БРЯНСКОЕ УФАС РОССИИ

РЕШЕНИЕ

от 07 августа 2018 года N 3-57


По делу об административном правонарушении

г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя комиссии: <...>;

Членов комиссии:

<...>;

<...>;

<...>;

В присутствии представителей ГАУЗ "Брянская городская больница N 4":

<...>;

<...>,

рассмотрев жалобу N 3-57 ИП "......" на действия заказчика и организатора в одном лице - ГАУЗ "Брянская городская больница N 4" при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку медицинского оборудования для ГАУЗ "Брянская городская больница N 4" (извещение N 31806703294) в части:

- установления в техническом задании избыточных характеристик и режимов работы электрокоагулятора, соответствующих единственному производителю ERBE (Германия);

- установления условий, исключающих возможность участия нескольких юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки в нарушение. ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

- отсутствия в п. 8 документации закупки условия о недопустимости заключения договора ранее, чем через 10 дней в нарушение ч. 15 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

- установления требования об обеспечении заявки в нарушение ч. 27 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

- установления различных сроков гарантии и сроков гарантийного обслуживания в информационной карте, технических характеристиках и проекте договора;

- установления разных источников финансирования в информационной карте и проекте договора,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)

установила:

30.07.2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба 3-57 ИП "......" (далее - Заявитель) на действия заказчика и организатора в одном лице - ГАУЗ "Брянская городская больница N 4" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку медицинского оборудования для ГАУЗ "Брянская городская больница N 4", извещение N 31806703294 (далее -электронный аукцион).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области: www.bryansk.fas.gov.ru.

Как следует из доводов жалобы, Заказчиком в нарушение принципа справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений, конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в техническом задании установлены избыточные характеристики и режимы работы, которые соответствуют электрокоагулятору ERBE VIO серия 300, производства Германия и не позволяют предложить эквивалент, имеющий аналогичные технические характеристики.

Также, по мнению заявителя жалобы, аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), нарушает установленные им запреты.

В частности, в нарушение требований ч. 5 ст. 3 Закона о закупках документация электронного аукциона ограничивает круг участников закупки, исключая возможность участвовать на одной стороне нескольким юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

Документация электронного аукциона нарушает обязательное требование о недопустимости заключения договора ранее, чем через 10 дней после размещения протокола (ч. 15 ст. 3.2 Федерального закона), поскольку устанавливает в п. 8.1 документации, что договор заключается в срок, не превышающий 20 дней, что позволяет заключить договор в любое время в течение этого срока, в т.ч. ранее 10 дней с момента размещения протокола.

В нарушение ч. 27 ст. 3.2. Закона о закупках в документации установлено требование об обеспечении заявки.

В документацию электронного аукциона включены сведения, вводящие участника закупки в заблуждение относительно сроков гарантии и сроков гарантийного обслуживания, а также источников финансирования. Информационная карта содержит указание на гарантийный срок - не менее 24 месяцев. В технических характеристиках указание на гарантийный срок отсутствует, но имеется позиция "гарантийное обслуживание" с параметрами не менее 12 месяцев на аппарат и не менее 6 месяцев на инструменты. В то время, как в проекте договора имеется указание и на гарантийный срок обслуживания (п. 3.1.4.) и на гарантийный срок (п. 5.5.). Причем в проекте договора срок гарантийного обслуживания установлен не менее 24 месяцев.

Также информационная карта и проект договора содержат указания на разные источники финансирования.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения (вх. N 5856 от 02.08.2018 г.). Из представленных возражений следует, что при формировании требований к закупаемому медицинскому оборудованию заказчик исходил из собственных потребностей, основывался на требованиях Закон о закупках, а также руководствовался положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения "Брянская городская больница N 4".

Указание в документации об электронном аукционе характеристик товара, поставляемого для нужд учреждений, предусмотрено законодательством и не влечет нарушение антимонопольного законодательства.

Требования, установленные в техническом задании, не ограничивают число участников и напрямую направлены на удовлетворение потребностей учреждения для обеспечения лечебного процесса.

В целях определения начальной (максимальной) цены договора был проведен мониторинг цен на товар путем изучения коммерческих предложений от 3-х компаний, что уже исключает возможность ограничения количества участников размещения заказа.

Из коммерческих предложений следует, что есть и другие производители оборудования, соответствующие данному техническому описанию. Следовательно, мнение заявителя жалобы об установлении в техническом задании избыточных характеристик и режимов работы коагулятора, соответствующих единственному производителю ERBE является ошибочным.

На участие в аукционе было подано три заявки, в том числе заявку подал и сам заявитель жалобы, следовательно, ограничение конкуренции, в данном случае, отсутствует.

Условие о недопустимости заключения договора ранее, чем через 10 дней прописано в гл.9.10 и 9.11 и п.20.3 положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения "Брянская городская больница N 4".

Все договоры заключаются в учреждении без нарушений, а именно не ранее 10 дней и не позднее 20 дней.

Требование об обеспечении заявки установлено связи с тем, что учреждение работает по старому типовому положению. Внесение изменений в положение разрешено до января 2019 года в соответствии с разъяснениями Министерствам Финансов и Федеральной Антимонопольной службы (совместное письмо N АД/48543/18 от 27 июня 2018).

Установление различных сроков гарантии и сроков гарантийного обслуживания, а также различных источников финансирования в информационной карте, и проекте договора является технической ошибкой.

Рассмотрев материалы жалобы, представленные документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения "Брянская городская больница N 4", утвержденным Председателем наблюдательного совета ГАУЗ "Брянская городская больница N 4" "......" (далее - Положение о закупках).

Согласно п. 2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

10.07.2018 г. в единой информационной системе zakupki.gov.ru и на сайте АО "Единая электронная торговая площадка" размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона N 31806703294 на право заключения договора на поставку медицинского оборудования для ГАУЗ "Брянская городская больница N 4".

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ.

Включение в документацию данных требований к товару, соответствующим потребностям заказчика не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе и не является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В характеристиках, указанных в технических параметрах документации Заказчиком не установлены условия, которые приводили или могли привести к ограничению числа участников электронного аукциона, не указаны производитель, товарный знак. В технических характеристиках указаны общепринятые требования к рассматриваемому товару, технические характеристики сопровождаются словами "не более" и "не менее", указаны верхние и нижние пределы показателей, характеризующие подлежащий к поставке товар.

Как следует из материалов, представленных Заказчиком в рамках рассмотрения жалобы, техническое задание на поставку медицинского оборудовании (высокочастотного аппарата) для ГАУЗ "Брянская городская больница N 4" соответствует электрокоагулятарам двух производителей: ERBE VIO 300S (производитель ERBE Elektromedizin Gmbh, Германия), ME 402 Maxium (производитель Gebruder Martin GmbHCo.KG, Германия).

Кроме того, Законом о закупах не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для нужд товара в аукционной документации устанавливать характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Заказчик установил требования (технические характеристики) к предмету закупки - медицинскому оборудованию, которые не являются избыточными, учитывая особый характер их назначения.

При этом каких-либо не измеряемых требований к участникам электронного аукциона и закупаемому медицинскому оборудованию не установлено.

Согласно ч.5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Аналогичные требования к участнику закупки установлены и в Положении Заказчика в разделе 1 "Термины и определения".

Однако в п. 1.6.1 Документации об электронном аукционе, в нарушение ч.5 ст. 3 Закона о закупках, раздела 1 Положения о закупках, Заказчиком не предусмотрена возможность участия в закупке нескольких юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, гл.9.10 и 9.11, п. 20.3 Положения о Закупках договор по результатам закупки заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с момента размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам закупки.

Однако в п. 8.1. Документации о закупке содержит лишь информацию о возможности заключения договора не позднее 20 дней со дня размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона.

Начальная (максимальная) цена договора электронного аукциона N 31806703294 составляет 1 206 400 рублей.

В информационной карте электронного аукциона Заказчиком установлен размер обеспечения заявки в размере 0,5 % начальной (максимальной) цены договора.

На основании части 27 ст. 3.2 Закона о закупках Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей.

Согласно совместной позиции Минфина России от 27.06.2018 N 24-04-06/44451 и Федеральной антимонопольной службы от 27.06.2018 N АД/48543/18 о привидении положения о закупке в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", учитывая положения части 3 статьи 4 Закона N 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствии с требованиями Закона о закупках в редакции Закона N 505-ФЗ до 1 января 2019 года, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом о закупках в редакции Закона N 505-ФЗ.

Таким образом, довод Заявителя о неправомерности требования об обеспечении заявки является необоснованным.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о закупках составленный заказчиком проект договора является неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.

Информационная карта документации о закупке содержит указание на гарантийный срок - не менее 24 месяцев. В технических характеристиках указание на гарантийный срок отсутствует, но имеется позиция "гарантийное обслуживание" с параметрами не мене 12 месяцев на аппарат и не менее 6 месяцев на инструменты. В проекте договора имеется указание и на гарантийный срок обслуживания (п. 3.1.4.) и на гарантийный срок (п. 5.5.). В проекте договора срок гарантийного обслуживания установлен не менее 24 месяцев.

Согласно информационной карте электронного аукциона источником финансирования закупки являются средства нормированного страхового запаса территориального фонда медицинского страхования. В п. 1.5 проекта договора указано, что оплата товара производится за счет средств субсидий автономным учреждениям на иные цели.

Таким образом, в документацию по данной закупке и проект договора, который является неотъемлемой частью документации по закупке, включены сведения, относительно сроков гарантии и сроков гарантийного обслуживания, а также источников финансирования, которые могут привести к неоднозначному толкованию документации по закупке ее участниками.

На основании изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Жалобу N 3-57 ИП "......" на действия заказчика и организатора в одном лице - ГАУЗ "Брянская городская больница N 4" (ИНН 3201001120, ОГРН 1023202736314) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку медицинского оборудования для ГАУЗ "Брянская городская больница N 4" (извещение N 31806703294) признать обоснованной в части:

- установления условий, исключающих возможность участия нескольких юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки в нарушение. ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»