МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 10 сентября 2015 года N 840

г. Новосибирск


О Порядке организации и осуществления сопровождения
замещающих семей на территории Новосибирской области

(с изменениями на 29 июня 2023 года)

__________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтруда и соцразвития от 29.06.2023 N 1010-НПА

     _________________________________________

В целях реализации положений пункта 13 части 1 статьи 8, части 7  статьи 15 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», пункта 70 Плана мероприятий по реализации   в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2011 N 367-р, с учетом Письма Минобрнауки России от 01.09.2014 N ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»

   

 приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области (далее - Порядок).

2. Государственному бюджетному учреждению Новосибирской области «Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Цурпал Е.А.) обеспечить методическое сопровождение и координацию деятельности организаций, осуществляющих сопровождение замещающих семей.

3. Заместителю министра социального развития Новосибирской области Потаповой О.Р. направить данный приказ органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, наделенным отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для использования в работе, обеспечить контроль за организацией и осуществлением сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области в соответствии с Порядком.


Министр
 С.И. Пыхтин




УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
социального развития
Новосибирской области
от 10.09.2015 N 840
(В редакции, введенной  
приказом Минтруда и соцразвития
от 29.06.2023 N 1010-НПА,
- см. предыдущую редакцию)

ПОРЯДОК
организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области
(далее - Порядок)

1. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:

диагностика замещающей семьи - проведение комплекса мероприятий, направленных на выявление семейного неблагополучия;

договор о сопровождении замещающей семьи - соглашение сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей по сопровождению замещающей семьи;

замещающие родители - усыновители, опекуны или попечители, приемные родители в замещающей семье;

замещающие семьи - семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети);

карта комплексного сопровождения семьи - документ, объединяющий информацию о ребенке (детях), его семье, который составляется для объективного анализа и оценки, разработки и реализации плана по преодолению семейного неблагополучия, оценки динамики результатов, форм и методов работы специалистов организаций, вовлеченных в работу с ребенком (семьей);

разовая консультативная помощь - оказание услуги психолого-педагогической, методической и/или консультационной помощи замещающей семье, не заключившей договор о сопровождении замещающей семьи;

служба сопровождения замещающих семей - организация (структурное подразделение организации), осуществляющая сопровождение замещающих семей в соответствии с договором о сопровождении замещающей семьи;

сопровождение замещающих семей - деятельность, направленная на сохранение замещающих семей, состоящих на сопровождении по договору о сопровождении замещающей семьи, путем оказания им консультативной, психологической, педагогической, правовой, социальной и иной помощи;

специалист службы сопровождения замещающих семей - специалист, непосредственно организующий, контролирующий проведение мероприятий по сопровождению замещающих семей.

2. Цель создания службы сопровождения замещающих семей - содействие воспитанию, развитию, реабилитации, самореализации и подготовке к самостоятельной жизни воспитанников замещающих семей, предотвращение возвратов детей и нарушения детско-родительских отношений.

3. Основные задачи деятельности по сопровождению замещающих семей:

- оказание содействия в создании замещающих семей;

- повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;

- осуществление мониторинга и диагностики уровня благополучия и психологического комфорта детей в замещающих семьях, уровня их развития;

- оказание помощи в решении задач воспитания, развития, реабилитации, обучения приемных детей;

- оказание помощи в решении задач воспитания, развития, реабилитации, обучения приемных детей;

- оказание адресной целевой помощи членам замещающих семей, в соответствии с выявленными потребностями и запросами;

- содействие формированию самоподдерживающего сообщества приемных семей;

- просвещение местного сообщества в вопросах оказания помощи детям-сиротам, приемным семьям, содействие формированию позитивного имиджа замещающей заботы.

4. Основные принципы деятельности по сопровождению замещающих семей:

- принцип добровольности оказания услуг подразумевает, что деятельность специалиста службы сопровождения должна исключать методы прямого или косвенного давления, навязывания услуг или осуществления проверок под видом услуг;

- принцип конфиденциальности подразумевает, что информация, которую получает специалист в ходе работы с замещающими родителями и детьми, не может быть распространена без согласия клиента или его законного представителя, исключая случаи, когда информация касается соблюдения прав и интересов ребенка или угрожает его жизни и здоровью;

- принцип равных возможностей получения услуг подразумевает, что специалист службы сопровождения должен уделять достаточно времени для регулярной работы с каждым замещающим родителем, заключившим договор о сопровождении замещающей семьи, и ребенком, контролю и содействию реабилитации и адаптации каждого ребенка, устроенного в семью;

- принцип компетентности подразумевает, что специалисты службы обязаны использовать в своей работе только проверенные методики работы, принимать взвешенные решения согласно уровню своей компетенции. В случае если работа с ребенком требует привлечения иного специалиста в той или иной области для своевременного решения проблем ребенка, специалист службы сопровождения предпринимает меры по организации ее получения, координации деятельности органов, ее предоставляющих;

- принцип учета особенностей ребенка и ресурсов семьи подразумевает, что в своей работе специалист службы сопровождения должен учитывает пол, возраст, особенности физического, психоэмоционального и умственного развития детей и подростков, их жизненный опыт, возможности замещающих семей в обеспечении воспитания ребенка.

5. Формы деятельности по сопровождению замещающих семей регулируются внутренними локальными актами служб сопровождения замещающих семей.

6. Этапы сопровождения замещающих семей:

- индивидуальное собеседование с замещающей семьей (информирование замещающей семьи о проводимых мероприятиях);

- заключение с одним из замещающих родителей (единственным замещающим родителем) договора о сопровождении замещающей семьи (в течение 10 календарных дней с даты заявления замещающего родителя);

- первичная диагностика проблем замещающей семьи, определение форм и видов деятельности по сопровождению замещающей семьи, перечня мероприятий, проводимых с замещающей семьей (в течение 10 рабочих дней с момента заключения договора о сопровождении замещающей семьи);

- разработка карты комплексного сопровождения семьи в соответствии с приложением N 10 приказа министерства труда и социального развития Новосибирской области, министерства образования Новосибирской области, министерства здравоохранения Новосибирской области, министерства культуры Новосибирской области, министерства физической культуры и спорта Новосибирской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области от 27.05.2022 N 596/1072/1656/192/552/371 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области по раннему выявлению и предотвращению детского и семейного неблагополучия, организации работы с несовершеннолетними и семьями по профилактике социального сиротства», согласование ее с замещающими родителями (в течение 10 рабочих дней со дня установления кризисного вида сопровождения);

- реализация карты комплексного сопровождения семьи;

- совместное обсуждение с замещающими родителями и специалистами службы сопровождения результатов сопровождения.

7. Виды сопровождения замещающих семей: мониторинговое, активное, кризисное.

8. Периодичность осуществления супервизии сопровождения: мониторинговое - 1 раз в год, активное - 2 раза в год, кризисное - по необходимости, но не реже 2 раз в год.


Вид сопровождения: активное сопровождение

1.  Телефонный звонок

Не реже 2-х раз в месяц

2. Диагностика семейной системы

Не реже 2 раз в год

3. Внеплановая диагностика актуального психоэмоционального состояния членов семьи в зависимости от причин перехода/постановки на данный вид сопровождения

По необходимости

4. Семейная/индивидуальная консультация (выезд/на базе учреждения/дистанционно)

По запросу

5. Курс занятий/консультаций, направленный на разрешение актуальных проблем

Не реже 1 раза в 2 недели

6.  Межведомственное взаимодействие

В соответствии с планом/по необходимости

7. Диагностика, направленная на мониторинг динамики благополучия ребенка

Не реже 2 раз в год

8. Повышение родительских компетенций (школа ответственного родительства, школа приемных родителей, родительские и детско-родительские тренинги, семинары для замещающих родителей, информирование по проблемам, связанных с актуальными для семьи темами)

1 раз в год


Вид сопровождения: кризисное сопровождение

1. Телефонный звонок

Не реже 1 раза в неделю

2. Внеплановая диагностика актуального эмоционального состояния членов семьи в зависимости от причин возникновения кризиса

По необходимости

3. Семейная консультация (выезд/на базе центра/дистанционно)

По запросу

4.  Курс занятий/консультаций, направленный на разрешение актуальных проблем

Не реже 1 раза в неделю

5.  Межведомственное взаимодействие

В соответствии с планом/по необходимости

6. Диагностика, направленная на мониторинг динамики благополучия ребенка

Не реже 2 раз в год

7. Оказание экстренной психологической помощи (ребенок/родитель/др.члены семьи)

По необходимости

8.  Интервизия по разрешению кризиса в рамках службы сопровождения замещающих семей

В соответствии с планом/по необходимости


Вид сопровождения: мониторинговое сопровождение

1. Телефонный звонок

Не реже 1 раза в месяц

2.  Плановая диагностика

1 раз в год

3. Семейные/индивидуальные консультации

По запросу

4. Повышение родительских компетенций (школа ответственного родительства, школа приемных родителей - по запросу родителя, родительские и детско-родительские тренинги, семинары для замещающих родителей, информирование по проблемам, связанных с актуальными для семьи темами)

1 раза в год

9. Критерии для постановки на мониторинговое сопровождение:

- отсутствие противоречий между интересами замещающего родителя и интересами ребенка:

- семья успешно прошла этап адаптации, наблюдаются признаки надежной детско-родительской привязанности;

- наблюдается позитивная динамика в развитии и поведении ребенка, ребенок демонстрирует успехи в различных сферах деятельности;

- семья успешно справляется с нормативными семейными кризисами, а члены семьи с нормативными возрастными кризисами;

- отсутствие отклоняющегося поведения у ребенка;

- между семьей и специалистом сформированы позитивно устойчивые отношения.

10. Критерии для постановки на активное сопровождение:

- помещение ребенка в замещающую семью, смена образовательной организации, смена места проживания (время адаптационного периода ориентировочно 2 года);

- отклонения в поведении ребенка (конфликты в школе с учителями, сверстниками, агрессивность, пропуски уроков, отсутствие учебной мотивации, общение с кровными неблагополучными родственниками);

- низкая родительская компетентность (непонимание замещающими родителями психологических особенностей и потребностей ребенка);

- нарушение детско-родительских отношений (конфликты с родителями, отказ от выполнения домашних обязанностей, трудности во взаимоотношениях с другими членами семьи, нарушенная иерархия);

- нормативные возрастные кризисы у детей и нормативные семейные кризисы, приводящие к дисфункциональности семейной системы (напряженные или конфликтные отношения в детской, супружеской, детско-родительской подсистемах);

- ухудшение психического развития детей (отклонения в развитии высших психических функций, нарушения в развитии когнитивной и аффективно-волевой сферах);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»