ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2018 года N 199


Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Тыва на период до 2035 года

(с изменениями на 29 июня 2022 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 29.06.2022 N 416)




В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития топливно-энергетического комплекса Республики Тыва на период до 2035 года.


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 29.06.2022 N 416)


2. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 19 апреля 2018 г. N 199



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 29.06.2022 N 416)




1. Общие положения


Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Республики Тыва на период до 2035 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса Республики Тыва на период до 2035 года, необходимого для обеспечения роста валового регионального продукта и повышения благосостояния населения при эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.


Стратегия разработана с учетом следующих положений правовых актов и материалов:


распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2035 года;


постановление Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. N 638 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года";


постановление Правительства Республики Тыва от 20 декабря 2013 г. N 750 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2014 - 2025 годы";


постановление Правительства Республики Тыва от 13 июня 2013 г. N 365 "Об утверждении топливно-энергетического баланса Республики Тыва на период до 2017 года и на перспективу до 2020 года";


распоряжение Главы Республики Тыва от 29 апреля 2022 г. N 214-РГ "Об утверждении схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Республики Тыва на 2023 - 2027 годы";


приказ Министерства топлива и энергетики Республики Тыва от 29 сентября 2021 г. N 48-ОД "Об утверждении отчетного топливно-энергетического баланса Республики Тыва в разрезе муниципальных образований за 2019 год, оперативного за 2020 год и прогнозного на 2021 год, а также на перспективу до 2030 года";


схемы теплоснабжения городов и поселений Республики Тыва с централизованными системами теплоснабжения (гг. Кызыл, Ак-Довурак, Шагонар, сс. Чаа-Холь, Хову-Аксы);


схемы территориального планирования городов и муниципальных районов Республики Тыва.



2. Цель, задачи и механизмы реализации государственной энергетической политики Республики Тыва


Целью настоящей Стратегии является обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса Республики Тыва и максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для обеспечения роста валового регионального продукта и повышения качества жизни населения республики.


Для достижения указанной цели и удовлетворения внутреннего и внешнего спроса на энергоресурсы требуется решение следующих основных задач:


модернизация существующей и создание новой отраслевой энергетической инфраструктуры Республики Тыва;


обеспечение эффективного недропользования на основе внедрения инновационных технологий;


развитие рынка сервисных и инжиниринговых услуг, предоставляемых отечественными компаниями в сфере энергоэффективности;


совершенствование отраслевого налогового законодательства как инструмента, стимулирующего деятельность хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей сферах.


Кроме того, для максимально эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора необходимо обеспечить:


нормативную надежность работы производственной структуры энергетического сектора за счет достаточных резервов производственной мощности, пропускной способности энергетических коммуникаций и создания рациональных резервов топлива;


уменьшение энергоемкости и электроемкости валового регионального продукта за счет совершенствования структуры и технологического обновления отраслей экономики.


Поставленные задачи будут решаться с использованием следующих мер и механизмов реализации государственной энергетической политики в пределах полномочий Республики Тыва:


применение института государственного представительства в органах управления предприятий топливно-энергетического комплекса для обеспечения достижения целевых показателей, установленных в настоящей Стратегии;


совершенствование мер законодательного регулирования в вопросе предоставления земельных участков для целей строительства генерирующих объектов;


применение налогового стимулирования при реализации предприятиями топливно-энергетического комплекса приоритетных инвестиционных и инновационных проектов;


внедрение системы экономической мотивации энергосбережения через разработку нормативов и целевых показателей энергоэффективности;


инициирование принятия нормативных правовых актов, направленных на развитие и модернизацию предприятий топливно-энергетического комплекса;


обеспечение модернизации отраслей топливно-энергетического комплекса и энергетической инфраструктуры, в том числе за счет расширения использования механизма государственно-частного партнерства;


содействие предприятиям топливно-энергетического комплекса Республики Тыва во включении их в федеральные целевые и государственные программы.



3. Топливно-энергетический комплекс Республики Тыва



3.1. Современное состояние энергетического комплекса Республики Тыва


Топливно-энергетический комплекс республики насчитывает 28 крупных объектов, из них 22 объекта электроэнергетики (4 - ПС 220 кВ, 5 - ПС 110 кВ, 13 - ДЭС), 5 источников тепловой энергии, 1 объект угледобычи.


Из них крупными предприятиями энергетической отрасли являются филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - "МЭС Сибири", ДЗО ПАО "МРСК Сибири" - АО "Тываэнерго", ООО "Сибирская генерирующая компания", ООО "ТГРК", АО "Тываэнергосбыт", ГУП Республики Тыва "УК "ТЭК-4".


В отрасли работают 2509 человек, которые осуществляют эксплуатацию 6625 км высоковольтных линий 0,4 - 220 кВ, 39 подстанций 35 - 220 кВ, 20 котельных установок, четырех турбоагрегатов и другого энергооборудования.


Добыча каменного угля в 2021 году составила 658 тыс. тонн, в сравнении с 2020 годом (536 тыс. тонн) наблюдается увеличение на 18 процентов.


В период 2016 - 2020 гг. продукция предприятий топливно-энергетического комплекса составила 26,3 млрд. рублей (в текущих ценах). Основная доля (61,0 процент) относится к производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды. В структуре доля добычи топливно-энергетических полезных ископаемых увеличилась с 31 до 61 процента в 2020 году.


Теплоснабжение потребителей республики осуществляется от 452 котельных, из них 4 - крупные котельные, 1 - теплоэлектроцентраль, 9 - котельные жилищно-коммунального хозяйства, 438 - котельные объектов социальной сферы с тепловыми сетями общей протяженностью 313,2 км.


Производство тепловой энергии за последние пять лет сохраняется на уровне 1,3 млн. Гкал. Основными производителями тепловой энергии являются АО "Кызылская ТЭЦ" (62 процента) и крупные государственные котельные (21 процент).


Установленная тепловая мощность на 1 января 2020 г. составляет 781,5 Гкал/час, в том числе ГУП Республики Тыва "УК "ТЭК-4" - 441,5 Гкал/час, АО "Кызылская ТЭЦ" - 340 Гкал/час.


Основными электрогенерирующими мощностями Республики Тыва являются АО "Кызылская ТЭЦ" и дизельные электростанции. Производство электрической энергии АО "Кызылская ТЭЦ" осуществляется в небольших объемах для обеспечения собственных нужд, основным видом деятельности которого является производство тепловой энергии для снабжения теплом г. Кызыла. Установленная электрическая мощность АО "Кызылская ТЭЦ" - 17 МВт.


Ежегодно в Республике Тыва потребляется от 700 до 730 млн. кВт. ч электроэнергии. В связи с высоким износом сетей потери в электрических сетях составляют более 36 процентов, что является высоким показателем, но имеют тенденцию к снижению на уровне 4 процентов ежегодно.


На территории Республики Тыва функционируют 13 дизельных электростанций (далее - ДЭС) в следующих населенных пунктах: Тоора-Хем, Хам-Сара, Мугур-Аксы, Ырбан, Кунгуртуг, Сыстыг-Хем, Качык, Кызыл-Хая, Балыктыг, Хут, Севи, Сизим, Тоолайлыг. Суммарная установленная мощность ДЭС составляет порядка 8,3 МВт. ДЭС играют важную роль в обеспечении электроэнергией отдаленных кожуунов республики.


Всего муниципальные ДЭС поставляют электроэнергию 3794 абонентам, в том числе 3444 физическим лицам и 350 юридическим лицам.


Среднегодовой объем производства электроэнергии за последние пять лет составил 12,25 тыс. кВт. ч. В структуре производства доля полезного отпуска составляет 76,88 процента, собственных нужд - 3,4 процента, технологических потерь - 19,72 процента.


Наибольшие технологические потери в сетях Эрзинского участка - 39,2 процента, Каа-Хемского участка - 19, Тере-Хольского участка - 17,2, Тоджинского участка - 16,6, Монгун-Тайгинского участка - 15,2, Пий-Хемского участка - 9,9 процента.


Основной причиной высоких потерь в электрических сетях является высокий износ электрических сетей, перегруженность отдельных участков в результате присоединения новых абонентов с начала эксплуатации. Всего протяженность линий электропередач напряжением 10 кВ составляет более 57 км и 0,4 кВ - 230 км. В связи с высоким износом электросетевого хозяйства происходят частые аварии на сетях. Требуется модернизация и оптимизация сетевого комплекса ДЭС, что позволит снизить потери электроэнергии при передаче и соответственно снизит затраты на производство, а также существенно повлияет на снижение аварийных ситуаций в электросетях.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»