ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2018 года N 423-П


Об утверждении комплексной программы "Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы в сфере торговли"

(с изменениями на 23 апреля 2019 года)

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 23.04.2019 N 431-П)




В целях реализации перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N Пр-1004ГС и развития системы защиты прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе, направленной на минимизацию рисков нарушений законных прав и интересов потребителей и создание необходимых условий для их эффективной защиты, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы в сфере торговли".


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере развития отраслей и секторов экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.


(п. 2 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 23.04.2019 N 431-П)



Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН



Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 20 апреля 2018 года N 423-П



КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2018 - 2020 ГОДЫ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ"

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 23.04.2019 N 431-П)




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

комплексная программа "Защита прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018 - 2020 годы в сфере торговли" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- поручение Президента Российской Федерации, определенное по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N Пр-1004ГС;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р "Об утверждении Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года"

Заказчик и основной исполнитель Программы

департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 23.04.2019 N 431-П)

Соисполнители Программы

Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономном округу) (по согласованию);

органы местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (по согласованию)

Цель Программы

развитие системы защиты прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе в сфере торговли, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей, а также обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты с учетом динамики развития потребительского рынка товаров и обеспечения необходимых условий для максимальной реализации потребителей своих законных прав и интересов

Задачи Программы

- координация деятельности всех участников системы защиты прав потребителей по достижению цели Программы;

- повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения Ямало-Ненецкого автономного округа навыков рационального потребительского поведения;

- создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров;

- систематическая оценка состояния потребительского рынка Ямало-Ненецкого автономного округа и системы защиты прав потребителей в Ямало-Ненецком автономном округе в сфере торговли;

- повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере торговли;

- содействие органам местного самоуправления в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе, общественным организациям Ямало-Ненецкого автономного округа в решении задач по защите прав потребителей;

- развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;

- обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей

Сроки реализации Программы

2018 - 2020 годы

Ресурсное обеспечение Программы

основой финансирования Программы являются средства, предусмотренные в государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы"

Целевые показатели Программы

- доля принятых обращений потребителей, по которым проведена работа и (или) даны соответствующие разъяснения, от общего количества обращений;

- количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности;

- количество проведенных совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и других мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе с участием органов, входящих в систему защиты прав потребителей, представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Ямало-Ненецкого автономного округа;

- количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности Ямало-Ненецкого автономного округа;

- количество проведенных просветительных мероприятий среди учащихся учебных заведений Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам защиты прав потребителей и основ потребительских знаний;

- количество образовательно-организационных мероприятий (семинаров, конференций, лекций, тренингов и др.) для специалистов органов и организаций Ямало-Ненецкого автономного округа, входящих в систему защиты прав потребителей;

- количество ярмарок различных форматов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

- объем отбора проб для исследования на санитарно-химические, физические и микробиологические показатели

Ожидаемые результаты реализации Программы

- обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе и общественных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;

- повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;

- повышение правовой грамотности населения Ямало-Ненецкого автономного округа за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;

- снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка Ямало-Ненецкого автономного округа;

- повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе по защите прав потребителей за счет государственной поддержки;

- поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего) конкурентоспособные, качественные товары;

- увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами, в том числе с применением процедуры медиации



I. Характеристика текущего состояния сферы защиты прав потребителей


Одной из основных задач социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) является повышение качества жизни населения. Неотъемлемым элементом качества жизни становится реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения товаров, которые должны иметь соответствующие параметры потребительских свойств и отвечать установленным требованиям безопасности при использовании и утилизации.


Сфера торговли обладает существенной значимостью по целому ряду аспектов для автономного округа, его жителей, для развития бизнеса.


Потребительский рынок автономного округа обеспечивает занятость около 7,4 процента экономически активного населения и характеризуется положительной динамикой основных показателей. Участие потребительского рынка в формировании валового регионального продукта составляет 7,1 процента.


Вместе с тем одним из факторов, препятствующих дальнейшему развитию сегмента торговли, является недостаточный уровень развития инфраструктуры (особенно в сельских населенных пунктах автономного округа).


В свою очередь инфраструктурные проблемы во многом сказываются на неравномерности обеспеченности населения региона торговыми площадями, особенно в части обеспеченности площадями для продовольственной торговли в различных муниципальных образованиях в автономном округе.


По состоянию на 01 января 2018 года обеспеченность населения автономного округа торговыми площадями составила 915,8 квадратного метра, обеспеченность сельского населения - 513,9 квадратного метра на 1000 жителей.


Важно отметить, что потребительский рынок автономного округа активно развивается. Развитие потребительского рынка автономного округа в настоящее время имеет устойчивый положительный характер. Торговля входит в число ведущих отраслей экономики, определяющих направление и результаты развития автономного округа.


К положительным тенденциям, закрепившимся на потребительском рынке в последние годы, относятся стабильный рост товарооборота, развитие торговых сетей, сокращение доли реализации товаров через рынки в общем объеме товарооборота.


К негативным изменениям потребительского рынка региона можно отнести общее снижение динамики оборота розничной торговли. Основной причиной отсутствия явно выраженных позитивных тенденций динамики оборота розничной торговли остается усиливающийся дефицит платежеспособного спроса. Снижение роста реальных располагаемых денежных доходов населения, высокий уровень цен усугубились высоким уровнем кредитной нагрузки для населения.


В течение последних лет в автономном округе наблюдается универсализация торговли продуктами питания и сопутствующими товарами, позволяющая совершить комплексную покупку в одном торговом предприятии и тем самым сокращающая время на приобретение товаров первой необходимости. При этом розничная торговля непродовольственными товарами специализируется, углубляя и расширяя ассортимент предлагаемых товаров.


Также внедряются прогрессивные технологии продаж. Повсеместное распространение получило самообслуживание, продажа товаров по образцам, в кредит, по каталогам, развивается интернет-торговля.


Однако при стабильном росте товарооборота и развитии торговых сетей в регионе сохраняется проблема качества и безопасности продовольственных и непродовольственных групп товаров. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу, на территории региона за 2017 год проинспектировано около 60 тонн продовольственных товаров. При этом изъято из оборота около 2,26 тонны пищевой продукции по различным признакам несоответствия продукции действующему законодательству.


Особую озабоченность вызывает присутствие на продовольственном рынке автономного округа пищевых продуктов, реализуемых с отсутствием товарно-сопроводительных документов.


Специалистами Управления Роспотребнадзора по автономному округу в ходе проверок в 2017 году приостанавливалась реализация продовольственных и непродовольственных товаров ненадлежащего качества, с истекшими сроками годности, без маркировки и с неполной маркировкой, с отсутствием товарно-сопроводительной документации, в том числе без сертификатов соответствия или деклараций. В связи с действием Технических регламентов Таможенного Союза особое внимание при проведении контрольно-надзорных мероприятий было уделено лабораторному исследованию продовольственных товаров.


Импортные пищевые продукты на региональном продовольственном рынке, по данным Управления Роспотребнадзора по автономному округу, в большей степени не соответствуют заявленным требованиям относительно продукции российского производства. Доля изъятых импортных товаров в 2017 году составила 6 процентов.


Обеспечение населения Ямала безопасной продукцией и продовольствием является стратегической целью продовольственной безопасности. Поэтому для предотвращения поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественных и опасных пищевых продуктов и предупреждения заболеваний (отравлений), связанных с употреблением таких продуктов, возникает необходимость дополнения существующей системы мониторинга путем проведения лабораторных исследований по отдельным группам социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.


Проведение лабораторных исследований позволит провести объективную оценку качества и безопасности пищевых продуктов, производимых на территории автономного округа и ввозимых из-за ее пределов.


Широкое освещение результатов мониторинга с использованием в том числе интернет-рубрик "Школа потребителя" и "Защита прав потребителей" органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе обеспечит население автономного округа достоверной информацией для осуществления выбора товаров, а также предоставит хозяйствующим субъектам возможность принятия решения по вопросам производства и реализации продукции.


В автономном округе после принятия Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") в целом сформирована достаточно гибкая и разветвленная система защиты прав потребителей. В регионе сделаны шаги к консолидации усилий всех органов по обеспечению надежной защиты прав и интересов потребителей. Со второго полугодия 2017 года в регионе реализуется комплексный план мероприятий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и защите прав потребителей в автономном округе, утвержденный комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в автономном округе, которая образована распоряжением Губернатора автономного округа от 09 апреля 2015 года N 67-Р.


Данным документом определено межведомственное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти практически со всеми заинтересованными исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе для совместного решения вопросов обеспечения населения автономного округа качественными и безопасными товарами и пропаганды знаний в сфере защиты прав потребителей.


Координации деятельности по защите прав потребителей в автономном округе способствует работа координационного торгового совета в автономном округе (далее - совет), состав которого утвержден постановлением Губернатора автономного округа от 07 марта 2018 года N 17-ПГ. Совет с 2011 года является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, созданным в целях обеспечения взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность на территории автономного округа, представителями общественности по исполнению федерального законодательства и законодательства автономного округа в сфере торговой деятельности.


В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на территории автономного округа осуществляют правозащитную деятельность 6 общественных организаций. В рамках взаимодействия с общественными объединениями потребителей и координации деятельности по вопросам защиты прав потребителей при Управлении Роспотребнадзора по автономному округу в октябре 2009 года создан Консультативный совет по защите прав потребителей.


За прошедшие годы практически решены такие вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о продавцах (исполнителях), о товарах, в том числе импортных, на русском языке. В основном решен вопрос с выдачей потребителям кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное и судебное разрешение споров. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. В числе основных направлений деятельности - меры по реализации прав потребителей на просвещение. Ежегодно проводятся мероприятия в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей. Средства массовой информации большое внимание уделяют просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Начата работа по обучению студентов и школьников основам потребительских знаний.


В то же время остается немало нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Рыночные механизмы не обеспечивают потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов товародвижения, развитие дистанционного способа продаж и другие трансформации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.


Ориентация системы защиты прав потребителей на обеспечение законных интересов конкретного человека, оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы. Необходимы поиск и применение новых подходов на основе баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке.


Данная проблематика актуальна на фоне не снижающегося в целом уровня количества обращений от граждан по вопросам защиты прав потребителей. Так в Управление Роспотребнадзора по автономному округу в 2017 году поступило 1771 обращение. Согласно представленным сведениям от администраций муниципальных образований в автономном округе, в 2017 году в органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе поступило 933 обращения от граждан о фактах нарушения требований Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".


Кроме того, наблюдается стагнация в работе отдельных ветвей системы защиты прав потребителей региона, а именно: отсутствие единой нормативно-правовой базы, определяющей компетенцию и обязанности, сдерживает эффективное развитие защиты прав потребителей органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе. В настоящее время не во всех администрациях муниципальных образований в автономном округе имеются отделы по защите прав потребителей. В большинстве случаев полномочиями по защите прав потребителей в органах местного самоуправления в муниципальных образованиях в автономном округе наделены специалисты торговых отделов и как таковых структурных подразделений не имеется. Исключение составляют администрация муниципального образования город Ноябрьск, где в правовом управлении имеется сектор по защите прав потребителей, а также администрация муниципального образования Тазовский район, где имеется отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей. При этом обращения от потребителей в органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе поступают ежегодно в регулярном порядке, в связи с чем целесообразно дать новое развитие обеспечению прав, законных интересов потребителей органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе региона, определив им программное направление деятельности.


В условиях вхождения России во Всемирную торговую организацию вопросы повышения качества, безопасности, конкурентоспособности пищевых продуктов приобретают стратегическое значение. Действия по решению данной проблемы и их результат определяют возможность российских товаропроизводителей, в том числе товаропроизводителей автономного округа, занять достойное место на товарном рынке.


Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р была утверждена Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (далее - Стратегия). Стратегия определяет цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей, направленные на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в данной области. В указанном документе определено, что организация действенного взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей обеспечивается в том числе практикой субъектов Российской Федерации по принятию специальных региональных программ по защите прав потребителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»