Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 июня 2020 года N 97н

Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2022 года на основании
приказа Минфина России от 22 октября 2021 года N 160н
____________________________________________________________________



В целях реализации части 6 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.15; 2019, N 48, ст.6739) и в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258; официальный Интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 16 апреля),

приказываю:

1. Утвердить Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

Министр
А.Г.Силуанов



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

3 сентября 2020 года,

регистрационный N 59629

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минфина России
от 8 июня 2020 года N 97н



Положение о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля



I. Общие положения

     

1. Настоящее Положение устанавливает принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля.

2. Настоящее Положение применяется при осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских организаций (далее - уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору), внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

Для целей настоящего Положения саморегулируемая организация аудиторов и уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору именуются субъектами внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

3. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации указанного контроля, установленные настоящим Положением, также применяются саморегулируемой организацией аудиторов в отношении внешнего контроля качества работы аудиторов, не являющихся индивидуальными аудиторами.

4. Основными принципами осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - ВККР) являются:

а) осуществление ВККР в отношении всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - объект ВККР);

б) независимость ВККР, которая заключается в независимости субъекта ВККР от проверяемого объекта ВККР, в частности, в следующих вопросах организации и осуществления ВККР: установления правил организации и осуществления ВККР, финансирования ВККР, назначения работников, осуществляющих ВККР (далее - контролеры) и принятия решения по результатам внешней проверки, а также независимости контролеров;

в) обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;

г) прозрачность процедуры назначения контролеров для проведения внешней проверки качества работы объекта ВККР (далее - внешняя проверка);

д) публичность результатов ВККР.

5. Независимость контролера состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия контролер независим от объекта ВККР, в том числе:

а) не является близким родственником (родители, братья, сестры, дети), а также супругом учредителей (участников) и (или) должностных лиц объекта ВККР;

б) не являлся в проверяемый период и не является в период проведения контрольного мероприятия учредителем (участником), должностным лицом и (или) иным работником объекта ВККР;

в) не был связан в проверяемый период и не связан в период проведения контрольного мероприятия гражданско-правовыми и финансовыми отношениями с объектом ВККР.

II. Требования к организации ВККР

     

6. При организации ВККР субъект ВККР должен обеспечить:

а) систематическое проведение внешних проверок объектов ВККР;

б) необходимые полномочия контролеров, в частности, установление прав и обязанностей контролеров при организации и осуществлении ВККР;

в) предотвращение возникновения конфликта интересов между контролерами и проверяемым объектом ВККР, соблюдение конфиденциальности информации клиентов объекта ВККР;

г) изучение:

контролерами саморегулируемой организации аудиторов правил организации и осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов, установленных частью 7 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.15; 2020, N 14, ст.2028) (далее соответственно - Правила ВККР, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности");

контролерами уполномоченного федерального органа по контролю и надзору Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", утвержденного приказом Минфина России от 11 января 2013 г. N 3н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2013 г., регистрационный N 28749) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 170н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 ноября 2015 г., регистрационный N 39753) (далее - Административный регламент);

д) информирование объекта ВККР о результатах внешних проверок;

е) контроль за своевременностью и полнотой исполнения объектом ВККР действий по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки;

ж) применение мер воздействия, установленных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов, в отношении тех объектов ВККР, которые отказываются проходить ВККР, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию, не предпринимают необходимые действия по устранению нарушений, выявленных по результатам внешних проверок, а также тех объектов ВККР, в чьей работе выявляются нарушения;

з) формирование отчетности о состоянии и результатах ВККР.

7. ВККР подлежит планированию. Планирование ВККР осуществляется путем составления и утверждения субъектом ВККР плана ВККР на следующий календарный год.

План ВККР размещается субъектом ВККР на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.

8. План ВККР представляет собой перечень внешних проверок, которые планируется осуществить в календарном году. В плане ВККР по каждой внешней проверке устанавливается, в частности, объект ВККР, дата начала и срок проведения внешней проверки.

9. План ВККР составляется на основе циклического подхода или риск-ориентированного подхода.

10. Циклический подход предполагает установление на основе требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" максимального периода, по истечении которого внешняя проверка объекта ВККР проводится в обязательном порядке. При этом для разных групп объектов ВККР, указанных в части 8 статьи 10 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", может устанавливаться разная периодичность проведения внешних проверок.

11. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов ВККР на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимаются, в частности, следующие риски аудиторской деятельности объектов ВККР:

а) количество клиентов объекта ВККР, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

б) количество иных клиентов объекта ВККР, которые считаются общественно значимыми;

в) результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

При использовании риск-ориентированного подхода субъект ВККР должен обеспечить установленную Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" периодичность проведения внешних проверок каждого объекта ВККР.

12. При планировании ВККР учитывается также степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми), реальность сроков проведения внешних проверок, равномерность нагрузки на контролеров, наличие резерва времени для выполнения внеплановых внешних проверок и другие факторы.

13. Осуществление ВККР подлежит систематическому мониторингу.

14. Предметом мониторинга осуществления ВККР является соблюдение Федерального закона "Об аудиторской деятельности", настоящего Положения, Правил ВККР для мониторинга, проводимого саморегулируемой организацией аудиторов, Административного регламента для мониторинга, проводимого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, а также исполнение плана ВККР.

15. Мониторинг осуществления ВККР ведется субъектом ВККР, который определяет формы, методы, периодичность и сроки такого мониторинга.

16. Субъект ВККР обеспечивает систематическое (за квартал, полугодие или год) обобщение результатов мониторинга осуществления ВККР.

17. Результаты ВККР обобщаются субъектом ВККР в годовом отчете о состоянии ВККР. Годовой отчет о состоянии ВККР размещается субъектом ВККР на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

18. Субъект ВККР должен установить критерии оценки результативности ВККР в целом, а также работы контролеров.

19. В случае, когда внешнюю проверку проводит группа контролеров, эту группу возглавляет ее руководитель, назначенный субъектом ВККР.

Руководитель группы контролеров организует внешнюю проверку, осуществляет сам и организует контроль за работой контролеров, входящих в группу, и результатами внешней проверки, информирует о результатах внешней проверки объект ВККР, осуществляет сам и организует взаимодействие группы контролеров с объектом ВККР, подписывает отчет (акт) о внешней проверке.

20. Группа контролеров должна включать количество контролеров, обеспечивающее проведение внешней проверки в сроки, установленные в Плане ВККР.

21. Проведение каждой внешней проверки подлежит подготовке. Целью подготовки внешней проверки является обеспечение ее качества, результативности и своевременности.

22. При подготовке внешней проверки:

а) осуществляется сбор информации об объекте ВККР, необходимой для организации внешней проверки;

б) определяется объем внешней проверки;

в) определяются требования к контролерам, необходимые для проведения внешней проверки, формируется группа контролеров и распределяются обязанности между членами этой группы;

г) составляется программа внешней проверки;

д) информируется объект ВККР о дате начала и сроках проведения, проверяемом периоде, предмете и объеме внешней проверки.

23. Объем внешней проверки определяется перечнем и характером процедур контроля, которые необходимы для достижения цели внешней проверки.

24. Программа внешней проверки составляется и утверждается до начала внешней проверки.

25. Программа внешней проверки должна содержать, в частности: наименование объекта ВККР; проверяемый период; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе внешней проверки.

26. Программа внешней проверки должна быть построена таким образом, чтобы контролеры могли проверить то, что:

а) объект ВККР имеет внутренний контроль качества работы;

б) объект ВККР выполняет требования внутреннего контроля качества работы;

в) объект ВККР и его аудиторы соблюдали Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", стандарты аудиторской деятельности, кодекс профессиональной этики аудиторов, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;

г) объект ВККР соблюдал требования по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения при оказании юридических, бухгалтерских или аудиторских услуг в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3418; 2019, N 51, ст.7490), а также обязанности по информированию, установленные пунктом 3.1 части 2 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

27. В ходе внешней проверки осуществляются:

а) оценка правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;

б) определение эффективности организации внутреннего контроля качества работы объекта ВККР;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»