Действующий

О плане мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года (с изменениями на 15 сентября 2023 года)



2. Характеристика текущего состояния государственных финансов Астраханской области


Современное состояние бюджетной системы Астраханской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики в целях гарантированного исполнения действующих и принимаемых расходных обязательств наиболее эффективным способом, концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях деятельности, в том числе за счет роста эффективности бюджетных расходов, мобилизации внутренних источников, более четкой увязки бюджетных расходов с достижением установленных целей государственной политики, оказания социальной помощи исходя из принципов адресности и нуждаемости, соответствия финансовых возможностей региона ключевым направлениям развития, сохранения на безопасном уровне объема государственного долга, повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса в Астраханской области.


Усилия Правительства Астраханской области направлены на поддержку экономического роста региона, выполнение Астраханской областью всех социальных обязательств и реализацию стратегических задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021.


Структура экономики Астраханской области такова, что нефтегазовая отрасль и топливно-энергетический комплекс традиционно занимают лидирующие позиции в промышленности региона. Месторождения углеводородного сырья на территории Астраханской области содержат более 20% общероссийских запасов конденсата, 5% природного газа и около 90% газовой серы. Основная доля запасов углеводородов региона сконцентрирована на Астраханском газоконденсатном месторождении, уникальном по запасам и компонентному составу. На территории Астраханской области также расположено крупное по запасам нефтяное месторождение Великое. В связи с наличием в северной части Каспийского моря, имеющего статус внутреннего моря-озера, углеводородов экономическое значение Астраханской области с каждым годом возрастает. Крупнейшими из открытых месторождений на море являются нефтяное месторождение им. В. Филановского и Хвалынское газоконденсатное месторождение. Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило высокий транспортно-транзитный потенциал региона.


В течение последних лет в Астраханской области были реализованы крупнейшие инфраструктурные проекты, среди которых введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Российскую Федерацию и Республику Казахстан, открытие первого пускового комплекса общегородской транзитной магистрали через реки Прямая и Кривая Болда, модернизация аэропорта г. Астрахани, строительство Северного обхода г. Астрахани, взлетно-посадочной полосы в г. Ахтубинске Астраханской области, автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область, моста через р. Таловую на автодороге Володарский - Цветное в Володарском районе Астраханской области. Традиционно одно из значимых мест в экономике Астраханской области занимают сельское хозяйство и рыбная отрасль. Агропромышленный комплекс имеет уникальные природные возможности по выращиванию овоще-бахчевых культур и картофеля, перспективы развития перерабатывающей сельхозпродукцию промышленности.


Объем налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области, поступающий во все уровни бюджетов Российской Федерации, показывает устойчивую положительную динамику - с 46,9 млрд рублей в 2013 году до 191,7 млрд рублей в 2021 году.


При этом доля налогов, остающихся на территории Астраханской области, ежегодно снижается за счет роста налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов других субъектов Российской Федерации.


Доля налоговых доходов, мобилизуемых с территории Астраханской области в федеральный бюджет и бюджеты других субъектов Российской Федерации, увеличилась с 35,6% в 2013 году до 74,5% в 2021 году.


Сокращение доли налоговых доходов, остающейся в распоряжении региона, обусловлено изменениями законодательства Российской Федерации, в частности:


- введением нового порядка налогообложения морских месторождений углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016, согласно которому налог на прибыль при освоении данных месторождений в полном объеме поступает в федеральный бюджет;


- проведением "налогового маневра";


- увеличением ставок по налогу на добычу полезных ископаемых;


- снижением ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, на 1%.


Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Астраханской области за 2021 год составило 52,0 млрд рублей или 100,6% от прогнозных назначений.


Доходы консолидированного бюджета Астраханской области формируются в основном за счет налоговых доходов, доля которых на протяжении многих лет составляет более 90% от общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов.