ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 июня 2018 года N 80-р


Об утверждении Плана социального развития центров экономического роста Амурской области

(с изменениями на 20 декабря 2023 года)

(в ред. распоряжений Правительства Амурской области от 05.07.2018 N 81-р, от 27.07.2018 N 98-р, от 18.10.2018 N 149-р, от 21.12.2018 N 189-р, от 11.02.2019 N 26-р, от 09.04.2019 N 55-р, от 06.06.2019 N 100-р, от 28.06.2019 N 118-р, от 22.08.2019 N 170-р, от 11.10.2019 N 287-р, от 18.11.2019 N 324-р, от 17.12.2019 N 358-р, от 20.12.2019 N 363-р, от 26.03.2020 N 46-р, от 07.05.2020 N 107-р, от 03.07.2020 N 212-р, от 05.10.2020 N 355-р, от 11.11.2020 N 442-р, от 10.12.2020 N 499-р, от 01.07.2021 N 190-р, от 30.11.2021 N 705-р, от 20.12.2021 N 765-р, от 16.06.2022 N 298-р, от 20.09.2022 N 520-р, от 08.11.2022 N 642-р, от 09.11.2022 N 643-р, от 27.12.2022 N 853-р, от 13.04.2023 N 185-р, от 07.08.2023 N 432-р, от 07.09.2023 N 508-р, от 17.10.2023 N 623-р, от 20.12.2023 N 827-р)




На основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа":


1. Утвердить План социального развития центров экономического роста Амурской области согласно приложению к настоящему распоряжению.


     1

    1 .  При  реализации  мероприятий  Плана  социального развития центров

экономического роста Амурской области:


1) министерству экономического развития и внешних связей Амурской области (Кукшенёва О.В.):


(в ред. распоряжений Правительства Амурской области от 21.12.2018 N 189-р, от 30.11.2021 N 705-р)


осуществлять взаимодействие с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и федеральными органами исполнительной власти, ответственными за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере реализации мероприятий, на финансирование которых предоставляется иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета;


(в ред. распоряжения Правительства Амурской области от 28.06.2019 N 118-р)


определить порядок взаимодействия с органами исполнительной власти Амурской области, ответственными за реализацию мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Амурской области;


2) министерству строительства и архитектуры Амурской области (Сибиряков Н.А.), министерству транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (Зеленин А.А.), министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (Тарасов А.А.) заключить соглашения с органами местного самоуправления Амурской области на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам.


(пп. 2 в ред. распоряжения Правительства Амурской области от 27.12.2022 N 853-р)


(п. 1.1 введен распоряжением Правительства Амурской области от 05.07.2018 N 81-р)


2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.



Временно исполняющий обязанности
губернатора Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Приложение
к распоряжению
Правительства
Амурской области
от 29 июня 2018 г. N 80-р



ПЛАН СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. распоряжений Правительства Амурской области от 05.07.2018 N 81-р, от 27.07.2018 N 98-р, от 18.10.2018 N 149-р, от 21.12.2018 N 189-р, от 11.02.2019 N 26-р, от 09.04.2019 N 55-р, от 06.06.2019 N 100-р, от 28.06.2019 N 118-р, от 22.08.2019 N 170-р, от 11.10.2019 N 287-р, от 18.11.2019 N 324-р, от 17.12.2019 N 358-р, от 20.12.2019 N 363-р, от 26.03.2020 N 46-р, от 07.05.2020 N 107-р, от 03.07.2020 N 212-р, от 05.10.2020 N 355-р, от 11.11.2020 N 442-р, от 10.12.2020 N 499-р, от 01.07.2021 N 190-р, от 30.11.2021 N 705-р, от 20.12.2021 N 765-р, от 16.06.2022 N 298-р, от 20.09.2022 N 520-р, от 08.11.2022 N 642-р, от 09.11.2022 N 643-р, от 27.12.2022 N 853-р, от 13.04.2023 N 185-р, от 07.08.2023 N 432-р, от 07.09.2023 N 508-р, от 17.10.2023 N 623-р, от 20.12.2023 N 827-р)




I. Результаты проведенного анализа ключевых проблем и направлений социально-экономического развития Амурской области


План социального развития центров экономического роста Амурской области (далее - План) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа", приказом Минвостокразвития России от 6 апреля 2018 г. N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа".


План подготовлен с учетом Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13.


Экономика Амурской области представляет собой многоотраслевое хозяйство. На долю ведущих отраслей, обеспечивающих основной объем валового регионального продукта Амурской области (далее - ВРП) (транспорт, промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и торговля), приходится более 75%. В 2017 году, по предварительной оценке, ВРП Амурской области составил около 313 млрд. рублей, что выше на 3,6% уровня 2016 года.


Доля промышленного производства Амурской области в ВРП составляет порядка 25%.


Промышленное производство Амурской области обусловлено географическим положением и геологическим строением недр Амурской области. Наличие большого гидропотенциала предопределило строительство на территории Амурской области гидростанций, то есть развитие энергетики, а наличие разнообразных полезных ископаемых, в первую очередь, золота и угля, привело к развитию добычи полезных ископаемых. Обрабатывающие производства в Амурской области исторически сложились как обслуживающие нужды золотодобытчиков, шахтеров, лесозаготовителей, сельхозпроизводителей.


По итогам 2017 года индекс промышленного производства составил 101,9%.


В общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по "чистым" видам деятельности Амурской области наиболее высок удельный вес добычи полезных ископаемых (53,5%), на втором - обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (25,1%), на третьем месте - обрабатывающие производства (19,2%), на четвертом - водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (2,2%).


Добыча полезных ископаемых в Амурской области представлена двумя крупными видами деятельности: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (уголь) и добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (золото, железная руда, строительные материалы).


Потенциальные запасы минерального сырья выводят область на 13 место в России и оцениваются в 400 млрд. долларов. Амурская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по добыче золота.


В 2017 году индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых составил 113,3%. Добыто 25,8 т золота.


Из топливно-энергетических полезных ископаемых на территории Амурской области добывается только уголь, в основном, бурый.


Объем добычи угля ежегодно составляет в пределах 3,3 млн. т.


Амурская область - энергоизбыточный регион. Производственный потенциал электроэнергетики Амурской области составляют Зейская ГЭС (1330 МВт), Благовещенская ТЭЦ (400 МВт), Райчихинская ГРЭС (102 МВт), Бурейская ГЭС (2010 МВт) и Нижне-Бурейская ГЭС (320 МВт).


Ежегодно в Амурской области производится порядка 14 млрд. кВт ч при потреблении в Амурской области 8,3 млрд. кВт ч. Индекс промышленного производства по обеспечению электрической энергией, газом и паром в 2017 году - 96,4%.


Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам в 2017 году составил 85,4%.


Основной удельный вес занимает производство пищевых продуктов (75%), далее - производство транспортных средств и оборудования (6%), готовых металлических изделий (5%), прочих неметаллических минеральных продуктов (4%), резиновых и пластмассовых изделий (3%), машин и оборудования (1%). Каждый из остальных видов деятельности составляет незначительную долю.


Реализация крупных инвестиционных проектов, модернизация и обновление основных производственных фондов, а также новая, формируемая в настоящее время экономическая специализация Амурской области - газопереработка, позволят вывести в региональные лидеры такой вид экономической деятельности, как "Обрабатывающие производства".


Амурская область является крупнейшим сельскохозяйственным регионом Дальнего Востока (34% сельскохозяйственных угодий ДФО). Объемы сельскохозяйственного производства стабильно растут. В 2017 году они составили более 62 млрд. рублей с ростом около 13%. Собран рекордный урожай сои - 1,3 млн. тонн (в весе после доработки), что на 38% больше предшествующего года и составляет 40% от объемов, сложившихся по России.


Продолжение реализации крупных инвестиционных проектов федерального и регионального уровней, а также начало строительства новых обеспечивают устойчивый рост инвестиций, поступающих в Амурскую область. Ежегодный прирост инвестиций в экономику Амурской области отмечен в объеме порядка 27 млрд. рублей, в 2017 году объем инвестиций составил 186,6 млрд. рублей. Значительные объемы инвестиций направлялись на строительство космодрома "Восточный", Амурского газоперерабатывающего завода (далее - Амурский ГПЗ), Нижне-Бурейской ГЭС, газопровода "Сила Сибири".


В Амурской области используются и эффективно внедряются новые механизмы привлечения инвестиций. Создана территория опережающего развития (далее - ТОР) "Амурская".


(в ред. распоряжения Правительства Амурской области от 07.08.2023 N 432-р)


Приток инвестиций увеличивает объем работ по виду деятельности "строительство". Ежегодно объем работ по данному виду деятельности будет составлять не менее 100 млрд. рублей. Так, по итогам 2017 года объем строительных работ по Амурской области достиг 107 млрд. рублей с ростом 185%.


Ежегодно в Амурской области вводится в эксплуатацию не менее 150 тыс. кв. м жилья.


Действующая и формируемая на территории Приамурья транспортная инфраструктура в составе БАМа, Транссиба и автодороги "Амур", а также региональной сети автодорог способствует организации транспортной доступности региона.


Приграничное расположение Амурской области с Китайской Народной Республикой позволяет развивать внешнеэкономическую деятельность и туризм. Строящийся пограничный мостовой переход через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе городов Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР) повысит привлекательность Амурской области для потенциальных инвесторов и партнеров, а также для туристов.


Основными ограничениями развития Амурской области являются:


снижение численности населения Амурской области, в т.ч. трудоспособного, за счет продолжающегося миграционного оттока и естественной убыли;


высокие уровни общей смертности (выше среднероссийских показателей);


высокий уровень социально значимых заболеваний: туберкулез, онкология, система кровообращения;


уровень жизни населения Амурской области ниже среднероссийского и уровня жизни населения в соседних регионах по основным параметрам, включая жилищно-бытовые и социальные условия;


несоответствие структуры специальностей и уровня подготовки в профессиональных учебных организациях потребностям экономического развития Амурской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»