САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 14 сентября 2011 года Дело N 3-239/11


[По делу об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", действующего в редакции Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" от 29 июня 2011 года N 479-95]

____________________________________________________________________

Определением Верховного Суда РФ от 16 ноября 2011 года N 78-Г11-58 решение оставлено без изменения.

____________________________________________________________________

         

Санкт-Петербургский Городской Суд в лице: судьи Городского суда Гунько Т.А., с участием прокурора Травкиной О.Ю., при секретаре Ковалевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко"" и регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", действующего в редакции Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" от 29 июня 2011 года N 479-95,

установил:

29 июня 2011 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят и 13 июля 2011 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" N 252-35 от 25.05.2005 (л.д.121, том 1).

Закон Санкт-Петербурга официально опубликован в "Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" от 18.07.2011 N 25 и в Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга от 25.07.2011 N 27 (л.д.198-199, том 1).

Полагая положения пункта 1 статьи 4, пунктов 2, 6, 8, 14, 20 статьи 7, пункта 5 статьи 9, подпункта 2 пункта 2 статьи 22 действующего Закона Санкт-Петербурга противоречащими федеральному законодательству Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанных норм закона недействующими.

Полагая незаконным подпункт 2 пункта 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге также обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с аналогичными требованиями.

Определением Санкт-Петербургского городского суда от 12 сентября 2011 года соединены в одно производства указанные заявления в соответствии с п.4 статьи 151 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по доверенности Покровская О.Л. поддержала заявленные требования в уточненном варианте (л.д.191-198 том 1).

Представитель регионального отделения Политической партии "Справедливая Россия" в городе Санкт-Петербурге по доверенности Рулев И.В. в судебное заседание не явился, поддержал заявленные требования в письменном заявлении (л.д.201, том 1).

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Лыжова Н.А. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Курочкина Е.О. полагали требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии по доверенности Громов А.В. полагал требования заявителей основанными на ошибочном толковании закона.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., полагающей требования подлежащими удовлетворению частично в части п.п.2 пункта 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга, в остальной части необоснованными, суд приходит к следующему.

Так, согласно пункта 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" активным избирательным правом на выборах обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования на выборах возраста 18 лет, зарегистрированный по месту жительства и (или) месту пребывания на территории Санкт-Петербурга, в том числе являющийся военнослужащим либо обучающийся по очной форме обучения (л.д.121, оборот, том 1).

Заявитель - Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" полагая формулировку данной нормы противоречащей п.1 ст.10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п.4 ст.4, п.10 ст.17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", просил признать ее недействующей, поскольку данной формулировкой созданы условия, при которых один и тот же гражданин может быть включен в список избирателей на двух избирательных участках - по месту жительства и по месту пребывания, что не допускается федеральным законодательством.

Подобное суждение суд полагает ошибочным.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными, конституциями (уставами) законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пункт 1 статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" устанавливает один из общих принципов реализации активного избирательного права граждан РФ, проживающих на территории конкретного субъекта РФ, при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти, без указания на характер такого проживания (временный или постоянный), содержит отсылку к Федеральному закону, устанавливающему активное избирательное право граждан.

Таким федеральным законом является ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с п.4 ст.4 указанного федерального закона активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 10 статьи 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках референдума на одних и тех же выборах, одном и том же референдуме, соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

Аналогичная норма содержится в Законе Санкт-Петербурга.

Пункт 5 статьи 7 которого закрепляет за территориальной избирательной комиссией обязанность выявлять факты включения одних и тех же граждан Российской Федерации в список избирателей на разных избирательных участках.

Таким образом, суд не усматривает противоречия оспариваемой нормы п.1.ст.4 Закона Санкт-Петербурга, нормам федерального законодательства.

Более того, действуя на территории Санкт-Петербурга в совокупности с нормами федерального законодательства она гарантирует активное избирательное право гражданам РФ, постоянно или временно проживающим на территории Санкт-Петербурга, что соответствует п.4 ст.4 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и не создает условия, при которых один и тот же гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей на нескольких избирательных участках - по месту жительства и по месту пребывания.

Далее, оспаривая законность пунктов 2, 6, 8, 14, 20 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга, заявитель - Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" ссылается на несоответствие данных норм федеральному законодательству.

Пункт 2 статьи 7 оспариваемого закона в качестве основания для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке предусматривает факт нахождения его места жительства или места пребывания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных на то органами, организациями и должностными лицами (л.д.122, оборот, том 1).

Указанная норма соответствует пункту 4 статьи 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Таким образом, суд не усматривает противоречия оспариваемой нормы федеральному законодательству.

Пункт 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга предусматривает, что для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, либо зарегистрированных в установленном порядке при воинской части по месту их службы, является факт нахождения их места жительства или места пребывания в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации, либо приказом командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву (л.д.123, том 1).

Указанная норма не противоречит пункту 6 статьи 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на несоответствие которой ссылается заявитель.

Согласно данной норме федерального закона сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.

Ошибочное толкование федерального закона заявителем привели к ошибочному толкованию нормы закона Санкт-Петербурга.

Пункт 8 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга устанавливает положение, согласно которому избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Пункт 20 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга устанавливает, что граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства или места пребывания избирателя на территории данного избирательного участка (л.д.124, том 1).

Заявитель полагает, что указанные требования противоречат пунктам 4, 16, 17 статьи 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Правовая позиция заявителя является ошибочной. Совокупность действующих норм федерального законодательства позволяет субъекту РФ принять закон, нормами которого предусмотрены основания и механизм реализации гражданином его активного избирательного права, устанавливается форма обращения избирателя для реализации им активного избирательного права, что соответствует не только пунктам 4, 16, 17 статьи 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но и согласуются с требованиями пункта 11 названной статьи.

Таким образом, оспариваемые заявителем нормы соответствуют Федеральному закону.

Далее, согласно пункту 14 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, на предприятиях с непрерывным циклом работы и отдельными видами работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), и других местах временного пребывания), составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает (л.д.123, оборот, том 1).

Заявитель полагает, что данная норма противоречит пункту 5 статьи 19 Федерального закона. Подобное суждение заявителя суд полагает ошибочным, поскольку указанная норма устанавливает критерии образования избирательных округов, а не регулирует правоотношения, связанные с составлением списков избирателей.

Следует отметить, что пунктом 17 статьи 17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания поличному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

Так же, пунктом 5 статьи 19 данного Федерального закона установлено, что избирательные участки могут образовываться в местах временного пребывания избирателей больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местах, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях.

Таким образом, указанные нормы федерального законодательства предусматривают возможность реализации активного избирательного права гражданина в местах, где он вынужден оказаться в день голосования в силу различных причин (служебных, по состоянию здоровья, по семейным и иным обстоятельствам). Соответственно, закон Санкт-Петербурга вправе определить и соответствующие избирательные комиссии, уполномоченные составлять списки избирателей по месту временного пребывания, и перечень оснований для создания избирательных участков, что соответствует федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях, на территории которых зарегистрированы по месту жительства не менее 100 военнослужащих, членов их семей и других избирателей, избирательные участки могут образовываться командирами воинских частей по согласованию с соответствующей избирательной комиссией (л.д.124, том 1).

Данная норма соответствует пункту 6 статьи 19 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться командирами воинских частей, а также в порядке и сроки, которые установлены законом.

На основании изложенного суд не усматривает обоснованности правовой позиции заявителя - Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" изложенной как в письменном заявлении, так и в ходе судебного разбирательства в части оспаривания законности перечисленных норм п.1 ст.4, пунктов 2, 6, 8, 14, 20 ст.7, п.5 ст.9 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга". Данные нормы приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации города федерального значения Санкт-Петербурга, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и не нарушают права и свободы заявителя.

Вместе с тем, как Санкт-Петербургское региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", так и региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге обоснованно просят признать недействующим подпункт 2 пункта 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов законодательного Собрания Санкт-Петербурга".

В соответствии с данной нормой одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию нотариально удостоверенную копию устава политической партии, выдвинувшей список кандидатов или региональное отделение которой выдвинуло список кандидатов. Оспариваемая норма Закона действует с 29 июля 2011 года - со дня вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 года N 479-95 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".

Данная норма подлежит признанию недействующей, поскольку противоречит пункту 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Указанная норма Федерального закона действует с 27.07.2011 в соответствии с ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.ст.252, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко"" и регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в городе Санкт-Петербурге об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", действующего в редакции Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" от 29 июня 2011 года N 479-95, удовлетворить частично.

Признать недействующим с 27 июля 2011 года подпункт 2 пункта 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", действующего в редакции Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" от 29 июня 2011 года N 479-95.

В удовлетворении требований о признании недействующими п.1 ст.4, пунктов 2, 6, 8, 14, 20 ст.7, п.5 ст.9 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" - отказать.

Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт Санкт-Петербургского
городского суда
http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru,
по состоянию на 15.01.2014