Действующий

Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" (с изменениями на 7 февраля 2024 года)



Раздел 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 30.10.2023 N 801-ПП)



Значимость, размеры и структура транспортного комплекса Свердловской области, включающего все виды транспорта, за исключением морского, определяются особенностями геополитического положения региона как связующего звена между Европой и Азией. Территориальную структуру транспортной системы Свердловской области образуют крупнейшие транспортные узлы и магистральные транспортные коммуникации, формирующие опорную транспортную сеть. Основные транспортно-грузовые узлы расположены в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Серове, Каменске-Уральском.


Юг Свердловской области пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль (Москва, Киров, Екатеринбург, Тюмень, Омск и далее на Читу). Территория Свердловской области обслуживается главным образом Свердловской железной дорогой - филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Кроме того, имеется также участок Горьковской железной дороги на запад от станции Дружинино.


Пригородные железнодорожные перевозки продолжают играть первостепенную роль в процессе обеспечения транспортной мобильности населения Свердловской области, оставаясь доступными за счет государственного регулирования тарифов. Ежегодно пригородным железнодорожным транспортом в Свердловской области пользуется порядка 13 млн. человек. Сформированная к 2023 году маршрутная сеть пригородного железнодорожного транспорта оптимальна, сбалансирована, охватывает максимальное количество населенных пунктов Свердловской области, в том числе труднодоступные, где отсутствуют другие пути сообщения, и полностью удовлетворяет потребности населения региона. В течение 2023 года по территории Свердловской области курсировало 269 пригородных поездов.


Эксплуатационная длина железнодорожных путей в границах Свердловской области на конец 2022 года составляла 3510,9 км (4% от сети железных дорог в Российской Федерации). Свердловская железная дорога обеспечивает транспортно-экономические связи индустриальных районов Урала с центральными, восточными и западными районами России и зарубежными странами. В Свердловской области основные железнодорожные линии представляют собой высокотехнически оснащенные участки транзитных федеральных магистралей. Станция Екатеринбург-Сортировочный - один из крупнейших транспортных узлов России.


Основные виды грузов, перевозимых по территории Свердловской области: железные, марганцевые и цветные руды, черные и цветные металлы, строительные и лесные грузы, огнеупоры, флюсы, металлолом, химическая сода. В 2022 году на территории Свердловской области отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования составило 69,4 млн. тонн (106,9% к 2021 году), в том числе грузы в контейнерах - 2,3 млн. тонн.


В 2011 году Правительством Свердловской области согласована Генеральная схема Екатеринбургского железнодорожного узла, которая предусматривает развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта до 2030 года. В рамках реализации данного проекта предусмотрена реконструкция и развитие Екатеринбургского транспортного узла.


На территории Свердловской области продолжается формирование современного терминально-складского хозяйства, в том числе за счет реализации мероприятий по модернизации, реконструкции существующих объектов и строительства новых современных логистических комплексов. В 2023 году общая площадь складских площадей высокого уровня (классов A и B) в Свердловской области составила более 1,7 млн. кв. метров, включая комплексы "Уральский", "Чкаловский", "Ролси", грузовой терминал "Кольцово", "Высота" и другие. Большая часть всех площадей расположена в городе Екатеринбурге. Вместе с тем современное состояние транспортной системы не в полной мере отвечает потребностям и перспективам развития Свердловской области. Недостаточный уровень развития современной транспортно-логистической инфраструктуры сдерживает интеграцию Свердловской области в федеральную и мировую транспортные системы, при этом дефицит пропускной способности существует на всех видах транспорта.


Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Свердловской области является формирование в Свердловской области крупнейшего логистического хаба - "Сухого порта", целью которого является развитие транспортно-логистического потенциала региона путем включения в единый технологический комплекс существующих и вновь создаваемых объектов автодорожной, аэропортовой и железнодорожной инфраструктуры. Важнейшим элементом является комплексное развитие Екатеринбургского транспортного узла, в рамках которого предусматривается реализация комплексных проектов по развитию Екатеринбургского железнодорожного узла, а также создание крупных грузоперерабатывающих и грузораспределительных комплексов, таких как транспортно-логистический центр (далее - ТЛЦ) "Уральский" и ТЛЦ "Екатеринбург" с общей перерабатывающей способностью порядка 30 млн. тонн грузов.


Исторически сложившееся географическое положение Свердловской области способствует развитию потенциала региона как транспортного центра страны, в том числе в части воздушного транспорта, с учетом роста товарообмена и пассажиропотока между Юго-Восточной Азией и Европой.


На территории Свердловской области расположен международный аэропорт "Кольцово", который является одним из крупнейших региональных аэропортов страны и включен Министерством транспорта Российской Федерации в перечень базовых аэропортов Российской Федерации. На базе аэропорта "Кольцово" сформирован крупнейший авиаузел Уральского федерального округа, имеющий стратегическое значение для страны. По итогам 2022 года перевезено 5,8 млн. человек. Дальнейший рост пассажиропотока планируется за счет роста спроса на внутрироссийские направления полетов и открывающие новые туристские направления в дружественные страны.


В целях поддержки сферы воздушного транспорта как одной из наиболее пострадавших отраслей от введенных ограничений, связанных с предупреждением возникновения и распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в 2020 и 2021 годах и санкционным давлением недружественных стран, Правительством Свердловской области проводится работа по развитию региональных воздушных перевозок. Это федеральный комплекс мер, направленный на развитие прямого воздушного сообщения между регионами, способствующий связанности территорий, развитию деловых, культурных и туристских связей. В числе наиболее востребованных маршрутов по итогам 2022 года отмечаются маршруты из города Екатеринбурга до городов Нижний Новгород, Омск, Барнаул, Владикавказ, Новокузнецк, Махачкала. В аэропорту "Кольцово" свою работу осуществляют все ведущие авиакомпании Российской Федерации. Базовыми перевозчиками аэропорта "Кольцово" являются авиакомпании "Уральские авиалинии" и "Ред Вингс".


Суммарный среднегодовой объем грузовых перевозок воздушным транспортом по итогам 2022 года составил почти 12 тыс. тонн, что на 18,5% превысило значение планового годового показателя. Рост значения показателя отмечается вследствие значительно более быстрого перераспределения потоков на рынке авиационных услуг вследствие введенных ограничений.


На территории Свердловской области зарегистрированы 1280 перевозчиков автомобильным транспортом, которые осуществляют перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении 7900 автобусами. Автобусы ежегодно выполняют более 65 тыс. рейсов в междугородном сообщении, более 450 тыс. рейсов - в пригородном сообщении и более 1200 тыс. рейсов - в городском сообщении. Ежегодный объем перевозок автомобильным транспортом составляет 260 млн. пассажиров.


В 36 городах Свердловской области осуществляется перевозка пассажиров городским общественным транспортом общего пользования (автобусами). Все муниципальные образования, расположенные на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), имеющие автомобильные дороги I - IV категорий, связаны с областным центром междугородним и пригородным автобусным сообщением. В 4 городах Свердловской области осуществляется перевозка пассажиров городским электрическим транспортом. 17 автовокзалов и автостанций находятся в государственной собственности, 6 - в муниципальной собственности, 4 - в частной собственности или под управлением частных организаций.