АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2018 года N 381


Об утверждении региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Липецкой области на 2018 - 2023 годы"

(с изменениями на 13 января 2021 года)

(в ред. постановления администрации Липецкой области от 13.01.2021 N 3)




В целях исполнения пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года N Пр-1004ГС, в соответствии со статьей 42.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также совершенствования региональной системы защиты прав потребителей администрация Липецкой области постановляет:


Утвердить региональную программу "Обеспечение прав потребителей в Липецкой области на 2018 - 2023 годы" (приложение).


(в ред. постановления администрации Липецкой области от 13.01.2021 N 3)



Глава администрации
Липецкой области
О.П.КОРОЛЕВ



Приложение
к постановлению
администрации Липецкой области
"Об утверждении региональной
программы "Обеспечение прав
потребителей в Липецкой области
на 2018 - 2023 годы"



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2018 - 2023 ГОДЫ"

(в ред. постановления администрации Липецкой области от 13.01.2021 N 3)




Паспорт региональной программы "Обеспечение прав потребителей в Липецкой области на 2018 - 2023 годы" (далее - программа)

Ответственный исполнитель программы

Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области

Соисполнители программы

Управление административных органов Липецкой области;

управление ветеринарии Липецкой области;

управление внутренней политики Липецкой области;

управление дорог и транспорта Липецкой области;

управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области;

управление здравоохранения Липецкой области;

управление культуры и туризма Липецкой области;

управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области;

управление образования и науки Липецкой области;

управление сельского хозяйства Липецкой области;

управление социальной защиты населения Липецкой области;

управление физической культуры и спорта Липецкой области;

управление энергетики и тарифов Липецкой области

Участники программы

Государственная жилищная инспекция Липецкой области;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (далее - управление Роспотребнадзора по Липецкой области) (по согласованию);

Территориальный орган Росздравнадзора по Липецкой области (по согласованию);

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" (по согласованию);

Территориальный отдел (инспекция) по Липецкой области ЦМТУ Росстандарта (по согласованию);

Федеральное бюджетное учреждение "Липецкий ЦСМ" (по согласованию);

Юго-Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию);

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Липецкой области

Цель программы

Развитие системы обеспечения прав потребителей, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями

Задачи программы

1. Повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей.

2. Повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий.

3. Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке.

4. Создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг.

5. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей на территории Липецкой области

Индикаторы и показатели программы

Количество консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав в Липецкой области, ед.;

количество распространенных печатных информационных материалов, направленных на повышение потребительской грамотности населения Липецкой области, ед.;

количество информационных материалов в средствах массовой информации и сети Интернет для потребителей и хозяйствующих субъектов Липецкой области, ед.;

количество проведенных мероприятий, направленных на просвещение и информирование потребителей, а также профилактику нарушений прав потребителей (семинары, лекции, викторины, круглые столы, олимпиады, чемпионаты, конкурсы профессионального мастерства, выставки-ярмарки, вебинары, фестивали и др.), ед.

Сроки реализации программы

2018 - 2023 годы

Ресурсное обеспечение программы

Реализация мероприятий региональной программы осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках действующих государственных программ Липецкой области, а также участников региональной программы

Ожидаемые результаты реализации программы

К концу 2023 года:

количество консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав, составит 18 400 единиц;

количество распространенных печатных материалов, направленных на повышение потребительской грамотности населения Липецкой области, составит 16 450 единиц;

количество информационных материалов в средствах массовой информации и сети Интернет для потребителей и хозяйствующих субъектов составит 980 единиц;

количество проведенных мероприятий, направленных на просвещение и информирование потребителей, а также профилактику нарушений прав потребителей (семинары, лекции, викторины, круглые столы, олимпиады, чемпионаты, конкурсы профессионального мастерства, выставки-ярмарки, вебинары, фестивали и др.), составит 2180 единиц



1. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей


Программа направлена на создание условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке.


В Липецкой области функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области.


Действует государственная программа Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", в состав которой входит подпрограмма "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей и качества товаров в Липецкой области на 2014 - 2024 годы".


Задача подпрограммы - создание условий для повышения качества и безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке области и повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей.


Приоритетными аспектами на потребительском рынке области являются мероприятия, направленные на повышение качества обслуживания населения, сохранение стабильности на потребительском рынке, развитие комплексной системы защиты прав потребителей и качества товаров, обеспечение ценовой и территориальной доступности товаров, улучшение торгового и бытового обслуживания населения, в том числе сельского.


В целях повышения качества и безопасности продукции, реализуемой на потребительском рынке области, предприятиями торговли заключаются договоры с испытательными лабораториями на проведение исследований пищевых продуктов (в 2017 году - 570 предприятий, проведено 1655 лабораторных исследований продуктов питания, из них 280 - по алкогольной продукции).


Осуществляет деятельность ОКУ "Агентство содействия развитию торговой деятельности", которое проводит информационно-аналитическое наблюдение в торговых предприятиях. При выявлении нарушений прав потребителей материалы направляются в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области. К руководителям торговых предприятий применяются соответствующие меры административного взыскания, в том числе подаются исковые заявления в суд о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.


В соответствии с пунктом 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года N Пр-1004ГС в Липецкой области создан координационный совет по защите прав потребителей Липецкой области с участием представителей заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных учреждений Банка России, региональных и местных общественных объединений потребителей, бизнес-сообществ.


Организация взаимодействия администрации Липецкой области и Управления Роспотребнадзора по Липецкой области осуществляется в рамках созданного в 2006 году Консультативного совета по защите прав потребителей.


Организация взаимодействия осуществляется также через созданные при администрации Липецкой области координационные органы:


- Комиссию по мониторингу розничных цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, реализуемые на территории Липецкой области;


- Межведомственную комиссию по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в Липецкой области;


- Консультативно-экспертный совет по анализу возможных социально-экономических последствий законодательных инициатив по вопросам регулирования производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, практики применения законодательства и разработки соответствующих рекомендаций.


Специалисты Управления Роспотребнадзора являются участниками зональных совещаний по проблемам малого и среднего бизнеса в части разъяснения новых норм законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.


В целях создания эффективной системы органов по защите прав потребителей в Липецкой области Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области активизировано взаимодействие с органами местного самоуправления в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве (всего заключено 20 соглашений).


Поскольку функция по защите прав потребителей на муниципальном уровне законодательно закреплена исключительно в качестве права органов местного самоуправления, а не их безусловной обязанности, в настоящее время указанная функция реализуется ими в добровольном порядке при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств. В 2017 году органами местного самоуправления было рассмотрено 2,3 тысячи обращений граждан, касающихся нарушения их потребительских прав.


На базе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" и его филиалов работают консультационный центр и пять консультационных пунктов для потребителей в районах области.


В 2017 году с учетом предоставления услуг в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) города Липецка консультационным центром и консультационными пунктами для потребителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" проведено 9130 консультаций по вопросам защиты прав потребителей, из которых 1883 - консультации в МФЦ.


Активизирована просветительская и консультационная работа, проводимая с гражданами в целях реализации ими всех предусмотренных законодательством Российской Федерации возможностей защиты потребительских прав. Проводятся различные виды оценок, испытаний (исследований и измерений), всего в 2017 году проведено 262 экспертизы качества непродовольственных товаров.


Продолжается работа со средствами массовой информации: подготовлены 24 публикации и выступления в СМИ, разработано 36 методических материалов для распространения среди потребителей.


Проводится активная информационная работа по привлечению в сферу обслуживания населения некоммерческих организаций, включающая освещение в средствах массовой информации возможностей для деятельности СО НКО, проведение встреч, круглых столов, семинаров.


Одной из форм общественного контроля является независимая оценка качества оказания услуг государственными учреждениями. Проводятся исследования о качестве оказания социальных услуг, на основе которых формируются рейтинги организаций, прошедших процедуру независимой оценки качества, и предложения по улучшению качества их работы.


Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, приоритетным направлением программы является применение мер, направленных на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты.


Важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых подходов и взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Липецкой области, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных заинтересованных организаций в области обеспечения прав потребителей.



2. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты и этапы реализации программы


Реализация программы будет осуществляться в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере обеспечения прав потребителей, а также с учетом целей и задач, обозначенных в следующих стратегических документах:


Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";


Перечень поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 N Пр-1004 ГС по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 18.04.2017;


Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р);


Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р).


Целью программы является развитие системы обеспечения прав потребителей, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями.


К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:


- повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей;


- повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий;


- повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;


- создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг;


- профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей на территории Липецкой области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»