СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖУКОВСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 мая 2017 года N 25/СД

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития наукограда Жуковский до 2027 года

(В редакции Решения N 51/СД от 11.10.2017 г.)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.2 ст.2.1. Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 20.04.2015 N 100-ФЗ, руководствуясь Уставом городского округа Жуковский,

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития наукограда Жуковский до 2027 года (Приложение N 1).

2. Опубликовать настоящее решение в городских средствах массовой информации.

  Глава городского округа Жуковский
 А.П. Войтюк


Принято
на заседании Совета депутатов
     от "___16___"________05______2017 г.

     Подписано
     "__16___"__________05_______2017 г.



Приложение 1
к решению Совета Депутатов
городского округа Жуковский
от 16.05.2017 г. N 25/СД

(В редакции Решения N 51/СД от 11.10.2017 г.)


СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАУКОГРАДА ЖУКОВСКИЙ ДО 2027 ГОДА

Введение

Стратегия социально-экономического развития (далее - Стратегия) муниципального округа Жуковский (далее – Города) разработана на основе Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Федерального закона "О статусе наукограда Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 20.04.2015 N 100-ФЗ, а также иных нормативно-правовых актов (Приложение 1).

Основными приоритетами развития Города в соответствии с разработанной Стратегией являются: развитие научно-производственного комплекса наукограда (далее - НПК); качество жизни его населения; выполнение Городом своей роли в федеральном, региональном и международном распределении интеллектуальных и человеческих ресурсов; обеспечение конкурентоспособности и независимости страны в области авиакосмических технологий с учетом больших вызовов, стоящих перед государством, таких как необходимость эффективного освоения и использования пространства территории страны, укрепление позиций в области освоения космического и воздушного пространства, а также новые внешние угрозы национальной безопасности.

Исходя из анализа текущего состояния, потенциала и конкурентных преимуществ Города, его места и роли в научно-техническом и территориальном распределении интеллектуальных ресурсов в Московской области, в стране и в международном масштабе, сценариев изменений социально-экономических условий развития и сложившейся структуры экономики и социальной сферы, сформированы: 1. Миссия наукограда, 2. Стратегическая цель, 3. Приоритетные направления развития, 4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, 5. Система реализации стратегии, что составляет полный комплекс стратегических решений о социально-экономическом развитии Города.

1. Оценка уровня социально-экономического развития Города

1.1. История, особенности расположения и природные ресурсы Города


Город Жуковский расположен вблизи Москвы (в 37 километрах к юго-востоку, 20 км от МКАД). Он находится в зоне доступности всех видов транспорта. Северная граница городского округа совпадает с железной дорогой Рязанского направления Московско-Рязанской железной дороги. Около юго-западной границы городского округа проходит федеральная автомобильная трасса М-5 "Урал". К 2020 году будет построена автодорога "Аэропорт ЛИИ им. Громова - "Подольск-Домодедово - Раменское-ЦКАД". По территории городского округа протекает Москва-река (с притоками - реками Быковка и Хрипань). В 2016 году введена в эксплуатацию первая очередь международного аэропорта "Жуковский". В 40 км на юго-восток от Жуковского располагается аэропорт Домодедово.

Жуковский формировался как центр авиационной науки России с 1934 года, когда правительством было принято решение о создании близ Москвы новой базы Центрального аэрогидродинамического института. Высокая концентрация крупных и малых научно-производственных предприятий авиационной и смежных отраслей позволяет реализовать замкнутый цикл от фундаментальных и прикладных исследований до новых авиационно-космических технологий и оборудования, охватывая весь диапазон задач авиастроительной и смежных отраслей.

Жуковский - первый город в России, существование которого послужило прототипом понятия "наукоград" и способствовало появлению отечественной концепции и закона о наукоградах. Статус наукограда, полученный Городом в 2007 году[2], дает ему ряд преференций, создающих условия для развития его научного потенциала.

Город имеет мировую репутацию центра авиационной науки и технологии России благодаря деятельности его научных предприятий, ОКБ, испытательных центров. Международный авиационно-космический салон МАКС, проводимый на территории Города под патронажем Президента Российской Федерации, занимает одно из ведущих мест в ряду крупнейших мировых авиа-форумов.

Площадь территории городского округа Жуковский составляет 4 722,9 га. Жуковский - очень зеленый город. Леса составляют его природное достояние и занимают общую площадь 300 га, из которых 126 га расположены на территориях общего пользования. Водоснабжение городского округа Жуковский осуществляется от двух участков месторождения подземных вод: "Заозерье" и "Жуковский-Кратово 1". Суммарные показатели концентрации вредных веществ в воздушном бассейне города достаточно низкие в рамках Московской области.

Расположение Города определяет ряд его существенных особенностей. Это короткие дистанции до культурного и административного центра страны; возможность занятости населения Города в Москве, в условиях, превосходящих его возможности; более умеренная, чем в столице, деловая активность населения; наличие негативных столичных и околостоличных явлений (пробки, экология и пр.), зажатость территории по границам города. Эти и ряд других обстоятельств оказывают существенное влияние на процессы городского строительства.

1.2. Современное состояние социально-экономического развития Города. Конкурентоспособность


Численность постоянного населения Города по состоянию на начало 2016 года составляет 108 427 человек, в том числе в трудоспособном возрасте - 61,4 тысяч человек. В экономике Города занято 39,5 тысяч человек (62% трудоспособного населения). Миграционный рост населения составляет 630 человек в год. В основном он обусловлен привлекательностью Города для переселенцев из других регионов, нацеленных на близость к Москве.

В кадровом составе Города высока доля научных работников. На предприятиях научно-производственного комплекса работает 39,5% занятого населения. Доля научных кадров составляет 9,2% численности занятых в экономике Города. В Городе живут и работают более 1000 человек, имеющих ученые степени, в их числе 180 докторов наук, 3 академика и 5 членов-корреспондентов Российской академии наук, среди них - ученые с мировыми именами. Ежегодно вузы Города выпускают около 500 человек с высшим образованием.

Развитие Города осуществляется в соответствии с Программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования "городской округ Жуковский Московской области" как наукограда Российской Федерации на 2011-2016 гг., муниципальными программами, Генеральным планом, который предусматривает решения по развитию транспортной инфраструктуры, размещению объектов капитального строительства, функциональному зонированию городской территории и другим жизненно важным направлениям градообразования.

Являясь наукоградом, Город занимает важную позицию в социально-экономическом развитии России и является опорной точкой роста Московской области. В 2017 г. инвестиционное развитие наукограда Жуковский определено приоритетным проектом Московской области.

Основой экономики Города являются его научно-производственный комплекс (Далее - НПК). Его образуют научно–исследовательские институты, образовательные организации высшего образования, организации инновационной инфраструктуры, малое инновационное предпринимательство в научно-производственной сфере (Раздел 1.3 Состояние научно-производственного комплекса Города).

Предприятия НПК имеют налаженные международный связи и сложившийся круг зарубежных партнеров по научно-технической деятельности. Их постоянными партнерами являются фирмы США, Европы, Индии, Бразилии, Китая, такие как Boeing; Airbus, EADS, Dassault Aviation, Safran, N LR, DLR, ON ERA и другие. ФГУП "ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского" является Национальной контактной точкой по аэронавтике, обеспечивая координацию участия российских авиационных предприятий в 7-й Рамочной программе Евросоюза.

В Городе действует более 40 промышленных предприятий. На этих предприятиях занято 13% трудоспособного населения Города. В совокупности объем выручки промышленных предприятий составляет 16% от общего объема выручки предприятий Города. Основными отраслями промышленности являются производство потребительских товаров кратковременного пользования, производство металлических изделий, неметаллической минеральной продукции, пластмасс, пищевых продуктов.

В Городе действует более 4000 субъектов малого и среднего бизнеса, из которых более 50% работают в сфере услуг, 33% - в торговле, а также в строительстве, производственной сфере, науке. Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций составляет 36 %, доля среднесписочной численности работников - 18%.

В городскую систему общего образования включены 17 образовательных учреждений. Жуковский занимает лидирующую позицию в Московской области по количеству победителей в областных предметных олимпиадах. Школьники Жуковского регулярно становятся победителями международных астрономических и физических олимпиад. Дополнительное образование школьников, которым охвачено 70% детей, обеспечивают Центр детского творчества, Центр эстетического воспитания и созданный в 2016 году Центр молодежного инновационного творчества "Технопорт". Доля детей, получающих дополнительное образование технической направленности, - одна из самых высоких в Московской области. Занятия проводятся по направлениям: авиамоделизм, автомоделизм, робототехника, экспериментальная физика, радиоэлектроника, 3-D моделирование и др.

Система профессионального образования включает в себя Факультет аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института (ФАЛТ МФТИ), филиал "Стрела" Московского авиационного института (МАИ), Международный институт менеджмента ЛИНК, Жуковский авиационный техникум им. Казакова (ЖАТ), Жуковский индустриально-экономический техникум.

В Городе функционируют 2 больницы, 5 поликлиник (включая ведомственные и детские), более 30 частных специализированных клиник. На территории Города расположены 2 федеральных санатория и 2 профилактория, лагеря отдыха. Городская клиническая больница - многопрофильный лечебно-диагностический комплекс, включающий в себя стационар, городскую поликлинику, филиалы детской поликлиники, центр восстановительной медицины и реабилитации. Действует областной кардиологический центр, центр здоровья по формированию здорового образа жизни, центр кардиореабилитации.

Спортивные учреждения и зоны для физической культуры и спорта Города предлагают широкий спектр оздоровительных услуг. Имеется легкоатлетический стадион "Метеор" республиканского уровня, Центр детско-юношеского спорта, бассейны, разминочное ядро, крытый и открытые теннисные корты, катки, в том числе с искусственным льдом, футбольные и хоккейные площадки, закрытые спортзалы, фитнес-клубы. Общее число занимающихся физической культурой и спортом в городском округе составляет 37%.

Жуковский - город богатых культурных традиций. Среди 20 учреждений культуры Города - городской Дворец культуры, Дом ученых ЦАГИ, 3 музея (включая ведомственные), 2 театра, музыкальная школа и детская хоровая студия, артсалоны и студии, 2 кинотеатра, многочисленные кружки для взрослых и детей. Действует Жуковский симфонический оркестр, проводятся ежегодные международные мероприятия: фортепьянный фестиваль "Подмосковные вечера искусств", фестиваль "Еврооркестр", который традиционно собирает музыкантов из разных стран мира

Финансово-банковский аспект жизнедеятельности Города представлен рядом финансово-кредитных, страховых организаций, страховых компаний, организаций, оказывающих бухгалтерские услуги (более 100 компаний).

Несмотря на достаточно короткую историю, город богат объектами туристического значения, значительная часть которых связана с историей авиации и космонавтики. Среди исторических достопримечательностей: имение управляющего Московско-Казанской железной дороги Николая фон Мекка, в котором в настоящее время действует драматический театр, два уникальных архитектурных ансамбля, построенных архитектором В.И. Баженовым и расположенных на границе городской территории: церковь Владимирской иконы Божьей Матери и усадьба Воронцовых-Дашковых. В проектировании и строительстве города принимали участие ведущие архитекторы страны. Планировку отличает сочетание функционального и эстетического подходов. Действуют гостиницы различного класса, базы отдыха для туристов, туристические агентства, речной порт "Гавань Надежды".

Основные экономические показатели Города характеризуют его научно-технический и инновационный потенциал:

- Суммарный валовой городской продукт составляет 47,89 млрд. рублей;

- Объем инвестиций в основной капитал составляет 8,68 млрд. руб.

- Доходы местного бюджета на душу населения составляют 24,6 тыс. руб.

- Внутренние затраты на НИР и инновации в Городе составляют 14,3 млрд. руб.;

- Внутренние затраты на НИР и инновации на душу населения составляют 132,3 тыс. руб. (в Московской области это значение составляет 15,2 тыс. руб., в Российской Федерации - 6,3 тыс. руб.);

- Доля продукции предприятий НПК в общем объеме отгруженной продукции всех хозяйствующих субъектов Города составляет 57,2%.

Ключевыми интегральными факторами, определяющими конкурентоспособность Города, являются его экономический, пространственно-территориальный и человеческий потенциалы. Их соотношение по количеству и величине преимуществ представлено в Приложении 2.

Основа экономического потенциала Города - его градообразующие предприятия авиационно-космической и смежных отраслей, активность субъектов малого и среднего бизнеса, условия осуществления экономической деятельности. Авиастроение всегда было и остается одной из наиболее инновационных отраслей, активно развивающихся за счет постоянного потока новых разработок. На территории Города созданы уникальные условия, позволяющие объединить усилия научно-исследовательских, производственных и сервисных организаций различных отраслей. Это позволяет Городу ставить и решать задачи своего развития за счет разнообразных экономических инструментов и активности деловой среды Города. Экономический потенциал Города является достаточно высоким.

Пространственно-территориальный потенциал Города образуется его географическим положением, решениями по организации жизненного пространства, доступностью различных рынков и ресурсов, обусловленных территориальным пространством, особенностями размещения производств, инфраструктуры, транспортной системы. Городское пространство плотно насыщено объектами недвижимости, обеспечивающими жизнедеятельность населения. При этом возможности расширения этого пространства ограничены. Город не имеет свободных территорий для расширения, поскольку находится в окружении земель федерального и областного значения. В целом пространственно-территориальный потенциал Города нельзя признать высоким.

Человеческий потенциал Города образуется за счет его жителей, жителей прилегающих территорий, работающих в Городе, переселяющихся на постоянное жительство или временно работающих в городе представителей других регионов страны, мигрантов из других стран. Город является не только городом авиаторов, но и научной интеллигенции. В нем исторически поддерживается высокий интеллектуальный потенциал населения, обеспеченный кадровым запросом предприятий НПК и учреждениями общего образования, создана специфическая среда для выращивания людей с высоким уровнем целеполагания и компетенцией. На уровень человеческого потенциала Города влияет старение его населения, в том числе за счет оттока молодежи в Москву, но в целом человеческий потенциал Города является высоким.

Полноценная реализация потенциала Города ограничивается рядом факторов:

- В Городе отсутствуют свободные территории. Это не позволяет ему развиваться за счет крупного капитального строительства, ориентированного, в первую очередь, на задачи развития НПК;

- В Городе мало промышленных предприятий, что обусловлено, прежде всего, отсутствием земель для промышленного строительства. Это обстоятельство сдерживает, в том числе, возможности развития высокотехнологичной промышленности в Городе. Доля продукции промышленного производства составляет 22,9%. Темп роста отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности невысок (105,7% в 2017 году, прогноз на 2018 год - 103,5 %).

- Крупные предприятия Города (в первую очередь - предприятия НПК) мало задействуют потенциал предприятий малого и среднего бизнеса. В этой сфере деловых отношений существует объективный дисбаланс между запросами одних предприятий к качеству продукции и возможностями других. Медленное развитие предпринимательства усугубляется низким разнообразием ресурсных инструментов поддержки деятельности, высокой стоимостью подключения к коммуникациям, высокой стоимостью капитала для предпринимателей, более привлекательными условиями для предпринимательства в Москве и др.;

- В Городе недостаточно специалистов в области инноваций, технико-внедренческой деятельности, маркетинга и стратегического управления, что создает дисбаланс между уровнем науки и уровнем деятельности по воплощению научных разработок в готовые продукты потребления с рыночным эффектом. Это, в том числе, вызвано объективными кадровыми проблемами Города, связанными с оттоком молодежи в Москву и высокой для молодых специалистов стоимостью жилья;

- Современная жизнь горожан существенно зависит от информационной насыщенности городской среды. При этом информационные технологии развиваются недостаточно, поскольку для этого требуются значительные ресурсы;

- Развитие Города сдерживается высокой стоимостью энергии, необходимой для его жизнедеятельности. Энергетическая инфраструктура Города создана в первые годы его рождения и с тех пор существует без кардинальной трансформации, хотя и с регулярной модернизацией. Это обстоятельство отражается и на высоком уровне износа основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве при низком уровне инвестиций в эту сферу;

- Город испытывает высокую нагрузку на свои транспортные магистрали. Она связана с непрерывно возрастающей интенсивностью как внутреннего транзита по улицам города из-за увеличения количества автотранспорта, так и внешнего транзита, обусловленного перегруженностью параллельных магистралей (Егорьевское шоссе), по отношению к которым Город выступает в качестве дублера;

- При относительно высоком уровне услуг существует необходимость развития этой сферы городской жизни. Этому обстоятельству способствуют объективный рост потребностей населения; закономерный рост спроса на медицинские услуги, связанный со старением населения; рост спроса на образовательные услуги, вызванный увеличением требований новой экономики к уровню компетенций специалистов и широким применением в образовании информационно-коммуникационных технологий; изменение структуры спроса на различные виды услуг и другое.

- Туристическая деятельность развивается недостаточно. Это обстоятельство не позволяет усилить привлекательность города, привлечь в экономику города дополнительные активы, умаляет потенциал исторического значения городской среды.

Перечень показателей социально-экономического развития Города в 2006-2016 гг. приведен в Приложении 3.

1.3. Состояние научно-производственного комплекса Города


НПК Города формируют ведущие институты авиастроения: ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского" (ЦАГИ); АО "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова" (ЛИИ); АО "Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИАО); АО "Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова" (НИИП), ОАО "ЭМЗ им. В.М.Мясищева" (ЭМЗ), крупные предприятия отрасли, такие как АО ЦНТУ "Динамика", ООО "НИК", малое инновационное предпринимательство.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»