(с изменениями на 20 февраля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 13.02.2019 N 82-п, от 06.03.2020 N 94-п, от 14.10.2021 N 778-п, от 20.02.2024 N 107-п)
В целях реализации положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 298, Правительство Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов.
2. Опубликовать настоящее Постановление в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Пермского края http://permkrai.ru для всеобщего и бесплатного доступа.
3. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам тарифного регулирования и жилищно-коммунального хозяйства).
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 13.02.2019 N 82-п)
Губернатор Пермского края
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД 2018-2028 ГОДОВ
(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 14.10.2021 N 778-п, от 20.02.2024 N 107-п)
Ответственный исполнитель Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края |
Соисполнители Программы | Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края |
Участники Программы | Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами |
Программно-целевые инструменты Программы | Не предусмотрены |
Цель Программы | Создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей минимизацию накопленного экологического ущерба, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье жителей и окружающую среду, вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, а также ликвидацию накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности |
Задачи Программы | Стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов; выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий; обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Увеличение доли направляемых на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 47,5% к концу 2028 года; увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 100% к концу 2028 года; обеспечение размещения 100% отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на объектах размещения отходов, отвечающих нормативным требованиям законодательства; снижение доли направляемых на размещение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 52,5% к концу 2028 года |
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п) | |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется с 2018 по 2028 год |
Объемы и источники финансирования Программы | Внебюджетные источники |
Целевые показатели Программы | Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов |
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п) |
1.1. Пермский край является одним из динамично развивающихся регионов России. Подъем экономики региона, рост благосостояния населения и значительный прирост объема производства в добывающих отраслях промышленности сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов производства и потребления. Образование и накопление отходов производства и потребления являются одной из наиболее серьезных экологических проблем Пермского края, на территории которого ежегодно образуется более 50 млн тонн отходов. В общей массе отходов твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) на 2022 год составляют 564,07 тыс. тонн.
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п)
Именно ТКО создают наибольшие социально-экологические и санитарно-гигиенические риски, связанные с содержанием территории населенных мест, с комплексом проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с невозможностью административным путем остановить их образование.
Несанкционированное размещение отходов в окружающей среде приводит к нанесению существенного экологического ущерба, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации, а также к значительным потерям финансовых потоков отрасли и валового регионального продукта. С начала 2019 года транспортирование отходов осуществляется только на объекты размещения отходов, внесенные в Государственный реестр объектов размещения отходов и включенные в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утверждаемый приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.
1.2. В 2018 году услугой вывоза ТКО было охвачено 1,5 млн жителей. После начала работы регионального оператора по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) на территории Пермского края охват населения услугой обращения с ТКО составил 98,76%.
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п)
В настоящее время в регионе внедряется система раздельного накопления ТКО, количество используемых или обезвреживаемых ТКО является низким и не превышает 4% (от общего объема ТКО).
В 2020 - 2021 годах Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и региональным оператором определены пилотные территории для запуска системы раздельного накопления ТКО. Расширение системы раздельного накопления ТКО на территории Пермского края возможно поэтапно с учетом сроков ввода объектов по обращению с ТКО.
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п)
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п.
Неиспользуемая часть отходов санкционированно и несанкционированно размещается в окружающей среде на свалках, полигонах, отвалах и в накопителях, в крае насчитывается более 500 несанкционированных свалок, имеющих длительную историю эксплуатации.
Большинство объектов размещения отходов, сведения и данные о которых включены в территориальную схему обращения с отходами в Пермском крае, не имеют проектной документации, заключения государственной экологической экспертизы, не отвечают современным требованиям природоохранного и земельного законодательства.
1.3. Причинами сложившихся проблем в области обращения с ТКО являются:
неурегулированность вопросов, связанных с административной ответственностью за нарушения в области обращения с ТКО, в федеральном законодательстве;
отсутствие исчерпывающего законодательного толкования терминов в области обращения с ТКО;
отсутствие комплексного подхода в развитии отрасли и ориентированность на решение локальных проблем;
отсутствие использования эффективных механизмов экономического управления отраслью;
отсутствие правовых основ формирования бытовой культуры, актуальных для организации работы с населением по созданию системы стимулов и мотиваций к раздельному накоплению ТКО;
значительный физический износ, моральное устаревание техники и технологий, применяемых для сбора, вывоза, обработки, утилизации и размещения отходов.
Низкая эколого-экономическая эффективность отрасли приводит к нарастанию социальной напряженности, нерациональному использованию финансовых средств, снижению инвестиционной привлекательности и нанесению экологического ущерба. Отсутствие в Пермском крае политики в области обращения с отходами, согласованных действий органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, операторов по обращению с ТКО, разобщенность финансовых ресурсов всех компонентов (власти, организаций и бизнес-сообществ) затрудняют решение проблемы обращения с отходами.
1.4. Целесообразность решения проблемы обращения с ТКО программно-целевым методом определяется следующими факторами:
наличие социально-экономических задач, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием отрасли обращения с ТКО (обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения, сохранение окружающей среды и природных ресурсов и др.);
необходимость системного подхода к решению проблемы и формирование комплексной системы управления отраслью обращения с ТКО на территории Пермского края в целом;
возможность привлечения средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников для решения проблемы, а также повышения инвестиционной привлекательности отрасли обращения с ТКО;
необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, проведения единой технической политики, направленной на внедрение в отрасли обращения с ТКО наиболее прогрессивных производственных и информационных технологий и оборудования;
возможность значительного сокращения сроков решения проблемы за счет использования государственной поддержки, так как большая часть мероприятий по развитию отрасли обращения с ТКО не может быть реализована в пределах одного финансового года, а без государственной поддержки для решения проблемы могут потребоваться десятилетия;
долговременный результат реализации Программы, связанный с обеспечением доступа населения к информации в сфере обращения с отходами при реализации системных мероприятий, со строительством объектов обращения с отходами с длительным периодом эксплуатации.
1.5. Программа предусматривает:
стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе ТКО;
абзац утратил силу. - Постановление Правительства Пермского края от 20.02.2024 N 107-п;
стимулирование утилизации отходов;
выявление мест несанкционированного размещения отходов;
предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий;