Недействующий


МЭРИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2011 года N 10030

г. Новосбиирск


Об утверждении ведомственной целевой программы «Улучшение
 демографической ситуации в городе Новосибирске» на 2012 - 2015 годы

(с изменениями на 26 сентября 2012 года)

________________________
- Утратило силу -
- постановление мэра от 14.01.2013 N 76

________________________

__________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением мэра от 07.06.2012 N 5387;

постановлением мэра от 26.09.2012 N 9750

__________________________________


В целях улучшения демографической ситуации в городе Новосибирске, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1286, руководствуясь Уставом города Новосибирска, Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска, утвержденным постановлением мэра города Новосибирска от 10.04.2008 N 285,

постановляю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу «Улучшение демографической ситуации в городе Новосибирске» на 2012 - 2015 годы (приложение).

2. Департаменту информационной политики мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления в установленном порядке.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска.

     Мэр города
В. Ф. Городецкий


Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением мэра
города Новосибирска
от 27.10.2011 N 10030



ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Улучшение демографической ситуации в городе Новосибирске»
на 2012 - 2015 годы


1. Паспорт
ведомственной целевой программы «Улучшение демографической
ситуации в городе Новосибирске» на 2012 - 2015 годы

Наименование программы

Ведомственная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в городе Новосибирске» на 2012 - 2015 годы

Заказчик программы

Департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска

Разработчик программы

Главное управление здравоохранения мэрии города Новосибирска

Руководитель программы

Начальник департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска

Цель и задачи программы. Важнейшие целевые индикаторы

Цель: достижение устойчивой тенденции увеличения продолжительности жизни населения, улучшение демографической ситуации на территории города Новосибирска.

Задачи:

стабилизация материнской и младенческой смертности;

сохранение репродуктивного здоровья;

укрепление здоровья населения и увеличение продолжительности жизни.

Целевые индикаторы:

младенческая смертность (количество случаев на 1000 младенцев, родившихся живыми);

материнская смертность (количество случаев на 100 тыс. младенцев родившихся живыми);

число абортов (случаев на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет);

ожидаемая продолжительность жизни (лет);

общая заболеваемость взрослых старше 18 лет (количество случаев на 1000 человек взрослого населения старше 18 лет);

общая заболеваемость детей от 0 до 14 лет (количество случаев на 1000 человек детского населения от 0 до 14 лет включительно);

общая заболеваемость подростков от 15 до 18 лет (количество случаев на 1000 человек подросткового населения от 15 до 18 лет включительно);

общая смертность населения (количество случаев на 100 тыс. человек населения)

Ответственный исполнитель программы

Департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска

Исполнители мероприятий программы

Главное управление здравоохранения мэрии города Новосибирска;

муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения города Новосибирск

Срок реализации программы

2012 - 2015 годы

Объемы финансирования

Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета города в объеме 1641244,7 тыс. рублей, в том числе:

2012 год - 345998,0 тыс. рублей;

2013 год - 396183,5 тыс. рублей;

2014 год - 440531,6 тыс. рублей;

2015 год - 458531,6 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Стабилизация показателя младенческой смертности на уровне не более 4,5 случая на 1000 младенцев, родившихся живыми;

стабилизация показателя материнской смертности на уровне не более 20 случаев на 100 тыс. младенцев, родившихся живыми;

уменьшение числа абортов до 32 случаев на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни на 1,8 года до 71,7 года;

снижение общей заболеваемости взрослых старше 18 лет до 1425 случаев на 1000 человек взрослого населения старше 18 лет;

снижение общей заболеваемости детей от 0 до 14 лет до 2100,9 случая на 1000 человек детского населения от 0 до 14 лет включительно;

снижение общей заболеваемости подростков от 15 до 18 лет до 1476,5 случая на 1000 человек подросткового населения от 15 до 18 лет включительно;

снижение общей смертности до 12,2 случая на 1000 человек населения


2. Общие положения

Объектом ведомственной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в городе Новосибирске» на 2012 - 2015 годы (далее - Программа) являются муниципальные учреждения здравоохранения города Новосибирска.

Предметом регулирования Программы являются отношения, возникающие в процессе организации оказания медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Новосибирска.

Сфера действия Программы - социальная.

Программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 N 395 «О Положении о порядке организации оказания медицинской помощи в городе Новосибирске»;

постановлением мэра города Новосибирска от 10.04.2008 N 285 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска»;

постановлением мэрии города Новосибирска от 01.03.2011 N 1700 «О Концепции развития системы здравоохранения города Новосибирска на 2011 - 2015 годы».

3. Характеристика сферы действия Программы


Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию принятая в 2008 году городская целевая программа «Улучшение демографической ситуации в городе Новосибирске» на 2009 - 2011 годы в основной части реализована. Однако на сегодняшний день в городе Новосибирске, как и в целом по Российской Федерации (далее - РФ), отмечается тенденция к ухудшению медико-демографической ситуации, в первую очередь за счет снижения показателей рождаемости. В 2010 году показатель рождаемости составил 12,4 случаев на 1000 человек населения, в первом полугодии 2011 года - 12,3 случаев (в 2009 году - 12,4 случаев, в 2008 году - 11,8 случаев, в 2007 году - 10,5 случаев на 1000 человек населения). По РФ данный показатель составил в 2010 году 12,6 случаев на 1000 человек населения, в первом полугодии 2011 года - 11,9 случаев.

Показатель смертности населения снизился с 13,9 случаев на 1000 человек населения в 2007 году до 12,4 случаев в 2010 году (по РФ в 2010 году - 14,3 случаев). Естественной убыли населения в 2010 году в сравнении с 2009 годом нет.

Уровень материнской и младенческой смертности является интегральным показателем социального уровня развития общества, в том числе характеризующим эффективность работы службы охраны здоровья детей и женщин.

Показатель младенческой смертности в динамике за 5 лет снизился на 39 % (в 2006 году - 6,2 ‰) и составил в 2010 году 3,8 ‰, что существенно ниже показателя по РФ (в 2010 году - 7,5 ‰).

По сравнению с 2008 годом показатель материнской смертности (25,5 случаев на 100 тыс. младенцев, родившихся живыми) в городе Новосибирске снизился. В 2010 году материнская смертность составила 16,1 случая на 100 тыс. младенцев, родившихся живыми (по РФ в 2009 году - 22 случая). Таким образом, показатель материнской смертности ниже среднего значения по РФ.

Количество абортов на 1000 женщин фертильного возраста в городе Новосибирске в 2010 году снизилось по сравнению с 2008 годом с 58,6 до 38,1 случая, однако темпы снижения являются недостаточными. Значение данного показателя продолжает оставаться выше, чем по РФ - 30,5 случая в 2009 году.

Уровень общей заболеваемости взрослого населения в 2010 году по городу Новосибирску составил 1647,7 случая на 1000 человек населения, первичной заболеваемости - 556,4 случая на 1000 человек населения. Уровень общей заболеваемости взрослого населения в городе Новосибирске на 15,4 % выше, чем в среднем по РФ (в 2009 году - 1427,5 случая), преимущественно за счет болезней системы кровообращения, травм, новообразований, заболеваний глаз.

Благодаря активной иммунопрофилактике населения появилась тенденция к стабилизации уровня инфекционной заболеваемости: 2010 год - 34,6 случая, 2009 год - 31,7 случая, 2008 год - 37,5 случая на 1000 человек населения, что существенно ниже уровня по РФ (50,6 случая). В 2009 году инфекционная заболеваемость у детей снизилась и составила 72,9 случая на 1000 человек детского населения (2009 год - 76,9 случая, 2008 год - 88,6 случая). При анализе инфекционной и паразитарной заболеваемости в 2010 году отмечается более низкий уровень заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики.

Вместе с тем сохраняются неблагоприятными отдельные показатели смертности населения. В структуре основных причин смерти населения лидируют заболевания системы кровообращения - 56,1 %, новообразования - 17,6 %, травмы и отравления - 10,6 %.

Учитывая положительный тренд индикаторных показателей городской целевой программы «Улучшение демографической ситуации в городе Новосибирске» на 2009 - 2011 годы, принято решение о необходимости разработки и утверждения ведомственной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в городе Новосибирске» на 2012 - 2015 годы.

Из бюджета города ежегодно выделяются значительные финансовые средства для повышения доступности оказания дорогостоящей медицинской помощи жителям города Новосибирска, обеспечения внедрения современных высокотехнологичных методов лечения в практику муниципальных учреждений здравоохранения. Это способствует сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых, повышению качества жизни.

Выделение средств на лабораторное обследование беременных и детей первого года жизни на инфекции TORCH-комплекса (цитомегаловирусная инфекция, герпес 1, 2 типа, краснуха, токсоплазмоз) позволило добиться снижения младенческой смертности от внутриутробных инфекций в 2 раза (2009 год - 1,7 ‰,         2010 год - 0,8 ‰). Годовая потребность в обследовании составляет около 10 % беременных женщин.

Создание на базе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Новосибирска «Детская городская клиническая больница N 1» городского центра хирургии новорожденных позволит повысить доступность и оказание хирургической помощи детям, снизить показатель младенческой смертности.

В рамках Программы запланированы мероприятия по восстановлению и сохранению репродуктивного здоровья, в том числе проведение процедуры экстракорпорального оплодотворения для жителей города Новосибирска в рамках концессионного соглашения с закрытым акционерным обществом Медицинским центром «Авиценна». В 2008 - 2009 годах из бюджета города было выделено          14,7 млн. рублей для проведения экстракорпорального оплодотворения у 159 бесплодных супружеских пар. Эффективность процедуры составила более 50 %.

Программой предусмотрена организация работы кабинетов психотерапевтов (психологов) в женских консультациях и родильных домах.

В 2011 году на базе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Новосибирска «Детская городская клиническая больница N 3» планируется организация работы педиатрического отделения на 30 коек для размещения детей, оставшихся без попечения родителей. Социальная значимость работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, обусловлена профилактикой явлений госпитализма, необходимостью педагогического воспитания, организацией прогулок и оформлением соответствующих документов для органов опеки. Финансирование ставок педагогов, социального работника предусматривается мероприятиями Программы.

В рамках Программы запланировано проведение комплекса мероприятий по профилактике и снижению числа абортов, в том числе у подростков и первобеременных (проведение конкурсов, работа телефона доверия, экстренная контрацепция, обеспечение гормональными медицинскими препаратами подростков после проведения процедуры аборта).

В целях обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения города Новосибирска сверх Новосибирской областной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи предусматривается проведение профилактического бактериологического обследования детей до 18 лет, приобретение расходных материалов для лаборатории диагностики СПИДа.

В целях предупреждения распространения на территории инфекционных заболеваний органами и учреждениями здравоохранения запланировано проведение иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям. Основными позициями по данному направлению является профилактика и лечение клещевого энцефалита, экстренная профилактика бешенства, диагностика туберкулеза у детей до 18 лет, профилактика острых кишечных инфекций у работников коммунального хозяйства.

Внедрение новых технологий питания детей и пожилых людей  позволит повысить качество оказания медицинской помощи данным категориям пациентов, улучшить результаты лечения пациентов с самой тяжелой патологией.

В течение последних двух лет из бюджета города финансируется приобретение медикаментов для оказания экстренной медицинской помощи пациентам с инфарктом миокарда и инсультом методом проведения тромболитической терапии. Своевременно начатое лечение позволяет сохранить жизнь пациентам с данной патологией, влиять на показатели смертности. В 2010 году тромболизис проведен 726 пациентам, эффективность методики составила 71 %.

На территории города Новосибирска проживает 33 пациента, имеющих тяжелые генетические заболевания - муковисцидоз, мукополисахаридоз, которым необходимо пожизненное лечение дорогостоящими препаратами для сохранения качества жизни. На протяжении последних лет эти мероприятия также финансировались за счет бюджета города.

Финансирование медицинских учреждений, проводящих лечение детей с онкогематологическими заболеваниями, позволит внедрить новые технологии обследования и улучшить результаты лечения таких пациентов.

В 2009 году на базе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Новосибирска «Городская клиническая больница N 11» открыт городской центр хронического гемодиализа на 25 аппаратов искусственной почки. За два года 326 пациентам проведено 34,8 тыс. процедур хронической заместительной почечной терапии (хронического гемодиализа). Однако на данный момент в очередь на проведение данной процедуры состоит 68 жителей города Новосибирска. Учитывая востребованность процедуры хронического гемодиализа, планируется продолжить финансирование центра гемодиализа в рамках Программы с увеличением объема оказываемой помощи.

Применение метода ультрагемодиафильтрации (экстракорпоральной коррекции гомеостаза) в комплексном лечении пациентов позволяет существенно улучшить исход лечения пациентов с тяжелыми гнойно-септическими заболеваниями, снизить летальность в стационарах при остром холецистите, остром панкреатите, перитоните, сепсисе.  

Применение технологии оперативного лечения пациентов пожилого возраста с патологией опорно-двигательного аппарата внедрена на базе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Новосибирска «Городская клиническая больница N 1» в 2009 году. Использование металлоконструкций с памятью формы и эндопротезов тазобедренного сустава позволяет значительно увеличить продолжительность и обеспечить достойное качество жизни пожилым пациентам с повреждениями проксимального отдела бедра. За два года проведено 250 операций.

В рамках Программы планируется продолжить внедрение комплекса мероприятий, направленных на оказание помощи пожилым пациентам, в том числе по созданию для них комфортной и безопасной среды проживания, оказанию им медицинской и социальной помощи в Городском геронтологическом центре на базе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Новосибирска «Городская клиническая больница N 12». Продолжение развития проекта предусматривает организацию работы на базе Центра городской консультативной геронтологической поликлиники и отделения реабилитации для пациентов, перенесших инфаркт и инсульт.


4. Цель и задачи Программы

N
п.

Цель и задачи

Показатель

Единица
измерения

2011 год
(оценка)

Период реализации Программы по годам

2012

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9


1. Достижение устойчивой тенденции увеличения продолжительности жизни населения, улучшение
демографической ситуации на территории города Новосибирска

1.1

Стабилизация материнской и младенческой смертности

Младенческая смертность

количество случаев на 1000 младенцев, родившихся живыми

4,1

4,1

4,3

4,5

4,5

Материнская смертность

количество случаев на 100 тыс. младенцев, родившихся живыми

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

1.2

Сохранение репродуктивного здоровья

Число абортов

количество случаев на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет

38,0

35,0

34,0

33,0

32,0

1.3

Укрепление здоровья населения и увеличение продолжительности жизни

Ожидаемая продолжительность жизни

лет

69,9

70,0

70,5

71,0

71,7

Общая заболеваемость взрослых старше 18 лет

количество случаев на 1000 человек взрослого населения старше 18 лет

1645,0

1600,0

1550,0

1495,0

1425,0

Общая заболеваемость детей от 0 до 14 лет

количество случаев на 1000 человек детского населения от 0 до 14 лет включительно

2250,0

2200,0

2150,1

2100,9

2100,9

Общая заболеваемость подростков от 15 до 18 лет

количество случаев на 1000 человек подросткового  населения от 15 до 18 лет включительно

1520,0

1507,1

1496,9

1486,7

1476,5

Общая смертность населения

количество случаев на 1000 человек населения

12,4

12,4

12,3

12,3

12,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»