МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 25 мая 2018 года N 225


Об утверждении региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы

(с изменениями на 27 сентября 2022 года)

(в ред. Приказов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.12.2019 N 610, от 29.03.2022 N 169, от 27.09.2022 N 482)




В соответствии со статьями 6 и 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 4 Областного закона от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", руководствуясь подпунктом 2 пункта 15 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2008 N 189-ПП "О Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области", приказываю:


1. Утвердить региональную программу в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы (прилагается).


2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Заместителя Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Е.А. Свалова.


3. Утратил силу. - Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.12.2019 N 610.



Министр
Н.Б.СМИРНОВ



Утверждена
Приказом
Министерства энергетики и
жилищно-коммунального хозяйства
Свердловской области
от 25 мая 2018 г. N 225



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА 2019 - 2030 ГОДЫ

(в ред. Приказов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 29.03.2022 N 169, от 27.09.2022 N 482)


ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, НА 2019 - 2030 ГОДЫ

Наименование программы

региональная программа в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы (далее - Региональная программа)

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;

Областной закон от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления";

Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы";

Постановление Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы";

Постановление Правительства Свердловской области от 21.12.2017 N 971-ПП "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами";

региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Свердловская область)";

региональный проект "Чистая страна (Свердловская область)"

Заказчик-координатор программы

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области

Заказчики программы

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области;

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области;

Министерство промышленности и науки Свердловской области;

Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области

Разработчик программы

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области

Цели программы

1) создание и обеспечение экологически безопасной и экономически эффективной системы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

2) снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду

Задачи программы

1) создание эффективной системы управления в области обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе путем внедрения системы раздельного (дуального) накопления твердых коммунальных отходов;

2) строительство (реконструкция) объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов;

3) создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

4) создание современной индустрии для сферы обращения с отходами производства и потребления на базе предприятий машиностроительной отрасли Свердловской области;

5) минимизация количества мест захоронения отходов, ликвидация несанкционированных свалок, а также выявление и ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

6) обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе обеспечение достоверной информацией при учете отходов, размещаемых на объектах размещения твердых коммунальных отходов;

7) цифровизация сферы обращения с твердыми коммунальными отходами;

8) экологическое воспитание и формирование у населения Свердловской области экологической культуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами

Целевые показатели программы

1) объем накопленных отходов I - IV классов опасности;

2) доля утилизированных и обезвреженных отходов I - IV классов опасности в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности;

3) количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда (нарастающим итогом);

4) доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

5) доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

6) доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

7) доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов;

8) доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами;

9) доля мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для раздельного накопления твердых коммунальных отходов и внесенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, к общему количеству контейнерных площадок на территории Свердловской области;

10) доля объектов размещения твердых коммунальных отходов, оснащенных цифровыми системами весового контроля, от общего количества объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в схему потоков твердых коммунальных отходов;

11) количество автоматизированных систем, применяемых для контроля и управления потоками твердых коммунальных отходов;

12) доля разработанных электронных моделей

Срок реализации программы

2019 - 2030 годы.

Этапы реализации Региональной программы:

I этап: 2019 - 2025 годы;

II этап: 2026 - 2030 годы

Объемы и источники финансирования программы

общий объем финансирования Региональной программы на 2019 - 2030 годы составляет 37629006,93 тыс. рублей,

в том числе:

2019 год - 3716044,19 тыс. рублей;

2020 год - 4378676,86 тыс. рублей;

2021 год - 2113167,21 тыс. рублей;

2022 год - 614207,36 тыс. рублей;

2023 год - 4141191,60 тыс. рублей;

2024 год - 4242186,00 тыс. рублей;

2025 - 2030 годы - 18423533,71 тыс. рублей,

из них:

федеральный бюджет <*> - 367997,40 тыс. рублей,

в том числе:

2019 год - 0,0 тыс. рублей;

2020 год - 0,0 тыс. рублей;

2021 год - 160067,40 тыс. рублей;

2022 год - 103965,00 тыс. рублей;

2023 год - 103965,00 тыс. рублей;

2024 год - 0,0 тыс. рублей;

2025 - 2030 годы - 0,0 тыс. рублей;

областной бюджет - 1317991,10 тыс. рублей,

в том числе:

2019 год - 678,00 тыс. рублей;

2020 год - 501328,00 тыс. рублей;

2021 год - 54898,20 тыс. рублей;

2022 год - 102546,90 тыс. рублей;

2023 год - 95234,00 тыс. рублей;

2024 год - 560678,00 тыс. рублей;

2025 - 2030 годы - 2628,00 тыс. рублей;

местный бюджет - 222842,91 тыс. рублей,

в том числе:

2019 год - 61236,61 тыс. рублей;

2020 год - 33200,00 тыс. рублей;

2021 год - 37354,30 тыс. рублей;

2022 год - 18053,00 тыс. рублей;

2023 год - 18053,00 тыс. рублей;

2024 год - 49549,00 тыс. рублей;

2025 - 2030 годы - 5397,00 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 35720175,52 тыс. рублей,

в том числе:

2019 год - 3654129,58 тыс. рублей;

2020 год - 3844148,86 тыс. рублей;

2021 год - 1860847,31 тыс. рублей;

2022 год - 389642,46 тыс. рублей;

2023 год - 3923939,60 тыс. рублей;

2024 год - 3631959,00 тыс. рублей;

2025 - 2030 годы - 18415508,71 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

1) ввод в эксплуатацию объектов по обработке твердых коммунальных отходов совокупной мощностью не менее 1400 тыс. тонн/год и утилизации отходов совокупной мощностью не менее 600 тыс. тонн/год;

2) увеличение доли утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов до уровня 50%;

3) направление на специализированные объекты обработки твердых коммунальных отходов 100% образующихся в Свердловской области твердых коммунальных отходов;

4) ликвидация двух объектов накопленного вреда окружающей среды;

5) ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (стихийных навалов) в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;

6) создание не менее 5500 контейнерных площадок, оборудованных не менее 5500 контейнерами для раздельного накопления твердых коммунальных отходов;

7) наличие электронной модели территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, наполненной актуальными данными о системе обращения с отходами производства и потребления в Свердловской области;

8) наличие весового оборудования на всех объектах размещения твердых коммунальных отходов;

9) наличие у региональных операторов автоматизированных информационно-аналитических систем контроля и управления потоками твердых коммунальных отходов

Взаимосвязь реализуемых мероприятий программы с мероприятиями иных государственных программ Свердловской области

мероприятия в сфере обращения с отходами производства и потребления, включенные в Региональную программу, реализуются в рамках государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 375-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года";

мероприятия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, включенные в Региональную программу, реализуются в рамках государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2027 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2027 года";

мероприятия в сфере промышленности и науки, включенные в Региональную программу, реализуются в рамках государственной программы Свердловской области "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1293-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года";

мероприятия в сфере агропромышленного комплекса, включенные в Региональную программу, реализуются в рамках государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2025 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2021 N 536-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2025 года"

(в ред. Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 27.09.2022 N 482)

Исполнители программы

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области;

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области;

Министерство промышленности и науки Свердловской области;

Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, изготовлению товаров (продукции) из отходов производства и потребления, а также вторичных материальных ресурсов, извлечению вторичных материальных ресурсов из отходов производства и потребления;

региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;

хозяйствующие субъекты, осуществляющие изготовление оборудования, материалов для сферы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами

Организация управления программой и контроль за ее реализацией

управление Региональной программой осуществляется через координационную комиссию по разработке, утверждению и реализации региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, созданную Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 13.02.2018 N 75 "О координационной комиссии по разработке, утверждению и реализации региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами" (далее - координационная комиссия).

Контроль за ходом реализации Региональной программы осуществляет Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области с рассмотрением отчета о реализации Региональной программы на заседании координационной комиссии

________________

* Объем средств федерального бюджета определяется в зависимости от количества средств федерального бюджета, предоставленных областному бюджету на софинансирование государственных программ Свердловской области в соответствующем году.



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Региональная программа разработана в соответствии со статьями 6 и 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статьей 6 Областного закона от 19 декабря 1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления".


В целях реализации Региональной программы используются следующие понятия:


место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов - место складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает один кубический метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей;


несанкционированная свалка - несанкционированный объект размещения твердых коммунальных отходов, используемый до 01.01.2019 для хранения, захоронения отходов производства и потребления, включенный в Свердловский областной кадастр отходов производства и потребления, не имеющий документацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации, и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов.



Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Состояние сферы обращения с отходами производства определяется спецификой развития Свердловской области, характерной для старопромышленных регионов Российской Федерации:


1) высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией производства, включая преимущественно экологически опасное производство;


2) использованием устаревших технологий и оборудования в сфере обращения с отходами производства и потребления.


Размещение отходов производства и потребления на объектах, не соответствующих требованиям природоохранного законодательства, является одной из проблем в обеспечении экологической безопасности Свердловской области.


Ежегодно хозяйствующими субъектами образуется около 150 млн. тонн отходов производства и потребления. Основной объем образования, утилизации и накопления отходов сосредоточен у хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых (образование отходов от общего объема образованных отходов на территории Свердловской области - 84,63%, утилизация отходов - 84,57%).


Масса накопленных отходов в Свердловской области составляет более 9 млрд. тонн, объекты размещения отходов занимают площадь более 17 тыс. гектаров. В основном это вскрышные и вмещающие породы, отходы обогащения, металлургические шлаки, золошлаки.


На объекты размещения отходов производства и потребления направляется около 100 млн. тонн ежегодно.


Масса ежегодного образования коммунальных отходов составляет около 1,5 млн. тонн (1% от общего объема образования отходов производства и потребления). Ежегодно утилизируется и обезвреживается около 200 тыс. тонн коммунальных отходов (10%).


На территории Свердловской области зарегистрированы 668 действующих и выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов производства и потребления, 130 рекультивированных объектов размещения отходов производства и потребления.


Из 357 объектов размещения промышленных и сельскохозяйственных отходов 45 объектов являются бесхозяйными. На бесхозяйных объектах размещено около 107,28 млн. тонн отходов, которые занимают площадь около 389,2 гектара.


Из 282 объектов размещения коммунальных отходов 207 объектов являются бесхозяйными, на которых размещено 35,03 млн. тонн отходов, занимающих площадь 354,5 гектара. В государственный реестр объектов размещения отходов включены 37 объектов размещения коммунальных отходов (13%).


В государственный реестр объектов размещения отходов включены 194 объекта размещения отходов, расположенных на территории Свердловской области, из них 157 объектов - объекты размещения промышленных и сельскохозяйственных отходов, 37 объектов - объекты размещения коммунальных отходов.


В Свердловской области деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляют три региональных оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами:


в Северном административно-производственном объединении (АПО-1) - общество с ограниченной ответственностью "Компания "РИФЕЙ";


в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) - общество с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис";


в Восточном административно-производственном объединении (АПО-3) - Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза".


Охват населения услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет 100%.


Сложившаяся в Свердловской области система обращения с твердыми коммунальными отходами основана на их приоритетном захоронении на полигонах. Доля захораниваемых твердых коммунальных отходов по отношению к общему объему образования составляет 99%. При этом у многих действующих объектов заканчивается расчетный срок эксплуатации. В схему потоков твердых коммунальных отходов включен 31 полигон твердых коммунальных отходов и 2 свалки твердых коммунальных отходов, эксплуатация которых возможна до 01.01.2023.


Из 33 объектов размещения твердых коммунальных отходов остаточная емкость заполнена у 4 полигонов твердых коммунальных отходов, у остальных полигонов твердых коммунальных отходов остаточная емкость составляет 20 - 30%.


На территории Свердловской области недостаточно развита система раздельного сбора и накопления твердых коммунальных отходов. В реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, зарегистрировано 2542 места (площадки) для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, на которых установлено 2938 контейнеров для раздельного накопления.


С целью развития системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов с 2020 года в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), реализуется пилотный проект по внедрению раздельного накопления твердых коммунальных отходов.


Цель пилотного проекта состоит в увеличении количества потребителей, задействованных в системе раздельного накопления твердых коммунальных отходов, а также апробации замкнутого цикла обращения с твердыми коммунальными отходами в муниципальных образованиях.


Мероприятия по внедрению раздельного накопления твердых коммунальных отходов, в том числе оборудованию контейнерных площадок для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, планируется осуществлять в соответствии со сроками ввода в промышленную эксплуатацию объектов по обработке твердых коммунальных отходов.


Сокращение количества захораниваемых твердых коммунальных отходов возможно путем создания мусоросортировочных комплексов. В Свердловской области обработка твердых коммунальных отходов осуществляется на объектах совокупной мощностью 225 тыс. тонн в год, расположенных в муниципальном образовании "город Екатеринбург", Каменск-Уральском городском округе Свердловской области и Муниципальном образовании город Алапаевск. Указанное количество мощностей является недостаточным для обеспечения обработки 100% образуемых в Свердловской области твердых коммунальных отходов.


Деятельность по переработке вторичных материальных ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции охватывает не все муниципальные образования, расположенные на территории Свердловской области. Этому способствует недостаточное количество в системе обращения с отходами объектов по обработке, обезвреживанию и утилизации твердых коммунальных отходов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»