений Республики Ингушетия к полевым мероприятиям.



III. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной Программы


Программа включает мероприятия по следующим основным направлениям в соответствии с задачами Программы:


1) выявление и организация проведения государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия:


а) инвентаризация памятников истории и культуры горной Ингушетии;


б) организация проведения государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия;


2) государственный учет и охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия:


а) обеспечение принятия акта об отнесении выявленного объекта культурного наследия к объекту культурного наследия соответствующей категории;


б) разработка проекта зоны охраны памятников истории и культуры Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника;


в) проведение охранно-спасательных мероприятий (раскопки) на разрушающихся памятниках археологии Республики Ингушетия (Яндырский, Экажевский и Нестеровский курганные могильники и другие памятники археологии);


3) сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Ингушетия:


а) организация проведения ремонтно-реставрационных работ объектов культурного наследия;


б) разработка и реализация дорожной карты по обеспечению включения памятников истории и культуры Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.



IV. Обобщенная характеристика мер правового регулирования в сфере реализации Программы


Информация о мерах правового регулирования приведена в таблице N 2.



V. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для Программы


Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Ингушетия.


Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании бюджета Республики Ингушетия на очередной финансовый год и на плановый период.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»