ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 22 мая 2018 года N 2006-З N 1571-V
Об охране вечной мерзлоты в Республике Саха (Якутия)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 22.05.2018 З N 1572-V
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
вечная мерзлота - мерзлые горные породы, характеризующиеся нулевой или отрицательной температурой, содержащие в своем составе лед и находящиеся в таком состоянии в течение длительного времени;
мерзлотный ландшафт - природный комплекс, функционирующий под воздействием геокриологических процессов, с определенными, закономерными только для него сочетаниями мерзлотных характеристик;
деградация вечной мерзлоты - уменьшение запасов холода в толще многолетнемерзлых пород под влиянием как природных, так и техногенных факторов, приводящее к сокращению распространения, повышению температуры и уменьшению мощности многолетнемерзлых пород вплоть до полного их исчезновения;
нормативы в области охраны вечной мерзлоты - нормативы, установленные в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на вечную мерзлоту, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование мерзлотных ландшафтов;
мониторинг вечной мерзлоты - комплексные наблюдения за состоянием многолетнемерзлых пород, происходящими в них процессами и явлениями;
геотехнический мониторинг вечной мерзлоты - комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за состоянием грунтов основания (температурный режим), гидрогеологическим режимом, перемещением конструкций фундаментов вновь возводимого, реконструируемого и эксплуатируемого сооружения.
Статья 2. Законодательство в области охраны вечной мерзлоты
Отношения в области охраны вечной мерзлоты регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
Статья 3. Задачи законодательства Республики Саха (Якутия) об охране вечной мерзлоты
Задачей законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны вечной мерзлоты является установление правовых основ регулирования отношений в области охраны вечной мерзлоты в целях ее сохранения.
Статья 4. Основные принципы государственного управления в области охраны вечной мерзлоты
Государственное управление в области охраны вечной мерзлоты основывается на следующих принципах:
приоритета охраны жизни и здоровья населения в интересах настоящего и будущих поколений;
обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
недопущения необратимых последствий деградации вечной мерзлоты в результате активизации геокриологических процессов;
государственного регулирования и мониторинга всех факторов, связанных с деградацией вечной мерзлоты;
гласности, полноты и достоверности информации о состоянии вечной мерзлоты и ее изменениях, прогноза чувствительности и устойчивости мерзлотных ландшафтов;
научной обоснованности, системности и комплексности подхода к охране вечной мерзлоты;
обязательности соблюдения требований законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны вечной мерзлоты, ответственности за нарушение данного законодательства.
Статья 5. Государственное управление в области охраны вечной мерзлоты
Государственное управление в области охраны вечной мерзлоты осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и градостроительной деятельности в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 6. Полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны вечной мерзлоты
К полномочиям исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны вечной мерзлоты относятся:
принятие нормативных правовых актов в области охраны вечной мерзлоты;
участие в организации и проведении государственного мониторинга вечной мерзлоты;
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате деградации вечной мерзлоты или иных последствий, вызванных этим явлением;
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны вечной мерзлоты;
информирование населения о состоянии вечной мерзлоты, об изменении ее устойчивости и о выполнении программ улучшения состояния вечной мерзлоты;
формирование и проведение политики в области охраны вечной мерзлоты на территории Республики Саха (Якутия);
ограничение числа объектов капитального строительства по итогам государственной экспертизы в случае возникновения опасного воздействия на состояние вечной мерзлоты;
установление порядка осуществления мерзлотного надзора на территории Республики Саха (Якутия);
создание и ведение единой системы республиканского фонда информации о вечной мерзлоте на базе ее мониторинга и геокриологического прогноза;
координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
осуществление государственного мерзлотного надзора;
определение на территории Республики Саха (Якутия) неустойчивых земельных участков, предрасположенных к деградации вечной мерзлоты.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны вечной мерзлоты
1. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны вечной мерзлоты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
2. Органы местного самоуправления вносят предложения по изучению и мониторингу состояния вечной мерзлоты на территории соответствующего муниципального образования.
Статья 8. Нормирование состояния вечной мерзлоты и иных экологических факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты
1. Нормирование в области охраны вечной мерзлоты осуществляется в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
2. Разработка нормативов в области охраны вечной мерзлоты включает в себя:
проведение научно-исследовательских работ для обоснования нормативов в области охраны вечной мерзлоты;
установление оснований для разработки или пересмотра нормативов в области охраны вечной мерзлоты;
утверждение и опубликование нормативов в области охраны вечной мерзлоты в установленном порядке;
оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны вечной мерзлоты.
3. В целях определения критериев безопасности и безвредности воздействия на многолетнемерзлые породы проводится техническое и экологическое нормирование состояния вечной мерзлоты и определяются предельно допустимые уровни факторов, воздействующих на него.
4. Технические и экологические нормативы состояния вечной мерзлоты, предельно допустимые уровни воздействия факторов, влияющих на состояние вечной мерзлоты, устанавливаются в порядке, определенном Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 9. Программы в области охраны вечной мерзлоты
1. Мероприятия по охране вечной мерзлоты включаются в государственные программы в области охраны окружающей среды и градостроительства.
2. Планирование мероприятий по охране вечной мерзлоты в республике осуществляется с учетом прогнозов социально-экономического развития республики, федеральных и государственных программ Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и градостроительства.
3. Территориальное планирование в области охраны вечной мерзлоты осуществляется органами местного самоуправления.
4. Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на вечную мерзлоту, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране вечной мерзлоты в порядке, установленном законодательством.
Статья 10. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны вечной мерзлоты