АРБИТРАЖНЫЙ СУД г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 сентября 2013 года Дело N А56-6017/2013


[По делу о признании недействующим Постановления Правительства Ленинградской области от 12.12.2012 N 395]



Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: Председательствующего Королева Т.В. и судей Буткевич Л.Ю., Роговой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терлецкой К.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", заинтересованное лицо Правительство Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, третье лицо Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом о признании недействующим Постановления, при участии: от заявителя - предст.: Точиловой Н.В. (доверенность от 27.04.2012), Бельской Э.Э. (доверенность от 07.04.2012), от заинтересованного лица - предст. Яковлевой Н.Н. (доверенность от 04.02.2013 N 60-372/13), от третьего лица - предст. Тоноян М.Р. (доверенность от 29.12.2012 N 248), установил:

Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Правительство) от 12.12.2012 N 395 "О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области N 353 от 29.12.2007 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в Ленинградской области", полностью.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо, Леноблкомимущество).

По мнению Общества, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормам действующего законодательства, а именно пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 4 статьи 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также принципу экономической обоснованности, принципу предельно допустимой простоты расчетов и принципу запрета необоснованных предпочтений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.

Правительство возражало против удовлетворения заявленного требования отмечая, что оспариваемое постановление принято им в пределах представленных полномочий и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а часть 3 статьи 614 ГК РФ не может быть применена к данным правоотношениям, кроме того, оспариваемое постановление не нарушает права Общества.

Третье лицо поддержало позицию Правительства и отметило, что в настоящее время между ним и ФГБОУВВПО "Санкт-Петербургский государственный экономический университет" заключен договор от 22.07.2013 на выполнение работ по технико-экономическому обоснованию коэффициента вида деятельности для организаций, предоставляющих услуги стационарной телефонной связи.

Правительство заявило ходатайство от 06.08.2013 о прекращении производства по делу в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

В связи с тем, что в настоящее время ни одним федеральным законом не предусмотрено отнесение к компетенции арбитражного суда дел об оспаривании нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, заинтересованное лицо полагает, что в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК производство по делу подлежит прекращению.

Арбитражный суд не может согласиться с названным доводом Правительства.

Заявление Общества принято к производству Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области определением от 12.02.2013, то есть в период когда рассмотрение такого заявления было отнесено к компетенции арбитражного суда.

При этом, заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем дело перестало быть подведомственным арбитражному суду.

С учетом изложенного ходатайство Правительства о прекращении производства по делу подлежит отклонению.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, исследовав доказательства, суд находит требования Общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 353 (далее - Постановление от 29.12.2007 N 353) утвержден порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области (далее - Порядок определения размера арендной платы).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 12.12.2012 N 395 (далее - Постановление от 12.12.2012 N 395) в Порядок определения размера арендной платы, утвержденный Постановлением от 29.12.2007 N 353, внесены изменения.

Постановлением от 12.12.2012 N 395, в том числе, утверждена новая формула расчета арендной платы за использование земельного участка (пункт 2.1 Порядка определения размера арендной платы), путем включения в нее дополнительного коэффициента, учитываемого при определении размера арендной платы: А = СSКиКвдаКзКу, где Квда - коэффициент вида деятельности арендатора, определяемый согласно таблице 2 приложения к Порядку.

Кроме того, Порядок определения размера арендной платы дополнен таблицей N 2 в приложении N 2 к Постановлению от 12.12.2012 N 395, содержащей коэффициенты вида деятельности арендатора.

Постановление от 12.12.2012 N 395 опубликовано в газете "Вести" N 189 от 14.12.2012, и вступило в силу с момента его официального опубликования, за исключением таблицы 1 приложения к Порядку (расчетная ставка), которая вступила в силу с 01.01.2013 (пункт 3 Постановления от 12.12.2012 N 395).

В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодека Российской Федерации (далее - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Постановление от 29.12.2007 N 353, Постановление от 12.12.2012 N 395 приняты Правительством Ленинградской области в пределах представленных ему полномочий, опубликованы в официальном порядке, их содержание рассчитано на неоднократное применение и влечет юридические последствия для неопределенного круга лиц, в том числе для заявителя.

В силу пункта 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (при этом законом могут быть установлены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества).

Данная норма является диспозитивной и допускает изменение по соглашению сторон условий договора аренды о размере платы чаще одного раза в год, в том числе и в случае, когда указание на возможность такого изменения в самом договоре аренды отсутствует.

Однако, если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (статьи 310 ГК РФ), то по смыслу пункта 3 статьи 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год (пункт 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).

При этом изменения регулируемой арендной платы (например, изменение формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.11.2011 N 372, Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.12.2011 N 427, вступившему в силу 01.01.2012, в Порядок определения размера арендной платы внесены изменения, в том числе, в части размера расчетной ставки, коэффициента функционального использования, которые являются компонентами формулы определения размера арендной платы.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 12.11.2012 N 346, вступившем в силу со дня его официального опубликования ("Вести", N 178, 20.11.2012), формула расчета арендной платы, установленная Порядком определения размера арендной платы, изложена в новой редакции.

Между тем, Постановлением от 12.12.2012 N 395 опубликованным в газете "Вести" N 189 от 14.12.2012, и вступившем в силу с момента его официального опубликования, за исключением таблицы 1 приложения к Порядку (расчетная ставка), которая вступила в силу с 01.01.2013 (пункт 3 Постановления от 12.12.2012 N 395), снова внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы.

Таким образом, издавая Постановление от 12.12.2012 N 395, изменяющим, в том числе, формулу расчета размера арендной платы, и допускающим применение новой формулы расчета арендной платы к отношениям, возникающим с даты официального опубликования Постановления от 12.12.2012 N 395, Правительством Ленинградской области нарушено требование пункта 3 статьи 614 ГК РФ, выразившиеся в одностороннем изменении чаще 1 раза в год размера арендной платы.

Довод представителя Правительства о невозможности применения к данным правоотношениям части 3 статьи 614 ГК РФ суд отклоняет как неосновательный.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, арбитражный суд не наделен полномочиями по обязанию органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, внести в него изменения или дополнения, направленные на приведение нормативного правового акта в соответствии с актом, имеющим большую юридическую силу, поскольку такие действия суда являлись бы нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт.

Общество также указывает на несоответствие Постановления от 12.12.2012 N 395 части 4 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Арбитражный суд не может согласиться с названным доводом Общества в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, решением Ленинградского областного суда от 09.06.2012 по делу N 3-41/2012, оставленным без изменения определением Верховного суда Российской Федерации, признаны недействующими с момента вступления в силу названного решения пункты 2.1 Порядка определения размера арендной платы в части применения коэффициента функционального использования в формуле при расчете размера арендной платы, пункт 5.12.3 таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы полностью, пункт 5.12.6 таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы в части слов "Антенные сооружения для установки телерадикоммуникационного оборудования" и в части установления коэффициента функционального использования для юридических лиц, зарегистрированных на территории Ленинградской области либо имеющих обособленные подразделения, зарегистрированные на территории Ленинградской области, и являющихся в связи с этим плательщиками налогов и сборов в областной бюджет Ленинградской области равного 30.

При этом, как следует из решения от 09.06.2012 по делу N 3-41/2012 названные выше положения Порядка определения размера арендной платы признаны недействующими, как противоречащие принципу обоснованности и принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы, так как из названного Порядка в целом, неясно, каким образом были определены коэффициенты функционального использования для конкретных видов деятельности арендатора (видов разрешенного использования земельного участка); как содержащие термины, вызывающие неоднозначное толкование; как допускающие неоднократное применение вида разрешенного использования земельного участка для расчета размера арендной платы.

Принятие Постановления от 12.12.2012 N 395, которым, в том числе, утверждена новая формула расчета арендной платы за использование земельного участка (пункт 2.1 Порядка определения размера арендной платы), путем включения в нее дополнительного коэффициента, учитываемого при определении размера арендной платы: А = СSКиКвдаКзКу, где Квда - коэффициент вида деятельности арендатора, определяемый согласно таблице 2 приложения к Порядку, применительно к части 4 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться как преодоление решения суда от 09.06.2012 по делу N 3-41/2012 путем принятия такого же акта в связи со следующим.

Утвержденная Постановлением от 12.12.2012 N 395 формула расчета размера арендной платы не предусматривает применение коэффициента функционального использования земельного участка, а соответственно не допускает неоднократное применение такого критерия как вид разрешенного использования земельного участка для расчета размера арендной платы. Названное постановление не содержит термин "телерадиокоммуникационные услуги" и иных терминов, содержание которых не представлялось возможным установить при рассмотрении дела Ленинградским областным судом, а соответственно принятие Постановления от 12.12.2012 N 395 не может рассматриваться как направленное на преодоление решения суда от 09.06.2012 по делу N 3-41/2012.

Вместе с тем, учитывая, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление от 16.07.2009 N 582) утверждены основные принципы определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Ленинградской области, издавая Постановление от 12.12.2012 N 395, обязано было руководствоваться, в том числе, и названными принципами.

Принцип запрета необоснованных предпочтений, установленный Постановлением от 16.07.2009 N 582, предполагает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Между тем, формула расчета размера арендной платы, утвержденная Постановлением от 12.12.2012 N 395, ставит размер подлежащей уплате арендной платы не только в зависимость от видов деятельности, для осуществления которых используются или предназначены земельные участки, но и непосредственно от вида деятельности самого арендатора земельного участка без учета фактического использования им конкретного земельного участка.

Применение утвержденного оспариваемым постановлением расчета приводит к тому, что при фактическим использовании земельных участков для одних и тех же видов деятельности, отнесенных при этом к одной категории земель, и имеющих одинаковый вид разрешенного использования, для лиц, чьи основные виды деятельности, осуществляемые вне пределов таких участков, различаются, размер арендной платы будет отличаться, что является нарушением принципа необоснованных предпочтений, установленного Постановлением от 16.07.2009 N 582.

Под принципом экономической обоснованности в соответствии с Постановлением от 16.07.2009 N 582 понимается такой принцип, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 11.05.2004 N 209-О, судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположения и зонам территории города отражается.

Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Учитывая, что названная правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации выражена при рассмотрении вопроса о плате за землю в форме земельного налога, она подлежит учету и при рассмотрении обоснованности установления иной формы платы за землю - арендной платы.

Таким образом, если нормативный правовой акт большей юридической силы (Постановление от 16.07.2009 N 582), на соответствие которому проверяется оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельное положение, содержит требование экономической обоснованности оспариваемого акта либо иные требования к основаниям его принятия, арбитражный суд осуществляет проверку соответствия оспариваемого акта или его отдельных положений, в том числе, названным требованиям.