ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 22 мая 2018 года N 2006-З N 1571-V


Об охране вечной мерзлоты в Республике Саха (Якутия)



Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 22.05.2018 З N 1572-V


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:


вечная мерзлота - мерзлые горные породы, характеризующиеся нулевой или отрицательной температурой, содержащие в своем составе лед и находящиеся в таком состоянии в течение длительного времени;


мерзлотный ландшафт - природный комплекс, функционирующий под воздействием геокриологических процессов, с определенными, закономерными только для него сочетаниями мерзлотных характеристик;


деградация вечной мерзлоты - уменьшение запасов холода в толще многолетнемерзлых пород под влиянием как природных, так и техногенных факторов, приводящее к сокращению распространения, повышению температуры и уменьшению мощности многолетнемерзлых пород вплоть до полного их исчезновения;


нормативы в области охраны вечной мерзлоты - нормативы, установленные в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на вечную мерзлоту, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование мерзлотных ландшафтов;


мониторинг вечной мерзлоты - комплексные наблюдения за состоянием многолетнемерзлых пород, происходящими в них процессами и явлениями;


геотехнический мониторинг вечной мерзлоты - комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за состоянием грунтов основания (температурный режим), гидрогеологическим режимом, перемещением конструкций фундаментов вновь возводимого, реконструируемого и эксплуатируемого сооружения.


Статья 2. Законодательство в области охраны вечной мерзлоты


Отношения в области охраны вечной мерзлоты регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).


Статья 3. Задачи законодательства Республики Саха (Якутия) об охране вечной мерзлоты


Задачей законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны вечной мерзлоты является установление правовых основ регулирования отношений в области охраны вечной мерзлоты в целях ее сохранения.


Статья 4. Основные принципы государственного управления в области охраны вечной мерзлоты


Государственное управление в области охраны вечной мерзлоты основывается на следующих принципах:


приоритета охраны жизни и здоровья населения в интересах настоящего и будущих поколений;


обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;


недопущения необратимых последствий деградации вечной мерзлоты в результате активизации геокриологических процессов;


государственного регулирования и мониторинга всех факторов, связанных с деградацией вечной мерзлоты;


гласности, полноты и достоверности информации о состоянии вечной мерзлоты и ее изменениях, прогноза чувствительности и устойчивости мерзлотных ландшафтов;


научной обоснованности, системности и комплексности подхода к охране вечной мерзлоты;


обязательности соблюдения требований законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны вечной мерзлоты, ответственности за нарушение данного законодательства.


Статья 5. Государственное управление в области охраны вечной мерзлоты


Государственное управление в области охраны вечной мерзлоты осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и градостроительной деятельности в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).


Статья 6. Полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны вечной мерзлоты


К полномочиям исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны вечной мерзлоты относятся:


принятие нормативных правовых актов в области охраны вечной мерзлоты;


участие в организации и проведении государственного мониторинга вечной мерзлоты;


проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате деградации вечной мерзлоты или иных последствий, вызванных этим явлением;


осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны вечной мерзлоты;


информирование населения о состоянии вечной мерзлоты, об изменении ее устойчивости и о выполнении программ улучшения состояния вечной мерзлоты;


формирование и проведение политики в области охраны вечной мерзлоты на территории Республики Саха (Якутия);


ограничение числа объектов капитального строительства по итогам государственной экспертизы в случае возникновения опасного воздействия на состояние вечной мерзлоты;


установление порядка осуществления мерзлотного надзора на территории Республики Саха (Якутия);


создание и ведение единой системы республиканского фонда информации о вечной мерзлоте на базе ее мониторинга и геокриологического прогноза;


координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;


осуществление государственного мерзлотного надзора;


определение на территории Республики Саха (Якутия) неустойчивых земельных участков, предрасположенных к деградации вечной мерзлоты.


Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны вечной мерзлоты


1. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны вечной мерзлоты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).


2. Органы местного самоуправления вносят предложения по изучению и мониторингу состояния вечной мерзлоты на территории соответствующего муниципального образования.


Статья 8. Нормирование состояния вечной мерзлоты и иных экологических факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты


1. Нормирование в области охраны вечной мерзлоты осуществляется в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.


2. Разработка нормативов в области охраны вечной мерзлоты включает в себя:


проведение научно-исследовательских работ для обоснования нормативов в области охраны вечной мерзлоты;


установление оснований для разработки или пересмотра нормативов в области охраны вечной мерзлоты;


утверждение и опубликование нормативов в области охраны вечной мерзлоты в установленном порядке;


оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны вечной мерзлоты.


3. В целях определения критериев безопасности и безвредности воздействия на многолетнемерзлые породы проводится техническое и экологическое нормирование состояния вечной мерзлоты и определяются предельно допустимые уровни факторов, воздействующих на него.


4. Технические и экологические нормативы состояния вечной мерзлоты, предельно допустимые уровни воздействия факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты, устанавливаются в порядке, определенном Правительством Республики Саха (Якутия).


Статья 9. Программы в области охраны вечной мерзлоты


1. Мероприятия по охране вечной мерзлоты включаются в государственные программы в области охраны окружающей среды и градостроительства.


2. Планирование мероприятий по охране вечной мерзлоты в республике осуществляется с учетом прогнозов социально-экономического развития республики, федеральных и государственных программ Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и градостроительства.


3. Территориальное планирование в области охраны вечной мерзлоты осуществляется органами местного самоуправления.


4. Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на вечную мерзлоту, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране вечной мерзлоты в порядке, установленном законодательством.


Статья 10. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны вечной мерзлоты


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»