УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Комплекса
городского хозяйства Москвы
П.П.Бирюков
20 января 2010 года

     

Регламент зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г.Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2009-2010 и далее)

     
(взамен от 17.10.2009)

     

     

Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г.Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2009-2010 и далее)*

________________

* Получено положительное заключение государственной экологической экспертизы сроком на 5 лет (Приказ Ростехнадзора от 07.10.2009 N 845).

Термины и определения


Объект дорожного хозяйства (ОДХ) - искусственное сооружение, предназначенное для безопасного движения транспорта и пешеходов в любое время года независимо от природно-климатических условий, в том числе: проезжая часть, тротуары, остановки общественного транспорта, разделительные полосы, отстойно-разворотные площадки общественного транспорта, специальные площадки для аварийной остановки автомобилей, парковки, обочины.


Государственный заказчик - орган исполнительной власти города Москвы или бюджетное учреждение, получающие средства бюджета города Москвы на комплексное содержание ОДХ города Москвы.


Подрядчик по комплексному содержанию ОДХ (далее также Подрядчик) - организация, выполняющая на договорной основе работы по комплексному содержания ОДХ г.Москвы.


Зимнее содержание ОДХ - выполняемый в течение зимнего периода на всем протяжении ОДХ комплекс работ по санитарному и техническому содержанию элементов ОДХ и технических средств организации дорожного движения, а также по мониторингу и техническому учету ОДХ.


Зимний период - в городе Москве календарный период времени с 1 ноября по 15 апреля.


Основная улица или магистраль - улица или магистраль города Москвы в силу своей значимости в части транспортного сообщения или по другим основаниям требующая особых условий содержания.


Противогололедные реагенты (ПГР) - это твердые (сыпучие) или жидкие (растворы) химические искусственные средства, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для борьбы с зимней скользкостью (предотвращения ее образования и ликвидацию) путем взаимодействия со снежно-ледяными отложениями. Возможность поддержания в допустимом состоянии элементов ОДХ в процессе их эксплуатации в зимний период обеспечивается плавлением льда (снега) и образованием водных растворов ПГР (солей), имеющих температуру замерзания ниже, чем у воды.


Фрикционные материалы (противогололедные) - твердые, сыпучие нерастворимые (слаборастворимые) в воде материалы, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для ликвидации образования зимней скользкости, путем повышения коэффициента сцепления колес автотранспортных средств, вследствие повышения шероховатости снежно-ледяных отложений. Подразделяются на: искусственные (щебень, шлак и пр.) и естественные (песок, песчано-гравийная смесь и пр.).

Часть 1

Регламентируемые требования к зимнему содержанию объектов дорожного хозяйства города Москвы

     

1. Общие положения

1.1. В данной части документа определяется порядок организации работ по поддержанию в надлежащем техническом состоянии ОДХ города Москвы в зимний период на основании существующих требований, определенных в нормативно-правовых и распорядительных документах.

1.2. В городе Москве устанавливаются единые нормы, требования и порядок содержания ОДХ в зимний период.

1.3. Основная задача зимнего содержания ОДХ заключается в удалении и предупреждении снеговых образований, - рыхлого снега, уплотненного снега или наката, стекловидного льда (гололеда, наледи), а также поддержание в исправном состоянии дорожных покрытий и элементов обустройства ОДХ.

1.4. Технологией зимнего содержания предусмотрены следующие операции первой очереди:

- обработка проезжей части и тротуаров ОДХ противогололедными материалами (ПГМ);

- сгребание снега и подметание покрытия проезжей части;

- раздвижка снежных валов на перекрестках и примыканиях, на остановках общественного транспорта, на подъездах к административным зданиям, на выездах из дворов и иных участках, где необходимо обеспечить проезд (выезд) транспорта и т.п.

1.5. К операциям второй очереди относятся:

- формирование снежного вала, погрузка и вывоз снежной массы;

- зачистка дорожных лотков после удаления снега;

- скалывание и удаление снежно-ледяных образований;

- уборка элементов обстановки пути;

- устранение мелких разрушений и деформаций дорожных покрытий и элементов обустройства.

1.6. Выполнение работ по зимнему содержанию обслуживаемых ОДХ осуществляется Подрядчиками в круглосуточном режиме.

1.7. Перечень основных улиц (магистралей) города Москвы утверждает Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ДЖКХиБ) города Москвы. Префектуры административных округов представляют в ДЖКХиБ города Москвы предложения о включении улиц и магистралей в указанный перечень.

2. Требования к осуществлению технологических операций

     

2.1. Проезжая часть

2.1.1. В периоды снегопадов и гололедицы.

Для внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов 1-6 категорий проезжая часть должна быть обработана противогололедными реагентами и обеспечивать беспрепятственное движение всех видов транспортных средств.

Коэффициент сцепления колес автотранспортных средств с дорожным покрытием должен соответствовать требованиями ГОСТ Р 50597-93 (Государственный стандарт Российской Федерации. "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Введен в действие Постановлением Госстандарта России N 221 от 11.10.93) и обеспечивать безопасные условия движения со скоростью разрешенной Правилами дорожного движения.

Время, необходимое на сплошную обработку противогололедными реагентами всей территории не должно превышать 3 часов с начала снегопада; для МКАД, включая транспортные развязки, и основные магистрали (согласно перечню по п.1.7) при условии обеспечения прохода колонны уборочной техники - не более 1 часа.

Механизированное подметание проезжей части должно начинаться сразу после окончания очередного снегопада. Время, необходимое на подметание не должно превышать 3 часов; для МКАД, включая транспортные развязки, и основные магистрали (согласно перечню по п.1.7) при условии обеспечения прохода колонны уборочной техники - не более 2 часов.

При длительных интенсивных снегопадах (свыше 5 см и более) очередное подметание проезжей части должно производиться после выпадения каждых 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега с последующей обработкой дорожного полотна противогололедными реагентами с применением щебня.

2.1.2. После окончания снегопада.

Для внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов 1, 2 и 6 категорий после завершения механизированного подметания, проезжая часть должна быть полностью очищена от снежных накатов и наледей.

Для объектов дорожного хозяйства 3, 4 и 5 категорий отдельные участки проезжей части могут иметь снежный накат, обработанный щебнем фракции 2-5 мм. Общая площадь таких участков не должна превышать 30% площади проезжей части данной улицы или проезда.

Нормативный срок полной ликвидации зимней скользкости и окончания работ по снегоочистке - не более 6 часов. Время начала работ по снегоочистке отсчитывается с момента окончания снегопада или метели.

2.1.3. Технологический мониторинг в части проверки состояния проезжей части в местах повышенной опасности (спуски, подъемы, мостовые сооружения и т.п.) следует проводить с интервалом не более одного часа. В течение рабочей смены для закрепленных за отдельным Подрядчиком территорий и обслуживаемым им ОДХ выполняется не менее чем 2-кратный контрольный объезд.

2.1.4. Ежедневное выявление мест, требующих выборочного ямочного ремонта осуществляется в рамках проведения технологического мониторинга состояния ОДХ.

2.1.5. Технологические операции по техническому содержанию и ремонту асфальтобетонных покрытий проезжей части ОДХ в зимний период осуществляются с применением холодных асфальтобетонных смесей, литого асфальта и иных разрешенных технологий.

2.1.5*. Ремонт дорожных покрытий начинается Подрядчиком незамедлительно в момент обнаружения поврежденного участка или получения предписания специально уполномоченных органов.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.2. Территории, примыкающие к проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей

2.2.1. В периоды снегопадов и гололедицы.

Для внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов 1-6 категорий тротуары, посадочные площадки остановок городского пассажирского наземного транспорта (далее - "остановки") и прочие пешеходные зоны должны быть обработаны щебнем фракции 2-5 мм, исключающим скольжение во время движения пешеходов. Применение химических реагентов в ходе противогололедной обработки тротуаров, остановок и прочих пешеходных зон не допускается.

Снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) и противогололедная обработка гранитным щебнем фракции 2-5 мм на тротуарах, пешеходных дорожках и остановках должны начинаться сразу по окончании снегопада.

При длительных интенсивных снегопадах циклы снегоочистки должны повторяться после каждых 5 см выпавшего снега. Противогололедная обработка в данных случаях производится по окончании каждого цикла снегоочистки.

2.2.2. После окончания снегопада.

Для внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов 1 и 2 категорий время, необходимое для выполнения снегоуборочных работ и противогололедной обработки всей площади тротуаров, пешеходных дорожек и остановок не должно превышать 2 часов после окончания снегопада; тротуарное покрытие в местах, где производится механизированная уборка, на отдельных участках может иметь снежный накат, обработанный щебнем фракции 2-5 мм. Общая площадь таких участков не должна превышать 20% от площади тротуара. Время, установленное на ликвидацию снежных накатов - 12 часов после окончания снегопада.

Для объектов дорожного хозяйства 3-6 категорий время, необходимое для выполнения снегоуборочных работ и противогололедной обработки, не должно превышать 4 часов после окончания снегопада. Тротуарное покрытие в местах, где производится механизированная уборка, на отдельных участках может иметь снежный накат, обработанный гранитным щебнем фракции 2-5 мм. Общая площадь таких участков не должна превышать 30% от площади тротуара. Время, установленное на ликвидацию снежных накатов - 24 часа поле окончания снегопада.

2.2.3. Не допускается сброс снега с тротуаров, пешеходных дорожек и посадочных площадок остановок городского пассажирского наземного транспорта в уже очищенную лотковую часть ОДХ.

2.3. Лотковая часть объектов дорожного хозяйства


Снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы.

В ходе механизированного подметания проезжей части валы снега должны быть максимально сдвинуты в лотковую часть и, при необходимости, дополнительно обработаны для обеспечения беспрепятственного движения автотранспорта. Ширина валов снега в лотковой части улиц не должна превышать 1,5 метра.

При формировании снежных валов в лотках не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары и газоны.

После формирования снежных валов должна быть произведена расчистка водосточных решеток от снега для обеспечения пропуска талых вод на ширину не менее 0,5 м.

Формирование снежных валов не допускается:

- на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;

- ближе 5 м от пешеходного перехода;

- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;

- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;

- на тротуарах.

Установленное время на устройство разрывов в валах снега и расчистку водосточных решеток - 16 часов после окончания очередного снегопада.

Перед погрузкой в самосвалы, либо перекидкой на свободные территории снежные валы должны быть обработаны автогрейдером.

Вслед за проходом снегопогрузчиков или роторной техники (см. п.2.4.3), лотки должны быть зачищены от остатков снега с помощью автогрейдера или плужно-щеточного снегоочистителя.

На улицах и проездах с односторонним движением транспорта, в том числе на магистралях с разделительной полосой в виде скверов и газонов, двухметровой зоны, со стороны которых начинается подметание проезжей части (левые лотки), должны быть в течение всего зимнего периода постоянно очищены от снега и наледи до бортового камня.

2.4. Требования к вывозу снега

2.4.1. Первоочередной выборочный вывоз снега (от остановок городского пассажирского транспорта, пешеходных переходов и т.д.) должен осуществляться в течение 24 часов после окончания снегопада.

2.4.2. Установленные сроки по времени для вывоза сформированных снежных валов после окончания снегопада в зависимости от категории ОДХ и интенсивности выпадения снега:

С внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов 1, 2, 4, 6 категорий:

- при снегопаде до 6 см - не более 5 дней;

- при снегопаде до 10 см - не более 9 дней.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»