Действующий

О ходе реализации Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей по итогам первого полугодия 2013 года и внесении изменений в Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы

Раздел 2. В области регулирования рынка труда


В целях обеспечения гарантий занятости населения города Москвы, развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики и реализации согласованной политики на рынке труда Стороны обязуются:

2.1.

Способствовать созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест для жителей города Москвы при разработке и реализации государственных программ города Москвы.

Выполняется. В рамках реализации Подпрограммы осуществляются мероприятия активной политики занятости. В 2013 году на реализацию активных программ содействия занятости, при плановой численности участников работ - 28475 человек, выделено 427905,4 тыс. рублей за счет средств городского бюджета.

Государственными казенными учреждениями центрами занятости административных округов города Москвы по состоянию на 28 июня 2013 года заключено 692 договора на создание 16076 рабочих мест для временного трудоустройства безработных и ищущих работу граждан. За отчетный период в мероприятиях активных программ содействия занятости приняли участие 13954 человека из числа безработных и ищущих работу граждан (49% от плановых показателей 2013 года).

По состоянию на 28 июня 2013 года на оказание материальной поддержки участникам мероприятий активных программ за счет средств городского бюджета перечислено 136957,8 тыс. рублей (32% от выделенных на 2013 год средств).

Гражданами из числа бывших безработных, получивших субсидию в 2011-2012 годах на организацию самозанятости, в I полугодии 2013 года создано 246 новых рабочих мест для жителей города Москвы в сфере малого и среднего бизнеса.

По данным ежеквартального мониторинга движения численности работников и рабочих мест в организациях, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы, за 6 месяцев текущего года было создано 10,1 тыс. новых рабочих мест.

2.2.

Проводить взаимосогласованную политику в области регулирования трудовой миграции.

Выполняется. В Московскую Федерацию профсоюзов (далее - МФП) и Московскую Конфедерацию промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р)) регулярно направлялись обобщенные заявки работодателей о потребности в привлечении иностранной рабочей силы (далее - ИРС) для подготовки предложений о целесообразности их удовлетворения.

В составе Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников (далее - МВК) Стороны участвовали в выработке:

- форм и методов регулирования миграционных процессов;

- мер по легализации трудовой занятости, содействию социальной и трудовой адаптации ИРС;

- мер по усилению контроля, борьбы с посредниками и пресечению использования труда ИРС организациями, не ведущими хозяйственную деятельность (не уплачивающими налогов);

- мер по замещению иностранной рабочей силы российскими гражданами из других регионов Российской Федерации.

Представители МКПП(р) принимают участие в работе коллегиальных органов с участием представителей органов исполнительной власти города Москвы, депутатов Мосгордумы и профсоюзов на общегородском уровне и на уровне административных округов, в том числе в работе Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы Российской Федерации по г.Москве.

МКПП(р) проводится общественная экспертиза заявок работодателей на привлечение иностранных работников. МКПП(р) проводит консультирование работодателей по всему спектру вопросов трудовой миграции.

2.3.

Обеспечить оптимизацию привлечения иностранных работников с учетом развития экономики города Москвы и роста производительности труда, соблюдая приоритет трудоустройства жителей города Москвы. При этом доля иностранных работников в численности занятого населения города Москвы не должна превышать 3,2 процента.

Выполняется. Согласована потребность города Москвы в привлечении ИРС в 2013 году на уровне 3,2% от численности занятого населения.

В соответствии с предложением МФП и рекомендациями Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в 2014 году планируется сократить долю ИРС до 3,1% от численности занятого населения.

В соответствии с решениями МВК от 28.01.2013 в 2013 году будет привлечено не менее 20% высококвалифицированных ИРС (от их общей численности), 50% - квалифицированных и 30% - имеющих низкую квалификацию. Признано целесообразным сокращать долю неквалифицированной ИРС.

Предпринимаются меры:

- по ограничению привлечения иностранных работников в сферы оптовой и розничной торговли, в том числе на неквотируемые должности и специальности;

- по противодействию попыткам создания целенаправленных преференций для привлечения в организации ИРС (в ущерб российским трудовым ресурсам);

- по сокращению количества ИРС, не обеспеченных временным жилыми помещениями или медицинским обслуживанием.

В рамках корректировочной кампании по привлечению и использованию иностранных работников с января по июнь 2013 года было проведено 4 Межведомственные комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников, на которых было рассмотрено 10887 заявок на привлечение 1204547 иностранных работников.

По итогам работы МВК потребность города Москвы в привлечении иностранных работников было решено определить в размере 200,8 тыс. разрешений на работу.

2.4.

Работодатели, привлекающие иностранную рабочую силу, ежегодно единовременно добровольно вносят в бюджет города Москвы взнос из расчета 1000 рублей в месяц за каждое рабочее место, на которое привлекается иностранный работник. Порядок учета и расходования указанных средств определяется нормативным правовым актом города Москвы.

Выполняется частично.

Департаментом труда и занятости населения города Москвы подготовлен проект постановления Правительства Москвы "О порядке реализации пункта 2.4 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы". Правовым Управлением Правительства и МФП проект согласован.

В целях согласования проекта постановления с МКПП(р) проведены согласительные совещания (05.06.2013 и 13.05.2013). Указанный проект постановления МКПП(р) не был согласован.

2.5.

Оказывать лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим постоянное место жительства в городе Москве, содействие в трудоустройстве, руководствуясь рекомендациями индивидуальной программы реабилитации.

Выполняется. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы ведется работа по обеспечению выпускников инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) рабочими местами по окончании ими обучения. Обучающиеся данной категории с первого года обучения закрепляются за предприятиями, на которых они проходят учебную практику (производственное обучение) и производственную практику. Педагогическими коллективами колледжей и предприятиями ведется работа по социально-трудовой адаптации обучающихся на конкретном производстве. По окончании колледжа выпускники приступают к работе на тех предприятиях, где ранее проходили практику, что обеспечивает им профессиональную адаптацию и интеграцию.

Особое внимание уделяется построению непрерывной системы комплексного сопровождения карьерного роста и профессиональной адаптации выпускников с ОВЗ на рынке труда.

Созданные в колледжах службы содействия трудоустройству осуществляют сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для выпускников-инвалидов и студентов с ОВЗ, в результате которого все выпускники имеют возможность выбора места работы.

Помимо этого службами разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на активизацию процессов трудоустройства выпускников с ОВЗ и их социализацию:

- проводится обучение-тренинг для обучающихся с ОВЗ по составлению резюме, самопрезентации, овладению навыками самостоятельного поиска работы;

- организуется участие обучающихся с ОВЗ в ярмарках вакансий и выставках;

- актуальная информация по трудоустройству выпускников размещается на порталах Департамента образования города Москвы, ГБОУ учебно-методический центр профессионального образования Департамента образования города Москвы, "Профессиональное образование";

- обеспечивается психологическая поддержка выпускников с ОВЗ;

- поддерживается обратная связь с работодателями: собирается и анализируется информация о качестве подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования;

- организуется выставочная деятельность, которая содействует знакомству работодателей с деятельностью колледжей, их практическим потенциалом.

По данным мониторинга в 2012 году фактически трудоустроено и продолжают обучение в профильных вузах 79% выпускников колледжей с ограниченными возможностями.

За I полугодие 2013 года за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости обратилось 1246 инвалидов, из них при содействии службы занятости нашли работу 506 инвалидов.

2.6.

Организовывать с участием средств массовой информации информационно-
разъяснительные кампании и акции по информированию населения о состоянии рынка труда и безработицы, возможностях трудоустройства и профессионального обучения в городе Москве, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий) и ежемесячные публикации на официальных сайтах Сторон социального партнерства.

Выполняется. С начала 2013 года Департаментом труда и занятости проведены две пресс-конференции: "Новые приоритеты в сфере трудовой миграции в Москве", "Востребованность молодых специалистов Москвы на рынке труда""; 122 ярмарки вакансий (городские, окружные и мини-ярмарки): городские ярмарки вакансий: "Кадры московского мегаполиса", "Для Вас, женщины", для граждан старшего возраста, для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности "Равный труд"; ярмарки вакансий для молодёжи в рамках Международного форума "Карьера" и Международной выставки "Образование и карьера XXI век"; Московский молодежный день занятости; специализированные ярмарки вакансий в режиме видеоконференции (с использованием беспроводной связи "Скайп" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"); выездные ярмарки вакансий в город Смоленск; окружные ярмарки, проведенные ГКУ ЦЗН АО города Москвы.

В июне 2013 года проведена информационная кампания в Московском метрополитене -размещены стикеры по 4 темам: "Трудоустройство подростков и молодежи", "Занятость молодых мам", "Содействие занятости инвалидам", "Служба занятости - городу и москвичам".

В целях информирования работодателей и населения города Москвы о деятельности Департаментом труда и занятости населения размещается информация на радио ("Радио Москвы", "Говорит Москва" и др.), на телевидении ("Россия", "ТВЦ", "Москва 24" и др.), федеральных и городских печатных изданиях ("Российская газета" "Труд", "Вечерняя Москва" и др.), в окружных газетах ("На Западе Москвы", "Городской ритм", "За Калужской заставой" и др.). За отчетный период выпущены 5 номеров газеты "Биржа труда" общим тиражом 132,5 тыс. экз. Кроме того, организовано и проведено 2 окружные ярмарки вакансий 28 марта 2013 года и 23 мая 2013 года, в которых приняло участие 85 работодателей, 8 мини-ярмарок вакансий и 2 ярмарки для трудоустройства студентов.

День карьеры проведен в двух учебных заведениях: Московском государственном университете международных отношений и Московском государственном университете тонкой химической технологии им.М.В.Ломоносова.

На сайтах Департамента образования города Москвы (www.educom.ru) ГБОУ учебно-методический центр профессионального образования Департамента образования города Москвы (www.umcpo.ru) и Профессиональное образование (www.profedu.ru) размещена информация о колледжах и техникумах столицы. На официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы (www.mosgorzdrav.ru) имеется раздел "Образование" и раздел "Работа", которые ежемесячно обновляются в зависимости от кадровых потребностей учреждений.

Рекламная и просветительская продукция об образовательных учреждениях среднего профессионального образования и предоставляемых образовательных услугах распространяется на массовых мероприятиях (выставки, ярмарки вакансий, конференции, дни открытых дверей).

В средствах массовой информации МКПП(р) (газета "Содружество", интернет-сайт) на системной основе проводятся информационно-разъяснительные кампании и акции для населения о возможностях организации самозанятости в сфере малого и среднего бизнеса, трудоустройства, реализуемых мероприятиях по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и профессионального обучения, публикуются данные о состоянии рынка труда и безработицы, возможности трудоустройства москвичей, в т.ч. молодежи, профессионального обучения. Работодатели регулярно принимают участие в ярмарках вакансий.

2.7.

Проводить ежегодно городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера", городской конкурс "Лучшее предприятие для работающих мам". Обеспечить участие победителей городского конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" в конкурсе профессионального мастерства "Мастера Центральной России" и Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший по профессии". Оказывать содействие в проведении конкурсов по международным стандартам производственных профессий в городе Москве, а также содействие участию лауреатов и победителей городского конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" в международных конкурсах профессионального мастерства в установленном порядке.

Выполняется. Конкурс "Московские мастера" проводится в шестнадцатый раз, в нем приняли участие представители 78 профессий.

В целом, с учетом предварительных этапов, в Конкурсе приняли участие более 65 тысяч работников, представляющих более 1700 организаций города. Всего участниками, организаторами, гостями и болельщиками на всех его этапах стали более 100 тыс. человек. Наиболее массовыми по числу участников финала стал Конкурс по профессиям среди водителей автобуса (40 участников) и ветеринарных врачей (35 участников).

Тринадцатый год проходится Конкурс профессионального мастерства среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. В этом году он проходил по шестнадцати профессиям, в том числе, по четырем среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (столяр, швея, повар, рабочий зеленого хозяйства). Всего в отборочных этапах этого Конкурса приняло участие более 7416 обучающихся из 73 колледжей, в том числе 616 - с ограниченными возможностями здоровья из 27 учебных заведений.

В финальных этапах Конкурса по профессиям призовых групп принял участие 761 мастер из 502 организаций (от 4 до 40 человек в каждом финале).

Решением Оргкомитета Конкурса от 14 февраля 2013 года профессии разделены на четыре группы. Победители первой и второй групп, а также победители среди учащихся, награждены городскими призами, нагрудными знаками и дипломами. Победителям третьей группы вручены отраслевые призы и дипломы городского оргкомитета.

Оргкомитет установил следующие призы: 1-я призовая группа: 1 место - 100 тыс.руб.; 2 место - 60 тыс.руб.; 3 место - 40 тыс.руб.; 2-я призовая группа: 1 место - 50 тыс.руб.; 2 место - 40 тыс.руб.; 3 место - 30 тыс.руб.

В 2013 году Оргкомитет Конкурса принял решение об увеличении призовых сумм по профессиям среди учащихся учреждений профессионального образования на 10 тысяч рублей, это дало возможность в два раза увеличить призовую сумму за третье место. Таким образом, победители получили денежные премии: 1 место - 30 тыс.руб.; 2 место - 25 тыс.руб.; 3 место - 20 тыс.руб..

Обязательства, взятые сторонами социального партнёрства по обеспечению конкурсных мероприятий денежными призами, наградной и конкурсной символикой, были выполнены в полном объеме.

Конкурсные мероприятия освещались на официальных сайтах префектур административных округов города Москвы и организаторов, в окружных и отраслевых средствах массовой информации. Информация о ходе проведения финальных этапов размещалась на официальных сайтах сторон социального партнерства, освещалась на газетных страницах и экранах телевизоров. Однако в текущем году отмечено снижение интереса к конкурсным мероприятиям со стороны средств массовой информации, особенно центральных. Награждение победителей Конкурса "Московские мастера" состоялось в здании Правительства Москвы на Новом Арбате, д.36/9 5 сентября с участием руководителей сторон социального партнерства.

Ход церемонии награждения освещали съемочные группы и корреспонденты различных средств массовой информации. В ГЦКЗ "Россия" в ДС "Лужники" состоялся праздничный концерт, посвященный победителям, участникам, организаторам городского Конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" и всем труженикам столицы. По итогам Конкурса Комитетом общественных связей города Москвы была подготовлена фотовыставка, которая демонстрировалась в фойе ГЦКЗ "Россия" в ДС "Лужники".

2.8.

Проводить ежегодно городской конкурс "Лучший работодатель города Москвы". Обеспечить участие победителей конкурса во Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности".

Выполняется. Департамент труда и занятости населения города Москвы как уполномоченный орган проводит в 2013 году конкурс "Лучший работодатель города Москвы" в рамках Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности".

Проведена следующая работа:

- направлены официальные приглашения к участию в конкурсе подведомственных организаций и предприятий органам исполнительной власти города Москвы, МФП, МКПП(р), Московской торгово-промышленной палате;

- сформированы Организационный комитет и экспертная рабочая группа;

- утверждено положение о конкурсе и этапы его проведения;

- проведен прием заявок для участия в конкурсе;

- в план заседаний МТК на 03.10.2013 включен вопрос "Об утверждении победителей конкурса "Лучший работодатель города Москвы".

Информация о проведении конкурса размещена на сайте www.trud.mos.ru и сайтах органов исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2.9.

Разрабатывать и осуществлять комплекс мер по снижению социальной напряжённости, предоставлению дополнительных гарантий занятости, переобучению и социальной поддержке высвобождаемых работников в случае осложнения ситуации на рынке труда города Москвы, связанной с угрозой массовых увольнений работников в организациях.

Выполняется. В связи с тем, что за I полугодие 2013 года предполагаемые массовые увольнения работников не приводили к критической ситуации на рынке труда города, оснований для разработки экстренных мероприятий не было.

Вместе с тем, в целях снижения негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников, сокращения периода вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства уволенных работников подготовлен проект "Об организации опережающего профессионального обучения граждан, увольняемых в случае ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя либо сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя".

По результатам проведенной работы заявки от работодателей и отдельных граждан на опережающее обучение отсутствуют, и в настоящее время в Москве нет острой потребности в организации опережающего профессионального обучения увольняемых граждан.

Сторонами социального партнерства города Москвы проводится работа по включению в коллективные договоры мероприятий, обеспечивающих социальные гарантии работникам в случае проведения структурных изменений, в результате которых могут произойти массовые увольнения. В случае осложнения ситуации на рынке труда города Москвы, связанной с угрозой массовых увольнений работников, совместно со сторонами социального партнерства разрабатываются меры по предоставлению дополнительных гарантий занятости, переобучения и социальной поддержки высвобождаемых работников.

2.10.

Участвовать в подготовке новых квалификационных требований по профессиям рабочих, общих для всех видов экономической деятельности.

Выполняется. В целях реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие образования города Москвы (Столичное образование)" и в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования за отчетный период для открытых новых 20 специальностей среднего профессионального образования и 7 профессий начального профессионального образования с привлечением социальных партнеров были разработаны квалификационные требования, по которым проводится подготовка профессиональных кадров в системе среднего специального образования столицы.

Также, при непосредственном участии работодателей, проведена работа по актуализации квалификационных требований по профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования для 20 профессиональных модулей. ГАОУ УЦ "Профессионал" участвует в подготовке новых квалификационных требований по профессиям рабочих, общих для всех видов экономической деятельности. Зарегистрированы заявки на разработку профессиональных стандартов в Перечне профессиональных стандартов, регистрируемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации: "Оказание услуг многофункциональными автозаправочными комплексами", "Машинисты-водители самоходных машин", "Рабочие и специалисты по актикоррозионной защите".

В соответствии с решением МТК от 27.06.2013 в 3 квартале 2013 года планируется создать рабочую группу по выработке предложений по формированию и функционированию в городе Москве системы развития профессиональных квалификаций на основе инновационных механизмов в сфере подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям, и до конца 2013 года представить их на рассмотрение в Государственно-общественный координационный совет города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров при Правительстве Москвы.

2.11.

Не допускать роста зарегистрированной безработицы выше 1 процента от экономически активного населения города Москвы.

Выполняется. По состоянию на 01.07.2013 на учете в органах службы занятости города Москвы состояло 25,9 тыс. безработных граждан, уровень регистрируемой безработицы - 0,38% от численности экономически активного населения.

Правительство и Работодатели:

2.12.

Продолжить работу по вопросам:

- внедрения системы целевой контрактной подготовки специалистов с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием, в том числе на основе соответствующих договоров, сторонами которых является работодатель, образовательная организация, обучающийся;

- создания и развития сети учебных (ресурсных) центров, необходимых для обеспечения потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров для организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы;

- усовершенствования информационно-аналитической и методической работы сети учебных (ресурсных) центров.

Выполняется. В соответствии с порядком, установленным Законом города Москвы "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве" от 29 июня 2005 года N 32 все образовательные учреждения среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы заключают двухсторонние и трехсторонние договоры о сотрудничестве с предприятиями и организациями города Москвы на подготовку специалистов.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации В.В.Путина "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 7 мая 2012 года N 599 и повышения качества образования и профессиональной подготовки обучающихся в городе Москве сформировано 20 центров профессиональных квалификаций. В первом полугодии 2013 года определена их структура, назначены руководители, определены направления деятельности. Для них разработаны программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, определена длительность и стоимость этих программ.

В рамках деятельности центров профессиональных квалификаций работодатели города Москвы стали привлекаться для разработки программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышению кадров, принимают непосредственное участие в сертификации.

В рамках Государственной целевой программы "Столичное образование" проводится методическая работа с педагогическим персоналом колледжей, регулярно устраивает различные мероприятия с участием работодателей для повышения качества подготовки обучаемых. Регулярно осуществляется мониторинг работы ресурсных центров.

На сайтах http://nrofedu.ru и http://umcpo.ru размещены нормативно-правовые документы и методические рекомендации по организации информационно-аналитической и методической работы ресурсных центров.

Департаментом здравоохранения города Москвы в 2013 году, в рамках подготовки врачей по целевому приему выдано 400 целевых направлений (план - 280 целевых мест).

В 2013 году на базе ГАОУ УЦ "Профессионал" создан и начал функционировать Многофункциональный центр прикладных квалификаций "Профессионал" (МФЦПК), целью которого является удовлетворение потребности организаций, предприятий, работодателей, ассоциаций работодателей города Москвы и Московской области в квалифицированных кадрах путем целевой интенсивной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала и повышение качества образовательных услуг.

МФЦПК "Профессионал" ведется работа по развитию многоуровневой системы подготовки рабочих и специалистов химического комплекса, отвечающим российским и международным требованиям. Подписано соглашение с НО "Российский Союз предпринимателей и организаций химического комплекса" о взаимном сотрудничестве.

В соответствии с решением МТК от 27.06.2013 в 3 квартале 2013 года планируется создать рабочую группу по выработке предложений по формированию и функционированию в городе Москве системы развития профессиональных квалификаций на основе инновационных механизмов в сфере подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям, и до конца 2013 года представить их на рассмотрение в Государственно-общественный координационный совет города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров при Правительстве Москвы.

2.13.

Развивать городскую систему непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Выполняется. Участие в развитии городской системы непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в 2013 году осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 годы" государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности".

В области организации дополнительного профессионального образования безработных граждан: в январе-мае 2013 года приступило к профессиональному обучению 3113 человек.

В I полугодии 2013 года профессиональное обучение осуществляется более чем по 120 направлениям, в том числе по направлениям повышения квалификации рабочих кадров и специалистов с учетом инновационного развития экономики (в инженерно-технических отраслях, разработке IT-технологий), таких, как: "Works и Kompas Компьютерная графика (3D Studio МАХ)", "Автоматизация и проектирование машиностроительной продукции средствами Auto-CAD, ArchiCAD, Solidworks", "Администрирование и проектирование компьютерных сетей по технологии CISCO", "Программирование на языке C++ и JAVA", "Оператор станков с ЧПУ".

Продолжается работа по организации дистанционного обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также требований рынка труда.

По состоянию на 24.06.2013 в учебном центре "Профессионал" обучилось порядка 50 человек по профессии "Оператор ЭВМ (персональных) со знанием программы 1С: Предприятие (очно-заочная форма обучения с использованием дистанционных технологий)".

В соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие образования города Москвы (Столичное образование)" в столице постоянно совершенствуется городская система непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В 2013 году намечено осуществить профессиональную подготовку 75 тыс. человек взрослого населения и безработных. За первое полугодие 2013 года уже обучено более 24 тысяч человек.

В целях совершенствования этой работы в 2013 году разработана Концепция развития системы непрерывного образования взрослого населения в городе Москве на период 2013-2016 годов, направленная на определение основных направлений, путей и способов поддержки государством и обществом развития качественного непрерывного профессионального образования взрослого населения города Москвы.

На циклах повышения квалификации в 2013 году обучено:

- врачей - 4826 человек (план - 7500 человек), в зарубежных клиниках прошли стажировку - 56 врачей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы;

- среднего медицинского персонала - 10382 человека (план - 17500).

Повышение квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием проводится в Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО), Первом Московском государственном медицинском университете им.И.М.Сеченова (МГМУ), Российском национальном исследовательском медицинском университете им.Н.И.Пирогова (РНИМУ), Московском государственном медико-стоматологическом университете им.А.И.Евдокимова (МГМСУ), специалистов со средним медицинским образованием - на циклах повышения квалификации государственных бюджетных образовательных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы.

Повышение квалификации специалистов осуществляется с применением дистанционного обучения Интернет-технологий, модульно-накопительной системы (тематические семинары, профессиональные конкурсы, инновационные и методические проекты, научно-практические конференции), а также проведением стажировок на рабочем месте, в том числе и за рубежом.

27 июня 2013 года на заседании МТК рассмотрен вопрос "О развитии и формировании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом задач по реализации государственных программ на среднесрочный период и изменением законодательства".

2.14.

Обеспечить формирование и функционирование системы независимой оценки качества профессионального образования.

Выполняется. С 2012 года ведется работа по созданию региональной системы оценки образовательных результатов обучающихся, которая опирается на единую концептуальную основу контроля и направлена на удовлетворение работодателей качеством подготовки выпускников, их квалификацией.

Фонды оценочных средств для промежуточной и государственной (итоговой) аттестации разрабатываются совместно с региональными учебно-методическими комиссиями по профессиям и специальностям при участии работодателей с проведением обязательной внешней независимой экспертизы профессионального сообщества. Разработанные средства создают условия для повышения качества обучения в колледжах. Их использование при прохождении обучающимися процедуры независимой сертификации квалификаций являются внешними показателями соответствия требованиям ФГОС и регионального рынка труда ( на сегодняшний день подготовлен комплект оценочных средств по профессии Повар 3, 4 р, Автомеханик 3, 4 р). Для контроля качества подготовки обучающихся и выпускников разработано 439 педагогических измерительных материалов, использованных при проведении процедуры государственной аккредитации ОУ СПО.

В рамках выполнения мероприятий Государственной программы "Развитие образования города Москвы" ("Столичное образование") на 2012-2016 годы разработаны требования и механизмы Московского стандарта качества для начального и среднего профессионального образования, которые устанавливают дополнительные требования к основным профессиональным образовательным программам, уровню подготовки педагогических кадров, оценке образовательных результатов обучающихся, воспитательному компоненту образовательного процесса. В январе 2013 года проведена апробация московского стандарта качества образования по 100 колледжам, подведомственным Департаменту образования города Москвы. По итогам апробации разработаны методические рекомендации по заполнению форм показателей и критериев московского стандарта качества. С 2013 года ведется работа по интеграции требований международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ ISO 9001-2011) с требованиями, заложенными московским стандартом качества образования.

В соответствии с решением МТК от 27.06.2013 в 3 квартале 2013 года планируется создать рабочую группу по выработке предложений по формированию и функционированию в городе Москве системы развития профессиональных квалификаций на основе инновационных механизмов в сфере подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям, и до конца 2013 года представить их на рассмотрение в Государственно-общественный координационный совет города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров при Правительстве Москвы.

2.15.

Продолжить работу по закреплению молодых специалистов в организациях промышленности и науки, осуществляющих деятельность в городе Москве.

Выполняется. Созданные в московских колледжах службы содействия в трудоустройстве выпускников обеспечивают гарантированное предоставление 2-3 рабочих мест каждому выпускнику в соответствии с его квалификацией. Организована система мониторинга развития карьеры выпускников в течение 3 лет. По итогам мониторинга о распределении выпускников по каналам занятости более 50% от общего числа выпускников планируют трудоустроиться на предприятия и в организации города Москвы, почти 14% уже трудятся, а около 15% хотят продолжить обучение.

2.16.

МКПП(р) проводить работу по реализации работодателями Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест". Ежеквартально в средствах массовой информации публиковать информацию о расходовании средств на создание рабочих мест для инвалидов и молодежи.

Выполняется. Информация о расходовании вносимой работодателями в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемых рабочих мест ежеквартально размещается на официальном сайте Департамента (www.trud.mos.ru).

2.17.

Проводить текущее и перспективное прогнозирование потребности экономики города Москвы по видам экономической деятельности в квалифицированных кадрах и профессиях.

Выполняется. В I полугодии 2013 года Департамент труда и занятости населения города Москвы проводил работу по теме "Разработка методики расчета потребности города Москвы в профессиональных кадрах". В рамках данной работы предполагается определить:

- потребность экономики города Москвы в квалифицированных кадрах по видам экономической деятельности, уровням образования в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки и построение прогноза на среднесрочную перспективу;

- потребность рынка труда города Москвы в подготовке кадров и специалистов (по видам экономической деятельности, уровню образования, профессионально-квалификационной структуре рабочих кадров, базовым профессиональным группам специалистов) и др.

4 июня 2013 года проведен "круглый стол" на тему "Прогнозирование потребности города Москвы в профессиональных кадрах: проблемы и пути решения", целью которого было рассмотрение таких вопросов, как методологические подходы к организации мониторинга ситуации на рынке труда столицы, источники и способы подготовки статистической и аналитической информации, возможности и перспективы развития системы образования столицы в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов для возмещения ежегодной дополнительной потребности экономики Москвы в профессиональных кадрах и др.

Регулярно проводится мониторинг распределения выпускников колледжей и техникумов, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Прорабатывается вопрос параметров исследования московского рынка труда в профессионально-квалификационном срезе для выработки предложений по изменению объема и структуры рынка образовательных услуг.

Диагностика кадровой ситуации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, в части определения потребности в дефицитных специалистах проводится в соответствии с Методикой расчета потребности во врачебных кадрах Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2.18.

Обеспечивать работу выездных консультационных пунктов и мобильных центров занятости населения в организациях, предполагающих высвобождение работников.

Выполняется. В I полугодии 2013 года было создано 14 временных консультационных пунктов для оказания оперативной помощи в трудоустройстве высвобождаемым работникам до момента увольнения, а также разъяснения услуг, представляемых службой занятости населения, в том числе возможности переобучения, в следующих организациях города: ОАО "Завод имени И.А.Лихачева" (АМО ЗИЛ), ФГУП "Президент-Отель"; ОАО "Московский завод "Кристалл"; ООО "Ситроникс информационные технологии"; ГБУ города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им.А.С.Пучкова" ДЗМ; ГБУЗ "МСЧ N 15 ДЗМ"; ВГУП ВЭИ (Всероссийский электротехнический институт); ТЭЦ-12 филиал ОАО "Мосэнерго"; ОАО "Мосхимфармпрепараты" им.Н.А.Семашко.

Также работали мобильные центры занятости населения, в которых было проконсультировано 403 высвобождаемых работника.

2.19.

Содействовать совместно с МКПП(р) активному участию организаций в модернизации образовательных организаций начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Выполняется. В рамках системы социального партнерства работодатели принимают участие в укреплении учебно-производственной базы подготовки кадров в колледжах. В 2013 году для Колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве N 7 ОАО "Сантехпром" закупило технологическое оборудование на сумму свыше 150 тыс. рублей; ОАО "Мосинжстрой" - технологические инструменты на сумму 400 тыс. рублей; ОАО "Мосремстрой" приобрело для Колледжа ландшафтного дизайна N 18 строительные материалы для организации учебной практики в мастерских на сумму 220 тыс. рублей; ОАО "Моспромстрой материалы" выделило 600 тыс. рублей Строительному колледжу N 26 на совершенствование материально-технической базы.

Решением МТК от 27.06.2013 предусмотрена разработка в 3 квартале 2013 года плана мероприятий (дорожной карты) по взаимодействию образовательных учреждений столичной системы профессионального образования и работодателей (объединений работодателей) в вопросах обновления содержания профессионального образования на основе профессиональных стандартов, совершенствования образовательного процесса в соответствии с современными и перспективными требованиями к квалификациям рабочих и специалистов, организации совместных профориентационных мероприятий.

2.20.

Содействовать совместно с МКПП(р) развитию системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом развития техники, технологии, организации производства и труда.

Выполняется. В соответствии с Государственной целевой программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие образования города Москвы (Столичное образование)" с участием МКПП(р) в отчетный период проведен ряд семинаров и совещаний с приглашением представителей работодателей и колледжей по развитию системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом развития техники, технологии, организации производства и труда.

Для этих же целей в 2013 году разработана Концепция развития системы непрерывного образования взрослого населения в городе Москве на период 2013-2016 годов.

За 2013 год в Москве было сформировано 20 Центров профессиональных квалификаций. В первом полугодии 2013 года определена их структура, назначены руководители, определены направления деятельности. Для них разработаны программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, определена длительность и стоимость этих программ. В соответствии с разработанным Департаментом труда и занятости населения города Москвы поэтапным планом мероприятий по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в структуре реорганизованного ГАОУ УЦ "Профессионал" создан многофункциональный центр прикладных квалификаций (МФЦПК "Профессионал"), основным направлением деятельности которого является комплексная подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики.

Помимо безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение в соответствии с установленным ему государственным заданием, в МФЦПК "Профессионал" ведется обучение работников московских предприятий и отдельных граждан в соответствии с заключенными с ними договорами.

Правительство:

2.21.

Оказывать бесплатную правовую помощь по вопросам применения законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения и отношения в сфере занятости, жителям города Москвы и организациям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, в Государственном бюджетном учреждении города Москвы Московском городском правовом Центре "Защита".

Выполняется. ГБУ города Москвы Московским городским правовым центром "Защита" (далее - Центр) в первом полугодии оказана бесплатная правовая помощь 18059 чел.

Юрисконсультами Центра в административных округах и в приёмной Центра дано 15497 консультаций, из них: физическим лицам - 15146, юридическим лицам - 270, профкомам - 81.

Юрисконсульты Центра "Защита" приняли участие в 99 судебных заседаниях. По делам, находящимся в производстве юрисконсультов Центра "Защита", вынесено 33 судебных акта, из них 15 в пользу поручителей. В пользу поручителей взыскано 2195533 руб. 06 коп.

Юрисконсультами Центра "Защита" подготовлено 426 юридических документов гражданам (исковых заявлений, жалоб и иных документов).

2.22.

Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции, публиковать в средствах массовой информации материалы о порядке осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в городе Москве, информировать об изменениях в нормативно*

Выполняется. На официальном сайте Департамента труда и занятости населения города Москвы (www.trud.mos.ru) в разделе "Иностранная рабочая сила" регулярно размещается актуальная информация для работодателей и иностранных работников.

ГКУ "Московский центр трудового обмена" в соответствии с утвержденным планом регулярно проводит семинары и консультации для работодателей по вопросам привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности и изменениях в миграционном

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

     

законодательстве (проведено 10 семинаров).

По оперативным данным за 6 месяцев текущего года в службу занятости города в поиске подходящей работы обратилось 5,1 тыс. иногородних российских граждан, из них 2,5 тыс. жителей Московской области. Нашли работу 3,6 тыс. иногородних граждан, включая 1,6 тыс. человек из числа жителей Московской области.

В соответствии с Соглашением об основных направлениях сотрудничества между Правительством Москвы и Федеральной миграционной службой Российской Федерации на 2011-2015 годы в еженедельном режиме осуществляется обмен информацией о состоянии миграционной ситуации в городе Москве.

На заседаниях МВК систематически заслушивается информация Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве и Государственной инспекции труда в городе Москве о миграционной ситуации в городе и обеспечении соблюдения порядка осуществления ИРС трудовой деятельности.

Завершается работа по оценке эффективности использования ИРС в городе Москве в 2012 году.

2.23.

Не выдавать положительные заключения на привлечение и использование иностранных работников организациям-заявителям при наличии фактов: высвобождения работников-граждан Российской Федерации в связи с сокращением численности или штата работников организации, отказа и невыполнения условий Московского трехстороннего соглашения и Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве, предъявления к кандидатам на вакансии требований, не относящихся к квалификации работников и выполнению ими трудовых функций.

Выполняется. Решения о выдаче положительных заключений на привлечение ИРС выдавались строго при условии соблюдения данного пункта Соглашения.

Также в соответствии с решениями МВК повышена социальная ответственность работодателей за соблюдение норм законодательства, в том числе регионального. При наличии нарушений таким работодателям отказывается в привлечении ИРС.

За истекший период 2013 года возросло количество организаций, вставших на учет в ГКУ "Центр квотирования рабочих мест". Объем компенсационных выплат (вместо создания рабочих мест для инвалидов и молодежи) составил 605,4 млн. руб. (36,8% от годового плана), за аналогичный период 2012 года он составил 548,9 млн.руб. (33,7%).

В соответствии с поручением первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова (от 06.02.2013 N ИШ-п12-662) Департамент труда и занятости населения города Москвы при участии заинтересованных органов власти приступил к организации и проведению ежегодного мониторинга соблюдения работодателями заявленного уровня оплаты труда мигрантов.

Работодатели:

2.24.

Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве с численностью работающих от 15 и более человек, за определенный период времени:

Выполняется. Случаев массового увольнения в первом полугодии 2013 года не было.

- увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации;


- увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы;


- сокращение численности или штата работников организации в количестве:


а) 50 и более человек в течение 30 календарных дней;


б) 200 и более человек в течение 60 календарных дней;


в) 500 и более человек в течение 90 календарных дней.


2.25.

Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и занятости населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приёма работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).

Выполняется. МФП проводит еженедельный мониторинг о ситуации, складывающейся в организациях отраслей в области социально-трудовых отношений, в т.ч. увольнения и неполной занятости работников.

За отчетный период информация о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников поступила от 6 организаций: ОАМО "ЗИЛ", ОАО "Тушинский машиностроительный завод", ГУП "Мосгортранс", ФГУП ВЭИ им.В.И.Ленина, ОАО "Московский завод "Кристалл", ОАО "Мосэлектроприбор". Численность работников, намеченных к увольнению - 3434 человек. В режиме неполного рабочего времени находилось 2000 человек.

2.26.

Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и занятости населения города Москвы информацию о потребности в работниках.

Выполняется. Ежемесячно в Департамент труда и занятости населения города Москвы предоставляется информация о потребности в работниках.

2.27.

Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.

Выполняется. Размещается информация на сайте МКПП(р), газете "Содружество", окружных газетах.

2.28.

Обеспечить выпускникам образовательных организаций среднего профессионального и высшего профессионального образования гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после окончания обучения.

Выполняется.

2.29.

МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки на привлечение иностранных работников. МКПП(р) проводить общественную экспертизу заявок работодателей на привлечение иностранных работников.

Выполняется. В Московскую Конфедерацию промышленников и предпринимателей (работодателей) регулярно направлялись для рассмотрения и подготовки предложений обобщенные заявки работодателей, поступавшие в рамках квотной кампании 2014 года и корректировочной кампании 2013 года. МКПП(р) проводится общественная экспертиза заявок работодателей на привлечение иностранных работников. Заключения по результатам проведения общественной экспертизы заявок работодателей на привлечение иностранных работников предоставляются в МВК по вопросам привлечения и использования иностранных работников.

МКПП(р) проводит консультирование работодателей по всему спектру вопросов трудовой миграции.

2.30.

Работодателям, получившим положительное заключение о привлечении и использовании иностранных работников, обеспечить прохождение ими профессионально-
квалификационного тестирования, а в случае необходимости - повышения квалификации, обучения и/или переобучения иностранных работников по специальностям (профессиям), включенным в Перечень, утвержденный решением МТК от 24 июня 2010 года, в образовательных организациях профессионального и дополнительного образования.

Выполняется. МКПП(р) проводит работу по организации проведения работодателями профессионально-квалификационного тестирования, а в случае необходимости - повышения квалификации, обучения и (или) переобучения иностранных работников по специальностям (профессиям), включенным в Перечень: - достигнута договоренность с образовательными учреждениями, которые проводят обучение специальностям (профессиям), включенным в Перечень на проведение работодателями профессионально-квалификационного тестирования иностранных работников.

2.31.

Обеспечить обучение (профессиональную подготовку) и подтверждение по его итогам документами установленного образца об уровне квалификации работников из числа иностранных трудовых мигрантов, привлекаемых к работе в городе Москве.

Выполняется. В соответствии с решением МТК от 27.06.2013 в 3 квартале 2013 года планируется создать рабочую группу по выработке предложений по формированию и функционированию в городе Москве системы развития профессиональных квалификаций на основе инновационных механизмов в сфере подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям, и до конца 2013 года представить их на рассмотрение в Государственно-общественный координационный совет города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров при Правительстве Москвы.

Во взаимодействии с Департаментом образования города Москвы рассматривается практическое участие работодателей в формировании и деятельности многофункциональных центров прикладных (профессиональных) квалификаций.

2.32.

Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

Выполняется. Программа по опережающему обучению высвобождаемых работников по системе непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров будет осуществляться после подписания соответствующего постановления Правительства Москвы.

2.33.

Не допускать в течение года увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.

Выполняется.

2.34.

Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов работодатели ежемесячно добровольно вносят в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы на день его уплаты.

Выполняется. За период с января 2013 года по апрель 2013 года работодателями перечислена компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест на общую сумму 554305 тыс. рублей.

2.35.

Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

Выполняется.

Профсоюзы:

2.36.

Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.

Выполняется. Управлением юридической службы Московской Федерации профсоюзов оказана бесплатная консультация и правовая помощь по вопросам занятости и трудового законодательства 1036 чел. По программе "Фемида" 99 чел.

2.37.

Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях, в том числе при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.

Выполняется.

2.38.

Оказывать содействие Государственному бюджетному учреждению города Москвы Московскому городскому правовому Центру "Защита" в работе в административных округах города Москвы по оказанию на безвозмездной основе правовой помощи по вопросам применения законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения и вопросы в сфере занятости населения.

Выполняется.