МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2014 года Дело N 3-146/2014

Московский городской суд в составе

председательствующего судьи Лопаткиной А.С.,

с участием прокурора Ларионовой О.Г.,

при секретаре К.А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-146/2014 по заявлениям Открытого акционерного общества "М", Открытого акционерного общества "А", Открытого акционерного общества "К" об оспаривании отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год",

установил:

29 ноября 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (далее - постановление Правительства Москвы N 772-ПП), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2013 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, 10 декабря 2013 года.

В настоящее время постановление Правительства Москвы N 772-ПП действует в редакции постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2013 года N 907-ПП.

Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 772-ПП определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Перечень), являющийся приложением к данному постановлению.

В Перечень включены: здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 802), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1341), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1342), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1343), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1344), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1345), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1607), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1608), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1609), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1610), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1611), здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: г. Москва,*, код классификатора адресов Российской Федерации <...> (пункт 1612).

ОАО "М", являясь собственником здания, расположенного по адресу: г. Москва,*, обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 802 Перечня, являющегося приложением к постановлению Правительства Москвы N 772-ПП, со дня его принятия.

ОАО "А", являясь собственником нежилых помещений в здании, расположенном по адресу: г. Москва,*, и зданий, расположенных по адресам: г. Москва,*, обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 1341, 1342, 1343, 1344, 1345 того же Перечня со дня его принятия.

ОАО "К", являясь собственником зданий, расположенных по адресам: г. Москва,*, обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 1607, 1608, 1609, 1610, 1611, 1612 того же Перечня со дня его принятия.

Заявления мотивированы тем, что здания, включенные в Перечень, являющийся приложением к постановлению Правительства Москвы N 772-ПП, не обладают признаками объекта налогообложения, определенными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителей, включение названных зданий в Перечень противоречит указанным законоположениям и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагают на них обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере, установленном для административно-деловых центров.

Заявитель ОАО "А" также указывает, что один и тот же объект недвижимости дважды включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы N 772-ПП (пункты 1341, 1345).

Дела по заявлениям указанных лиц объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Представители заявителей ОАО "М" - Б.В.Э., Л.Е.М., ОАО "А" - С.А.А., ОАО "К" - Г.С.Н., Л.Е.Ю. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель Правительства Москвы Д.Р.В., представляющий также интересы Департамента городского имущества города Москвы, требования заявителей не признал, указал, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов заявителей.

Выслушав объяснения представителей заявителей, представителя заинтересованных лиц, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей, что заявления подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций, согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).

На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 01 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления и приложения к нему обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта, который в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы).

Так, административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Под торговым центром (комплексом) понимается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты. До настоящего времени в городе Москве Правила землепользования и застройки не утверждены.

Вместе с тем, подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие Правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования, не принятых до настоящего времени, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:

- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);

- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);

- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

Из материалов дела следует, что ОАО "М" является собственником здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г. Москва,*.

Указанный объект недвижимости располагается на земельных участках с кадастровыми номерами <...>, <...> (адресный ориентир: г. Москва,*), предоставленных заявителю в аренду на основании договоров краткосрочной аренды земельного участка N <...> от 11 апреля 2001 года, N <...> от 15 августа 2003 года для целей "эксплуатации административных и производственных зданий фабрики и прилегающей территории", "эксплуатации зданий и сооружений фабрики".

Виды разрешенного использования данных земельных участков установлены как "эксплуатация административных и производственных зданий фабрики и прилегающей территории", "эксплуатация зданий и сооружений фабрики", что соответствует коду 1.2.9 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", а также Перечню видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок".

Данное обстоятельство подтверждается договорами краткосрочной аренды земельного участка N <...> от 11 апреля 2001 года, N <...> от 15 августа 2003 года, выписками от 12 ноября 2010 года из государственного кадастра о земельных участках с кадастровыми номерами <...>, <...>.

ОАО "К" является собственником зданий, расположенных по адресам: г. Москва,*.

Указанные объекты недвижимости располагаются на земельном участке с кадастровым номером <...> (адресный ориентир: г. Москва,*), предоставленном заявителю в аренду на основании договора аренды земельного участка N <...> от 30 марта 1995 года для целей "эксплуатации существующих зданий и сооружений под производство парфюмерно-косметических изделий и уставных видов деятельности".

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка <...> от 07 сентября 2012 года указанному участку установлен вид разрешенного использования "эксплуатация прочих земель промышленных предприятий".