ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2018 года N 137


О программе "Обеспечение прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания" на 2018 - 2020 годы

(с изменениями на 10 декабря 2019 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.06.2019 N 225, от 10.12.2019 N 408)




В целях формирования и развития системы защиты прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:


1. Утвердить прилагаемую программу "Обеспечение прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания" на 2018 - 2020 годы.


2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов Республики Северная Осетия-Алания и муниципального образования городской округ г. Владикавказ разработать и утвердить программы развития комплексной системы защиты прав потребителей в соответствующих муниципальных образованиях.



Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 17 апреля 2018 г. N 137



ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2018 - 2020 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.06.2019 N 225, от 10.12.2019 N 408)




Паспорт Программы "Обеспечение прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания" на 2018 - 2020 годы

Наименование Программы

     "Обеспечение прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания" на 2018 - 2020 годы (далее - Программа)

Разработчик Программы

     Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания

Ответственный исполнитель (соисполнитель) Программы

     Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания;

     Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания (по согласованию)

Участники Программы

     Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания (по согласованию);

     ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Северная Осетия-Алания" (по согласованию);

     Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания;

     Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания;

     Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания;

     Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания;

     Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания;

     Комитет по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания;

     органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания (по согласованию);

     общественные организации (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.06.2019 N 225)

Цели Программы

     Создание условий для эффективного развития системы обеспечения прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания, направленной на минимизацию рисков нарушения их законных прав и интересов

Задачи Программы

     Формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания;

     повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Республики Северная Осетия-Алания навыков рационального потребительского поведения;

     создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей;

     повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Республики Северная Осетия-Алания;

     мониторинг состояния потребительского рынка Республики Северная Осетия-Алания и системы защиты прав потребителей;

     обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей в Республике Северная Осетия-Алания;

     содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным организациям Республики Северная Осетия-Алания в решении задач по защите прав потребителей;

     развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей

Сроки реализации

     2018 - 2020 гг.

Ресурсное обеспечение Программы

     Общий объем финансирования программы за счет средств республиканского бюджета составляет 100 тыс. руб.:

     в 2019 году - 50 тыс. руб.;

     в 2020 году - 50 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

     Усиление взаимодействия уполномоченных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Северная Осетия-Алания, органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания с органами местного самоуправления, общественными и правозащитными организациями в сфере защиты прав потребителей;

     повышение уровня информированности населения Республики Северная Осетия-Алания о правах и законных интересах потребителей;

     снижение количества нарушений законодательства о защите прав потребителей и увеличение числа потребительских споров, урегулированных с продавцами и исполнителями работ/услуг в досудебном порядке;

     повышение уровня просвещенности и информированности населения, ответственности продавцов, исполнителей за оказанные услуги, выполненные работы, реализуемые товары;

     предотвращение поступления на рынок республики некачественных и фальсифицированных товаров;

     своевременная актуализация данных о состоянии потребительского рынка продовольственных товаров снижение количества выявляемых повторно нарушений со стороны хозяйствующих субъектов;

     повышение качества товаров (работ/услуг), реализуемых на потребительском рынке Республики Северная Осетия-Алания;

     повышение уровня информированности учащихся образовательных организаций по вопросам защиты прав потребителей



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Одной из основных задач дальнейшего социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания является повышение качества жизни населения. Неотъемлемым элементом качества жизни становится реализация гражданами своих прав как потребителей, рациональное использование полученных потребителями доходов на приобретение качественных и безопасных для их здоровья и имущества, не причиняющих вреда окружающей среде товаров, работ, услуг.


В настоящее время законодательство о защите прав потребителей предоставляет ряд преференций потребителю как экономически более слабому звену. Однако в связи с тем, что технический прогресс несколько опережает принятие соответствующих нормативных правовых актов, актуальным вопросом остается минимизация рисков для потребителей.


Правительство Российской Федерации регулярно уделяет внимание совершенствованию государственного регулирования сферы потребительских отношений, поскольку равная и реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе.


Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей.


Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами - потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих в соответствии с уровнем развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.


Под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.


Национальная система защиты прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания включает: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания, иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей Республики Северная Осетия-Алания, в том числе региональное отделение в Республике Северная Осетия-Алания Общероссийской общественной организации "Всероссийская лига защитников потребителей", Владикавказскую местную общественную организацию по защите прав потребителей, Владикавказское городское отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийская лига защитников потребителей", региональную общественную организацию по защите прав потребителей "Защита потребителя" Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинскую региональную общественную организацию по защите прав потребителей "Союз потребителей", Региональную общественную организацию по защите прав потребителей "Общественный региональный контроль" Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинскую региональную общественную организацию "Ассоциация защиты прав потребителей".


Потребительский рынок Республики Северная Осетия-Алания имеет устойчивое состояние с высоким уровнем товарной насыщенности, достаточно развитой сетью предприятий торговли, высокой предпринимательской активностью.


Розничная торговля в республике представлена разветвленной сетью магазинов различного формата и розничных рынков, предлагающих населению широкий спектр торговых услуг. Сеть предприятий торговли пополняется новыми объектами, которые по технологии обслуживания, эстетическому и техническому состоянию, насыщенности товарами соответствуют современному уровню торгового обслуживания. Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг., ожидается рост оборота розничной торговли (до 2,9%), прогнозируется совершенствование инфраструктуры, открытие новых, реконструкция и модернизация действующих объектов розничной торговли, формирование новых сетевых структур с магазинами современных форматов и технологий и более высоким качеством торгового обслуживания населения.


При этом анализ потребительского рынка республики за 2017 год показал, что основные нарушения прав потребителей выявлены в сфере розничной торговли: это, в первую очередь, нарушения, связанные с надлежащим информированием о свойствах товаров, работ, факты включения в договор условий, ущемляющих права потребителей; нарушения правил продажи и требований технических регламентов. Не наблюдается снижения количества нарушений по сравнению с их числом в предыдущие годы.


Анализ деятельности органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания показывает, что квалифицированных специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей в муниципальных образованиях, очень мало или они вообще отсутствуют.


Недостаточное внимание к данному вопросу органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.


В настоящее время изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества в основном не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.


Таким образом, с учетом снижения административных барьеров риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким.


В условиях активного развития потребительского рынка необходимо обеспечить и развитие эффективной системы обеспечения прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей, путем организации координированного подхода к проблемным вопросам данной сферы. Такой подход требует тесного взаимодействия органов власти различных уровней, общественных организаций и объединений, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей. Решение вышеобозначенных проблем в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав потребителей, а также обеспечения баланса интересов потребителей и добросовестных предпринимателей на территории Республики Северная Осетия-Алания предполагается в рамках реализации настоящей Программы.



Раздел 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ), ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Основной целью Программы является создание условий для эффективного развития системы обеспечения прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания, направленной на минимизацию рисков нарушения их законных прав и интересов.


Основные задачи Программы:


формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Республике Северная Осетия-Алания;


повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Республики Северная Осетия-Алания навыков рационального потребительского поведения;


создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей;


повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Республики Северная Осетия-Алания;


мониторинг состояния потребительского рынка Республики Северная Осетия-Алания и системы защиты прав потребителей;


обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей Республики Северная Осетия-Алания;


содействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций Республики Северная Осетия-Алания в решении задач по защите прав потребителей;


развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей.


Показателями (индикаторами) достижения цели и решения задач Программы являются:


повышение уровня правовой грамотности населения в вопросах защиты прав потребителей (4 опроса ежегодно/не менее 1000 респондентов);


повышение количества рассмотренных обращений (консультирование, в том числе онлайн) граждан специалистами по защите прав потребителей - до 9000 консультаций, не менее 300 рассмотренных жалоб ежегодно;


увеличение количества выступлений и публикаций в СМИ, направленных на просвещение и информирование потребителей, повышение потребительской грамотности, - 120 и более;


увеличение количества представителей хозяйствующих субъектов, прослушавших лекции по направлению деятельности на рынке товаров и услуг, до 600 человек;


увеличение количества заключений/экспертиз - 70% из числа проведенных мероприятий по контролю в рамках надзора за выполнением обязательных требований технических регламентов;


усиление аналитической деятельности заключений/экспертиз продовольственных товаров, проводимых в рамках мониторинга, до 800;


(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.06.2019 N 225)


увеличение количества полученных консультаций/составленных заявлений, до 250.


Основными ожидаемыми результатами реализации Программы будут:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»