Налоговый мониторинг

Федеральный закон от 4 ноября 2014 года N 348-ФЗ ввел с 1 января 2015 года новый вид взаимодействия налоговой инспекции и компании. В часть первую Налогового кодекса внесен новый раздел V_2 НК РФ, регламентирующий новую процедуру налогового мониторинга.

Этот вид налогового администрирования исключает проведение большинства камеральных и выездных проверок компаний, запросивших в налоговой инспекции проведение мониторинга. Каждую операцию, которую провела организация, инспекторы будут контролировать в режиме реального времени, пользуясь полным доступом к данным бухгалтерского и налогового учета. Это позволит налоговикам быстро проверять правильность и своевременность отражения компанией хозяйственных операций для целей налогообложения.

Формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга, и требования к ним

Приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@ в соответствии с пунктом 4 статьи 31, пунктами 1, 3, 6, 7 статьи 105_26, пунктами 1, 4, 7 статьи 105_27, пунктом 2 статьи 105_28, пунктами 1, 2, 4_1, 4_2, 7, 9 статьи 105_30, пунктом 3 статьи 105_31 НК РФ утверждены формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга, и требования к ним.

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг - это форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию (п.1 ст.105_26 НК РФ).

Налоговый мониторинг в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также проверяет правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг - это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 НК РФ.


Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию (абз.1 п.1 ст.105_26 НК РФ).

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (абз.2 п.1 ст.105_26 НК РФ).

Требования для обращения с заявлением о проведении налогового мониторинга

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (пп.1-3 п.3 ст.105_26 НК РФ):

        1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.

При определении совокупной суммы налогов, указанных в настоящем подпункте, учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.

Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), в совокупную сумму налогов, указанных в настоящем пункте, включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии с пунктом 4 или 7 статьи 105_27 НК РФ выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.

Заявление о проведении налогового мониторинга

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга (п.2 ст.105_26 НК РФ).   

Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинг регулируется статьей 105_27 НК РФ.

Форма Заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@.

Порядок подачи заявления о проведении налогового мониторинга

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Организация, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (ч.1 ст.105_27 НК РФ).

Форма Заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@.

Документы, подаваемые совместно с заявлением о проведении налогового мониторинга

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются (п.2 ст.105_27 НК РФ):

1) регламент информационного взаимодействия (Приказом ФНС России от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@.утверждена форма Регламента информационного взаимодействия.);

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.