МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

от 14 мая 2018 года N 35


О программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Кабардино-Балкарской Республике на 2018 - 2020 годы"



В соответствии с пунктом 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Краснодарский край 12 марта 2018 года от 30 марта 2018 г. N Пр-529 приказываю:


1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Кабардино-Балкарской Республике на 2018 - 2020 годы".


2. Сектору делопроизводства в трехдневный срок направить настоящий приказ в:


Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике для внесения в государственный регистр;


прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики.


3. Сектору организационно-контрольной работы и взаимодействия со средствами массовой информации (М.Х. Теуважукова) настоящий приказ:


направить для опубликования в редакцию газеты "Официальная Кабардино-Балкария";


разместить на странице Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на официальном портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики.


4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления финансов, экономики и государственной поддержки АПК И.Н. Кулакову.


5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.



И.о. министра
И.ЧЕЧЕНОВ



Утверждена
приказом
Министерства сельского хозяйства
Кабардино-Балкарской Республики
от 14 мая 2018 г. N 35



ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2018 - 2020 ГОДЫ"



Паспорт программы

Наименование программы

программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Кабардино-Балкарской Республике на 2018 - 2020 годы"

Исполнитель Программы

Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики

Цель Программы

формирование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Кабардино-Балкарской Республике как основного механизма увеличения доходности малых форм хозяйствования на селе

Задачи Программы

обеспечение правовой, информационно-методической и образовательной поддержки создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

создание условий для привлечения поручительств и микрозаймов на реализацию инвестиционных проектов сельскохозяйственных потребительских кооперативов и финансирование текущей деятельности;

создание условий для развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Целевые индикаторы и показатели Программы

количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства государственной поддержки для развития материально-технической базы; прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими средства государственной поддержки

Сроки реализации Программы

2018 - 2020 годы

Ресурсное обеспечение Программы

общий объем финансирования составляет 215053,76 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 35842,30 тыс. рублей;

2019 год - 89605,73 тыс. рублей;

2020 год - 89605,73 тыс. рублей,

из них за счет средств:

федерального бюджета - 120000,00 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 20000,00 тыс. рублей;

2019 год - 50000,00 тыс. рублей;

2020 год - 50000,00 тыс. рублей;

республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 9032,26 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 1505,38 тыс. рублей;

2019 год - 3763,44 тыс. рублей;

2020 год - 3763,44 тыс. рублей;

собственных средств участников Программы - 86021,50 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 14336,92 тыс. рублей;

2019 год - 35842,29 тыс. рублей;

2020 год - 35842,29 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства государственной поддержки для развития материально-технической базы, - 25 единиц;

прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими средства государственной поддержки, - 10 процентов (ежегодно)



I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации в Российской Федерации". Согласно указанному Закону кооперация граждан и других хозяйствующих субъектов осуществляется путем создания нового юридического лица - сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее - Кооператив). Кооператив позволяет решить вопросы обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения их продукцией производственного и бытового назначения (снабженческие кооперативы), заготовки и сбыта сельскохозяйственной продукции (сбытовые кооперативы), переработки (перерабатывающие кооперативы). Кооператив позволяет создать условия для повышения товарности, конкурентоспособности производимой продукции и обеспечения доступа ее реализации.


В современных условиях в создании инфраструктуры по снабжению средствами производства и сбыту сельскохозяйственной продукции в форме Кооператива особо нуждаются малые формы хозяйствования. К малым формам хозяйствования на селе относятся организованные сельскими жителями личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х).


ЛПХ и К(Ф)Х являются самой массовой, гибкой и устойчивой формой хозяйствования, что объясняется исторически сложившимся укладом жизни. Реальная действительность последних лет показывает, что ЛПХ и К(Ф)Х являются достаточно стабильным сектором экономики, способным к быстрой отдаче. При определенной поддержке они могут даже в условиях кризиса увеличивать объемы производства и быть своего рода резервной нишей - стабилизационным товарно-сырьевым кредитом для аграрной экономики и населения в целом. Кроме того, ЛПХ и К(Ф)Х содействуют занятости сельского населения и росту его доходов, решению социальных вопросов, способствуют сохранению сельского образа жизни, социального контроля над территорией, решению демографических вопросов, обеспечению экономической стабильности.


Отсутствие системы сбыта является фактором, при котором ЛПХ и К(Ф)Х становится выгодным объединить в Кооперативы.


С 2016 года в Кабардино-Балкарской Республике Кооперативам предоставляется государственная поддержка в виде гранта.


Примером успешной работы грантовой поддержки является Сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив "Чегем-Союз", который реализовал проект создания малого цеха по переработке молока.


Имеется ряд проектов по созданию мощностей по переработке плодов, мясной и молочной продукции, а также по хранению плодов, планируемых к реализации сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.


Важную роль в процессе объединения мелкотоварных производителей играет доступность инфраструктуры переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции.


В республике функционирует современный оптово-распределительный центр в Прохладненском муниципальном районе для хранения и распределения разнообразной сельскохозяйственной продукции мощностью 75 тыс. тонн, построенный ОАО "Прохладное". Инфраструктура хранения и реализации центра используется собственником на 50 - 60 процентов. За последние годы введено в эксплуатацию 22 плодохранилища суммарной мощностью 93,6 тыс. тонн единовременного хранения плодов. Указанные плодохранилища используются как для хранения плодов собственного производства, так и для предоставления услуг по хранению плодов сторонних производителей на рыночных условиях.


То есть имеется потенциальная возможность встраивания инфраструктуры крупных хранилищ плодоовощной продукции в систему кооперации сельхозтоваропроизводителей республики.


Действуя на конкурентном рынке, сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением отдельных крупных вертикально интегрированных структур) получают в качестве выручки от реализации своей продукции лишь малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Прибыль, образовавшаяся на всех этапах переработки и реализации продукции, не поступает сельскохозяйственному товаропроизводителю, что негативно сказывается на возможности достижения целей и решения задач государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике", утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 июня 2014 г. N 154-ПП.


Таким образом, развитие всех видов сельскохозяйственной кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости на селе, повышения покупательной способности сельского населения и, в конечном счете, устойчивого развития сельских территорий.


Кооперативы сталкиваются с рядом серьезных проблем, важнейшими из которых являются:


недостаток первоначального капитала и высокая стоимость привлеченных финансовых ресурсов;


создание и развитие Кооператива требует от его членов мобилизации значительных материальных ресурсов, отсутствующих у сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей, либо привлечения заемных средств, что создает значительную нагрузку на будущих членов Кооператива;


дефицит профессиональных, основанных на практическом опыте, консультационных услуг по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам;


недостаток подготовки, дополнительного профессионального образования менеджеров и других работников Кооперативов.


Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Кабардино-Балкарской Республике направлено на:


повышение конкурентоспособности республиканской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях импортозамещения;


воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов;


развитие производственно-сбытовых возможностей для К(Ф)Х, ЛПХ и других сельскохозяйственных производителей с целью их соответствия требованиям торговых сетей и реализации продукции кооперативов через сформированный канал сбыта.


Без решения указанных проблем действующие в сельской местности Кооперативы не смогут выдержать конкуренции и в значительной степени не смогут начать или будут вынуждены прекратить свою деятельность. Предусмотренные в настоящее время меры государственной поддержки, как показывает практика, не достаточно стимулируют развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, что потребовало разработки настоящей Программы.



II. Цели и задачи Программы


Целью реализации Программы является формирование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Кабардино-Балкарской Республике как основного механизма увеличения доходности малых форм хозяйствования на селе.


Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:


обеспечение правовой, информационно-методической и образовательной поддержки создания и деятельности Кооперативов;


создание условий для привлечения поручительств и микрозаймов на реализацию инвестиционных проектов Кооперативов и финансирование текущей деятельности;


создание условий для развития материально-технической базы Кооперативов.



III. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты


Объединение малых форм хозяйствования в Кооперативы направлено на выполнение целевых индикаторов.


Целевые индикаторы

N

п/п

Наименование индикатора

2018 год

2019 год

2020 год

1.

Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства государственной поддержки для развития материально-технической базы, единиц

5

10

10

2.

Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими средства государственной поддержки, процентов

10

10

10



IV. Перечень программных мероприятий


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»