ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июня 2018 года N 308-п


Об утверждении Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов

(с изменениями на 20 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 13.02.2019 N 82-п, от 06.03.2020 N 94-п, от 14.10.2021 N 778-п, от 20.02.2024 N 107-п)




В целях реализации положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 298, Правительство Пермского края постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов.


2. Опубликовать настоящее Постановление в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Пермского края http://permkrai.ru для всеобщего и бесплатного доступа.


3. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.


4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства).


(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 13.02.2019 N 82-п)



Губернатор Пермского края
М.Г.РЕШЕТНИКОВ



УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства
Пермского края
от 08.06.2018 N 308-п



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД 2018-2028 ГОДОВ

(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 14.10.2021 N 778-п, от 20.02.2024 N 107-п)




ПАСПОРТ
 Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края

Соисполнители Программы

Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края

Участники Программы

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами

Программно-целевые инструменты Программы

Не предусмотрены

Цель Программы

Создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей минимизацию накопленного экологического ущерба, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье жителей и окружающую среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, а также ликвидацию накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности

Задачи Программы

Стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;

стимулирование утилизации отходов;

выявление мест несанкционированного размещения отходов;

предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий;

обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение доли направляемых на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 47,5% к концу 2028 года;

увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 100% к концу 2028 года;

обеспечение размещения 100% отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на объектах размещения отходов, отвечающих нормативным требованиям законодательства;

снижение доли направляемых на размещение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 52,5% к концу 2028 года

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п)

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется с 2018 по 2028 год

Объемы и источники финансирования Программы

Внебюджетные источники

Целевые показатели Программы

Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п)



I. Содержание проблемы в отрасли обращения с отходами и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями


1.1. Пермский край является одним из динамично развивающихся регионов России. Подъем экономики региона, рост благосостояния населения и значительный прирост объема производства в добывающих отраслях промышленности сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов производства и потребления. Образование и накопление отходов производства и потребления являются одной из наиболее серьезных экологических проблем Пермского края, на территории которого ежегодно образуется более 50 млн тонн отходов. В общей массе отходов твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) на 2022 год составляют 564,07 тыс. тонн.


(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п)


Именно ТКО создают наибольшие социально-экологические и санитарно-гигиенические риски, связанные с содержанием территории населенных мест, с комплексом проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с невозможностью административным путем остановить их образование.


Несанкционированное размещение отходов в окружающей среде приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации, а также к значительным потерям финансовых потоков отрасли и валового регионального продукта. С начала 2019 года транспортирование отходов осуществляется только на объекты размещения отходов, внесенные в Государственный реестр объектов размещения отходов и включенные в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утверждаемый приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.


1.2. В 2018 году услугой вывоза ТКО было охвачено 1,5 млн жителей. После начала работы регионального оператора по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) на территории Пермского края охват населения услугой обращения с ТКО составил 98,76%.


(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п)


В настоящее время в регионе внедряется система раздельного накопления ТКО, количество используемых или обезвреживаемых ТКО является низким и не превышает 4% (от общего объема ТКО).


В 2020 - 2021 годах Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и региональным оператором определены пилотные территории для запуска системы раздельного накопления ТКО. Расширение системы раздельного накопления ТКО на территории Пермского края возможно поэтапно с учетом сроков ввода объектов по обращению с ТКО.


(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п)


Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п.


Неиспользуемая часть отходов санкционированно и несанкционированно размещается в окружающей среде на свалках, полигонах, отвалах и в накопителях, в крае насчитывается более 500 несанкционированных свалок, имеющих длительную историю эксплуатации.


Большинство объектов размещения отходов, сведения и данные о которых включены в территориальную схему обращения с отходами в Пермском крае, не имеют проектной документации, заключения государственной экологической экспертизы, не отвечают современным требованиям природоохранного и земельного законодательства.


1.3. Причинами сложившихся проблем в области обращения с ТКО являются:


неурегулированность вопросов, связанных с административной ответственностью за нарушения в области обращения с ТКО, в федеральном законодательстве;


отсутствие исчерпывающего законодательного толкования терминов в области обращения с ТКО;


отсутствие комплексного подхода в развитии отрасли и ориентированность на решение локальных проблем;


отсутствие использования эффективных механизмов экономического управления отраслью;


отсутствие правовых основ формирования бытовой культуры, актуальных для организации работы с населением по созданию системы стимулов и мотиваций к раздельному накоплению ТКО;


значительный физический износ, моральное устаревание техники и технологий, применяемых для сбора, вывоза, обработки, утилизации и размещения отходов.


Низкая эколого-экономическая эффективность отрасли приводит к нарастанию социальной напряженности, нерациональному использованию финансовых средств, снижению инвестиционной привлекательности и нанесению экологического ущерба. Отсутствие в Пермском крае политики в области обращения с отходами, согласованных действий органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, операторов по обращению с ТКО, разобщенность финансовых ресурсов всех компонентов (власти, организаций и бизнес-сообществ) затрудняют решение проблемы обращения с отходами.


1.4. Целесообразность решения проблемы обращения с ТКО программно-целевым методом определяется следующими факторами:


наличие социально-экономических задач, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием отрасли обращения с ТКО (обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения, сохранение окружающей среды и природных ресурсов и др.);


необходимость системного подхода к решению проблемы и формирование комплексной системы управления отраслью обращения с ТКО на территории Пермского края в целом;


возможность привлечения средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников для решения проблемы, а также повышения инвестиционной привлекательности отрасли обращения с ТКО;


необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, проведения единой технической политики, направленной на внедрение в отрасли обращения с ТКО наиболее прогрессивных производственных и информационных технологий и оборудования;


возможность значительного сокращения сроков решения проблемы за счет использования государственной поддержки, так как большая часть мероприятий по развитию отрасли обращения с ТКО не может быть реализована в пределах одного финансового года, а без государственной поддержки для решения проблемы могут потребоваться десятилетия;


долговременный результат реализации Программы, связанный с обеспечением доступа населения к информации в сфере обращения с отходами при реализации системных мероприятий, со строительством объектов обращения с отходами с длительным периодом эксплуатации.


1.5. Программа предусматривает:


стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе ТКО;


абзац утратил силу. - Постановление Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п;


стимулирование утилизации отходов;


выявление мест несанкционированного размещения отходов;


предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»