Проверки Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ (до 1 января 2017 года)

Порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов установлен главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".


Виды проверок плательщиков страховых взносов:

1) камеральная проверка;  

2) выездная проверка.     

Также могут быть плановые и внеплановые проверки.     


Внеплановую проверку могут провести, если:


- в Фонды поступают жалобы от сотрудников;

- организация ликвидируется или реорганизуется;

- организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.

Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.

Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно.      

Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два - от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).

При осуществлении контроля за уплатой страховых взносов применяются формы, утвержденные постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 N 1п.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с организации-страхователя и Форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя, утверждены приказом Министерства финансов РФ от 30 января 2006 года N 18н.

 Основания для проверки ПФР и ФСС РФ

В целях организации работы территориальных органов Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года утверждают ежегодный план-график проведения совместных выездных проверок с учетом предложений своих территориальных органов в соответствии с пунктом 3.1.1 Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов.     

Включение той или иной организации в план-график выездных проверок происходит на  основании критериев, описанных в письме ПФР N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от  21.12.2010.


Так, например, основанием для проверки может послужить недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд. Подозрения инспекторов вызовет и уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась. Неблагоприятным фактором также считается неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам, а также несовпадение количества расчетов за 9 месяцев (РСВ-1 ПФР и 4 ФСС), представленных в  ПФР и ФСС.

При этом если компания удовлетворяет одному из критериев – это еще не значит, что проверка непременно состоится. Решение принимается на основании совокупности факторов, причем больший вес имеют критерии, относящиеся к расчету и уплате страховых взносов.

Помимо плановых совместных проверок ПФР и ФСС существуют внеплановые проверки, которые фонды проводят в течение года независимо друг от друга. Это происходит в случае ликвидации или реорганизации предприятия. Поводом для внеплановой проверки могут стать и вновь обнаруженные обстоятельства, например, жалоба сотрудника на компанию.

Документы, которые может потребовать инспектор ПФР и ФСС РФ

Перечень документов, которые могут потребовать инспекторы, содержится в методических рекомендациях ФСС и ПФР. В соответствии с пунктом 2_1 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, истребованные документы предоставляются в виде заверенных руководителем проверяемой организации копий. При этом нотариально заверенные копии не принимаются (пункт 3 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ). Так же следует обратить внимание на то, что инспекторы вправе запросить один и тот же документ неограниченное количество раз.

Перечень документов, которые инспекторы могут запросить в ходе проверки:

1. Учредительные документы. На их основании проверяющие установят наименование, юридический и фактический адрес компании и виде ее деятельности. Кроме того, учредительные документы указывают на порядок выплаты дивидендов, которые не облагаются страховыми взносами.

2. Регистры бухгалтерского и налогового учета. Эти документы позволят инспекторам установить порядок ведения учетной политики предприятия и наличие или отсутствие «зарплатных схем», направленных на уход от начисления страховых взносов.

3. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам сверяются с первичными документами бухгалтерского и налогового учета.

4. Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций за проверяемый период. Известно, что организации, работающие по упрощенной схеме налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное страхование, поэтому книги-регистры подтвердят начисление и выплату вознаграждений работникам, заключившими трудовые или гражданско-правовые договоры с компанией-работодателем, применяющей УСН.     

5. Бухгалтерскую отчетность за проверяемый период. На ее основании сопоставляется информация о задолженностях предприятия перед внебюджетными фондами, которая указана в бухгалтерском балансе и отчетах в фонды.

6. Трудовые договоры, которые необходимы инспекторам для проверок даты приема сотрудников на работу, а также их окладов, надбавок и премий. Эти сведения позволяют определить  полноту и своевременность перечисления страховых взносов в фонды.

7. Гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами. В таких договорах кроме сумм вознаграждения изучается предмет договора: относится он к договорам на оказание услуг (выполнение работ) или к передаче имущественных прав, например, договору аренды.

Отметим, что инспекторы будут пытаться переквалифицировать договор гражданско-правового характера в трудовой. Это возможно, если предмет договора прописан некорректно: договор заключен не на выполнение определенной услуги, а на исполнение функций. Вместе с тем, выплаты, произведенные по договорам гражданско-правового характера, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС (подпункт 2 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).

8. Банковские и кассовые документы: выписки банка, поручения, ордера, кассовая книга, журнал кассира, отчеты кассира и т. д. В указанных документах специалисты фондов будут искать методы ухода от официальных зарплат.

9. Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления предприятием хозяйственной деятельности. Цель проверки указанных документов - определить полноту отчета за выданные авансы и начислить взносы на разницу.

10. Кадровые документы: трудовые книжки и документы по учету и движению кадров. Трудовые книжки необходимы для сопоставления дат приема на работу, увольнения, перевода, поощрения, указанных в них, с датами, проставленными в других кадровых документах. Первичные документы по учету кадров требуются для проверки дат приема на работу, увольнения, выплаты премий и зарплаты.

11. Документы на предмет выплат связанных со страховым обеспечением: листки нетрудоспособности, приказы о приеме на работу, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты, заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

Организациям, которые ожидают выездную проверку из ПФР или ФСС, следует обратить внимание на то, что инспекторы зачастую запрашивают документы, которые не имеют права требовать. Кроме того, проверяющие специалисты могут попросить предъявить те документы, которые в принципе не ведутся организацией. Например, список лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Организация не обязана вести учет этих лиц, и предоставлять его в ходе проверок. Наказание или штраф за отсутствие подобных документов не предусматривается - ведь на их основании не рассчитывается размер взносов в ФСС и ПФР.          

Организациям, которые ожидают проверок ПФР и ФСС,  также стоит внимательно просмотреть документы на предмет соответствия их друг другу: совпадают ли указанные суммы и сроки перечислений во внебюджетные фонды.

Камеральные проверки ПФР и ФСС РФ

Порядок проведения камеральной проверки внебюджетных фондов


Камеральные проверки осуществляются по итогам сдачи отчетности. Это стандартная процедура, в ходе которой контролеры проверяют правильность составления отчетности и уплату страховых взносов. Личного присутствия плательщика и представления документов, как правило, не требуется.


Камеральная проверка проводится по правилам статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.    

Срок камеральной проверки - три месяца со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (п.2 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Оформление результатов камеральной проверки внебюджетных фондов


Оформление результатов камеральной проверки, если нарушений нет


Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs