ЗАКОН

 ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

от 29 марта 2018 года N 34-оз


О регулировании отдельных отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

(в редакции Законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2018 N 88-оз, от 31.08.2021 N 70-оз)

Принят
Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
29 марта 2018 года

Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирует отдельные отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - особо охраняемые природные территории) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ).



Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Полномочия органов государственной власти автономного округа в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий


1. К полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся:


1) принятие законов в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в автономном округе и контроль за их исполнением;


2) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.


2. К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Правительство автономного округа) относятся:


1) определение основных направлений развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в автономном округе;


2) утверждение государственных программ автономного округа в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, определение порядка принятия решений об их разработке, порядка формирования и реализации указанных программ;


3) принятие решений о создании, об изменении площади, категории, уточнении и (или) изменении границ, установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования особо охраняемой природной территории, о ее реорганизации и упразднении, согласование таких решений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;


4) утверждение положения об особо охраняемой природной территории и установление ее границ;


5) оформление охранных обязательств, паспортов и других документов памятников природы;


6) принятие решений о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности;


7) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;


(пп. 7 в ред. Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.08.2021 N 70-оз)


8) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа.


3. Осуществление отдельных полномочий Правительства автономного округа, установленных настоящей статьей, может быть возложено полностью или в части в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа на исполнительные органы государственной власти автономного округа, за исключением осуществления полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.



Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий


С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в автономном округе в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:


1) природные парки;


2) государственные природные заказники;


3) памятники природы;


4) дендрологические парки и ботанические сады.



Статья 3. Создание, реорганизация и упразднение особо охраняемых природных территорий


1. Решения о создании особо охраняемых природных территорий принимаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


2. Решения о создании особо охраняемых природных территорий, об изменении режима их особой охраны подлежат согласованию с:


1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;


2) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.


3. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные природные заказники регионального значения в автономном округе могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заказников федерального значения, осуществляемого решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и согласованного с Правительством автономного округа.


4. Решения о создании особо охраняемых природных территорий принимаются с учетом документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, лесного плана автономного округа, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов, данных государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также данных о наличии (отсутствии) горных и (или) геологических отводов, предоставленных пользователям недр.


5. Создание особо охраняемых природных территорий осуществляется как с изъятием земельных участков, так и без их изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.


6. В целях предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.


(в ред. Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2018 N 88-оз)


Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон принимаются Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


(в ред. Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2018 N 88-оз)


7. Изменение категории, уточнение и (или) изменение границ, установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования, изменение границ охранных зон особо охраняемой природной территории, ее реорганизация и упразднение допускаются при наличии материалов комплексного экологического обследования участков территорий, содержащих соответствующие обоснования.


(в ред. Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.08.2021 N 70-оз)



Статья 4. Управление особо охраняемыми природными территориями и обеспечение их функционирования


1. Управление особо охраняемыми природными территориями осуществляется государственными бюджетными учреждениями автономного округа.


(в ред. Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.08.2021 N 70-оз)


Управление дендрологическими парками, ботаническими садами может осуществляться государственными научными организациями автономного округа и государственными образовательными организациями высшего образования автономного округа.


2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, вопросы социально-экономической, научной и иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в границах особо охраняемых природных территорий подлежат согласованию с организациями и учреждениями, осуществляющими управление соответствующими особо охраняемыми природными территориями.


3. Расположение и особенности использования особо охраняемых природных территорий учитываются органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа при подготовке (согласовании) документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, лесного плана автономного округа, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов.


4. Сведения об особо охраняемых природных территориях подлежат включению уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Статья 5. Финансирование расходов, связанных с созданием и обеспечением функционирования особо охраняемых природных территорий


Финансирование расходов, связанных с созданием и обеспечением функционирования особо охраняемых природных территорий, осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.



Глава II. ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ



Статья 6. Общие положения


1. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.


2. На природные парки возлагаются следующие задачи:


1) сохранение природной среды, природных ландшафтов в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;


2) создание условий для познавательного туризма и отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;


3) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков;


4) проведение научно-исследовательских работ и комплексного экологического мониторинга состояния окружающей среды, объектов животного и растительного мира;


5) осуществление эколого-просветительской деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»