Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 апреля 2014 года N 1357-р

Об утверждении методических рекомендаций по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования



В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 2148-р, программы "Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013 N 66-рп, программы "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2013 N 52-рп, в части организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 7 лет:

1. Утвердить Методические рекомендации по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования (далее - Методические рекомендации) согласно приложению.

2. Рекомендовать администрациям районов Санкт-Петербурга:

2.1. Организовать деятельность вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования в соответствии с Методическими рекомендациями.

2.2. Довести настоящие Методические рекомендации до сведения руководителей и педагогических коллективов образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ограниченными возможностями здоровья, и для организаций, осуществляющих обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Отделу развития образования разместить настоящее распоряжение на сайте Комитета по образованию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию Асланян И.А.

Председатель Комитета
Ж.В.Воробьева

     

     

Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 4 апреля 2014 года N 1357-р

     

Методические рекомендации
по организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования



В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) осуществляется с учетом максимально полной реализации их образовательных потребностей и возможностей.

Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано в следующих формах:

- совместно с другими детьми (инклюзивное образование) в группах комбинированной направленности;

- в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ;

- в форме семейного образования;

- в форме обучения на дому;

- в медицинских организациях.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, в рамках реализации которой в том числе осуществляется психолого-педагогическая и (или) коррекционно-развивающая помощь детям с ОВЗ, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Для оказания психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в возрасте до 7 лет создаются новые организационные формы:

- службы ранней помощи;

- центры сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет и его семьи;

- логопедические пункты.

Службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка могут создаваться как структурные подразделения образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ. Также службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка могут создаваться в организациях, осуществляющих обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ.

В службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, логопедические пункты принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей) ребенка на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указываются:

- обоснованные выводы о наличии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

В образовательных организациях, в которых функционируют службы ранней помощи, центры сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет и его семьи, логопедические пункты, создаются специальные условия для получения дошкольного образования, а также психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детьми с ОВЗ (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечение доступа в здание образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено оказание детям с ОВЗ психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи).

Деятельность службы ранней помощи, центра сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет и его семьи, логопедического пункта регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации.

Отчет об эффективности деятельности службы ранней помощи, центра консультационного, логопедического пункта представляется руководителем образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.

Служба ранней помощи (далее - СРП) создается для детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные организации, имеющих ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, связанные с их жизненной ситуацией, состоянием здоровья (далее - дети с ОВЗ младенческого и раннего возраста).

Дети зачисляются в контингент воспитанников образовательной организации, в которой функционирует СРП.

СРП является первичным звеном в районной/региональной системе комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей младенческого и раннего возраста для выявления особенностей в физическом, психическом развитии и(или) отклонениями в поведении. Данная деятельность осуществляется на основе сетевого взаимодействия с территориальной/центральной психолого-медико-педагогической комиссией.

В рамках организации деятельности СРП предоставляется государственная услуга в сфере образования "Оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья младенческого и раннего возраста".

Для организации СРП в штатное расписание образовательной организации вводятся 1,75 ставки по должности "педагогический работник" на 6 детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста. При организации СРП как структурного подразделения вводится 1,0 ставка руководителя структурного подразделения (от 6 детей и более).

В состав СРП входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре (адаптивной физкультуре), музыкальный руководитель. При необходимости в состав СРП могут быть включены и другие специалисты.

Целью деятельности СРП является оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в возрасте до 3 лет, осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, развития, коррекции имеющихся отклонений.

Основными задачами СРП являются:

- проведение специалистами СРП психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста;

- оказание комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ младенческого и раннего возраста;

- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста;

- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ОВЗ младенческого и раннего возраста.

Содержание работы, технологии и методы работы специалистов СРП определяются образовательными программами, реализуемыми в образовательной организации, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья конкретного ребенка:

- основной общеобразовательной программой дошкольного образования;

- основной общеобразовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста.

Основными формами работы с детьми с ОВЗ младенческого и раннего возраста и их семей являются индивидуальные и групповые занятия, консультирование родителей (законных представителей), включая домашние визиты.

Занятия с детьми проводятся с участием родителей (законных представителей), возможно проведение комплексных занятий (с участием нескольких специалистов).

Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых занятий с ребенком не должна превышать 3,5 часов в неделю.

Индивидуальная работа специалистов СРП составляет:

- с детьми - 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;

- с родителями (законными представителями) - 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.

Групповая работа специалистов СРП составляет:

- с детьми - 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;

- с родителями (законными представителями) - 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.

Для проведения групповой работы наполняемость групп определяется с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей и их семей, а также поставленными образовательными задачами.

Специалисты СРП с согласия родителей (законных представителей) ребенка имеют право на выезд домой к ребенку в случаях:

- наличия у ребенка тяжелых и (или) множественных нарушений развития, не позволяющих регулярно посещать занятия в службе ранней помощи, - 1 раз в две недели (продолжительность посещения до 3 часов);

- необходимости проведения психолого-педагогического обследования ребенка и семьи в естественных условиях - 2 раза в год (продолжительность посещения до 3 часов).

По достижении ребенком возраста 3 лет с согласия родителей (законных представителей) ребенок направляется в психолого-медико-педагогическую комиссию для проведения его комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию ему дальнейшей психолого-медико-педагогической помощи и организации его обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее выданных рекомендаций.

СРП ведется следующая документация:

- карта развития на каждого ребенка;

- планы индивидуальной, групповой работы с детьми;

- графики работы специалистов СРП;

- отчет об эффективности деятельности СРП;

- журнал учета посещаемости детьми коррекционно-развивающих занятий;

- журнал работы с родителями (законными представителями) ребенка.

Центр сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи (далее - Центр) создается для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет, имеющих особые образовательные потребности, связанные с их жизненной ситуацией, состоянием здоровья, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и не посещающих дошкольные образовательные организации.

В рамках организации деятельности Центра предоставляется государственная услуга в сфере образования "Оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям в возрасте от 3 до 7 лет в условиях центра сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи".

Центр может создаваться как структурное подразделение образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, адаптированную для детей с ОВЗ.

Дети зачисляются в контингент воспитанников образовательной организации, в которой функционирует Центр.

Для организации Центра в штатное расписание образовательной организации вводятся 1,75 ставки по должности "педагогический работник" на 10 детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет. При организации Центра как структурного подразделения вводится 1,0 ставка руководителя структурного подразделения (от 10 детей и более).

В состав Центра входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре (адаптивной физкультуре), музыкальный руководитель. При необходимости в состав Центра могут быть включены и другие специалисты.

Целью деятельности Центра является оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, развития, коррекции отклонений в развитии.

Основными задачами Центра являются:

- проведение специалистами Центра психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ;

- оказание комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ;

- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ОВЗ;

- включение родителей (законных представителей) детей в процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»