ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 15 декабря 2010 года 888-З N 673-IV


(с изменениями на 18 марта 2024 года)

(в ред. Законов РС(Я) от 14.04.2011 925-З N 741-IV, от 10.11.2011 968-З N 849-IV, от 10.11.2011 969-З N 847-IV, от 21.02.2012 1024-З N 939-IV, от 21.02.2012 1023-З N 937-IV, от 08.06.2012 1082-З N 1049-IV, от 28.06.2012 1092-З N 1065-IV, от 11.10.2012 1104-З N 1097-IV, от 08.11.2012 1123-З N 1131-IV, от 21.02.2013 1164-З N 1217-IV, от 15.03.2013 1182-З N 1259-IV, от 07.11.2013 1229-З N 13-V, от 02.04.2014 1281-З N 117-V, от 30.04.2014 1310-З N 177-V, от 27.05.2014 1319-З N 191-V, от 10.06.2014 1331-З N 217-V, от 09.10.2014 1349-З N 253-V, от 26.03.2015 1438-З N 431-V, от 27.05.2015 1449-З N 453-V, от 14.10.2015 1505-З N 567-V, от 18.12.2015 1564-З N 685-V, от 14.03.2016 1596-З N 719-V, от 24.11.2016 1757-З N 1071-V, от 04.07.2017 1874-З N 1305-V, от 04.07.2017 1881-З N 1319-V, от 20.12.2017 1934-З N 1425-V, от 26.04.2018 1986-З N 1531-V, от 03.07.2018 2035-З N 1625-V, от 21.11.2018 2062-З N 35-VI, от 25.04.2019 2138-З N 187-VI, от 01.12.2020 2277-З N 465-VI, от 24.12.2020 2302-З N 515-VI, от 17.02.2021 2317-З N 543-VI, от 17.02.2021 2326-З N 563-VI, от 07.04.2021 2349-З N 609-VI, от 07.04.2021 2350-З N 611-VI, от 07.04.2021 2351-З N 613-VI, от 21.10.2021 2404-З N 719-VI, от 30.11.2021 2425-З N 761-VI, от 14.12.2021 2435-З N 781-VI, от 14.06.2022 2517-З N 945-VI, от 24.11.2022 2551-З N 1013-VI, от 22.06.2023 2655-З N 1221-VI, от 22.06.2023 2656-З N 1223-VI, от 12.12.2023 2682-З N 39-VII, от 12.12.2023 2686-З N 47-VII, от 18.03.2024 2702-З N 79-VII, от 18.03.2024 2715-З N 105-VII, с изм., внесенными решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22.03.2012 N 3-17/12)



Принят
постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 15.12.2010 З N 674-IV


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом


Настоящий Кодекс регулирует земельные отношения в Республике Саха (Якутия), а также отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель в Республике Саха (Якутия).


Правовое регулирование земельных отношений в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).



Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе


В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:


1) земли или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, - земли или земельные участки, которые в соответствии с земельным законодательством не относятся к собственности Российской Федерации (федеральной собственности), собственности Республики Саха (Якутия), собственности муниципальных образований (муниципальной собственности);


2) разграничение государственной собственности на землю - осуществление в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами отнесения (регистрации) земель в собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность Республики Саха (Якутия) и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);


3) приусадебный земельный участок - земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в границах населенного пункта и используемый для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов;


4) полевой земельный участок - земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный вне границ населенного пункта и используемый исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений;


5) сайылычное хозяйство - вид традиционной формы непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в летнее время.


Сайылычное хозяйство является одной из форм личного подсобного хозяйства, ведется гражданином и членами его семьи совместно в целях производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения личных потребностей.


Земельные участки для ведения сайылычного хозяйства предоставляются за пределами границ населенного пункта и состоят из земельного участка под летнюю усадьбу и земельного участка под сельскохозяйственные угодья (сенокосы и пастбища для скота и лошадей);


6) утратил силу. - Закон РС(Я) от 08.11.2012 1123-З N 1131-IV;


7) земельный участок сайылычного хозяйства под сельскохозяйственные угодья - земельный участок, предоставляемый для сенокоса и под пастбища для скота и лошадей без права возведения на нем зданий и строений;


8) земельная доля - доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;


9) конские пастбища - земельные участки, используемые для круглогодичного выпаса лошадей в среде их естественного обитания, с правом возведения на них хозяйственных зданий и строений в установленном законодательством порядке;


(п. 9 в ред. Закона РС(Я) от 07.04.2021 2351-З N 613-VI)


10) земельные участки кочевого животноводства - земельные участки, предоставленные для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (ведения домашнего оленеводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства), с правом возведения на них хозяйственных зданий и строений в установленном законодательством порядке;


11) земельный участок под базу коневода (табунщика) - земельный участок с жилым зданием, хозяйственными строениями и сооружениями (ледник, строения и сооружения для круглогодичного ухода за лошадьми), расположенный в пределах тебеновочных (отгонных) пастбищ табунного коневодства;


12) земельный участок под ютэн - земельный участок, используемый под объекты охотничьей инфраструктуры, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;


(п. 12 в ред. Закона РС(Я) от 18.03.2024 2715-З N 105-VII)


13) территории традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) - категория земель особо охраняемых территорий и объектов, образованных для традиционного природопользования, осуществления традиционной хозяйственной деятельности и ведения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия);


14) уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченный решением Правительства Республики Саха (Якутия) на управление и распоряжение земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами, в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).



Статья 3. Охрана земель в Республике Саха (Якутия)


1. Земля в Республике Саха (Якутия) охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.


Использование земель осуществляется способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.


2. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.


(в ред. Законов РС(Я) от 26.03.2015 1438-З N 431-V, от 18.03.2024 2702-З N 79-VII)



Статья 4. Содержание охраны земель


(в ред. Закона РС(Я) от 24.11.2016 1757-З N 1071-V)


1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.


2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:


1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;


2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;


3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению агролесомелиоративных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.


(в ред. Законов РС(Я) от 17.02.2021 2326-З N 563-VI, от 18.03.2024 2702-З N 79-VII)


3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".


4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и осуществлении пользования недрами плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.


(в ред. Закона РС(Я) от 12.12.2023 2686-З N 47-VII)


5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений.


(в ред. Закона РС(Я) от 18.03.2024 2702-З N 79-VII)


6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.


7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 Земельного кодекса Российской Федерации.


9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).



Статья 5. Государственный мониторинг земель


(в ред. Закона РС(Я) от 26.03.2015 1438-З N 431-V)


1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. В соответствии с федеральным законодательством объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»