САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2013 года Дело N 3-20/13


[По делу об оспаривании законности пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года N 172 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге"]

___________________________________________________________________
Определением  Верховного Суда РФ от 29.05.2013 N 78-АПГ13-9 решение оставлено без изменения.

____________________________________________________________________


Санкт-Петербургский Городской Суд в лице: судьи Городского суда Гунько Т.А., с участием прокурора Мищенко Е.А., при секретаре Романовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.Т.Е. об оспаривании законности пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года N 172 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге", суд

установил:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года N 172 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" утвержден Порядок предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" (л.д.94-95).

Указанный нормативный правовой акт опубликован в издании "Вестник Администрации Санкт-Петербурга" N 4, 25.04.2012).

Согласно пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" к заявлению прилагаются документы, в том числе "документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге".

Полагая в этой части нормативный правовой акт незаконным и противоречащим Закону Санкт-Петербурга от 06.12.2011 N 810-151 "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге", Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства", поскольку возможность получения материнского сертификата поставлена под условие предоставления документа, подтверждающего регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге", заявитель просит признать его недействующим. При этом заявительница указывает, что является матерью четырех несовершеннолетних детей, имеет свидетельство "Многодетная семья Санкт-Петербурга" N N ... от <дата>, имеет регистрацию по месту пребывания в Санкт-Петербурге, однако не имеет документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства в Санкт-Петербурге, в связи с чем лишается возможности получить сертификат.

В судебном заседании заявленные требования поддержал представитель заявительницы по доверенности Г.Л.А.

Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности Макорта Г.А. полагает заявленные требования необоснованными.

Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А.., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что многодетная семья Г.Л.А. и Г.Т.Е., имеет четырех несовершеннолетних детей: А., <дата> года рождения, К. <дата> года рождения, М., <дата> года рождения и С., <дата> года рождения.

Г.Т.Е. и Г.Л.А. с детьми являются гражданами Российской Федерации с <дата> года (л.д.20), имеют регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге по адресу <адрес> до <дата> года (л.д.10). Иного места регистрации и пребывания, кроме указанного адреса на территории Российской Федерации не имеют.

Согласно свидетельства N ... от <дата> и свидетельства N ... от <дата> (л.д.11, 12) выданных Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга семья заявителя признана многодетной в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга и имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга.

Исходя из положений части 1 статьи 38, части 1 и части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства в соответствии с п.п."ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В соответствии с ч.2 статьи 1 ФЗ от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Исходя из изложенного, реализуя свое право, субъект Российской Федерации - город федерального значения Санкт-Петербург, в соответствии с п.6 ст.19, ст.20 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 предусмотрел дополнительные меры социальной поддержки, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, дачного строительства и получения образования ребенком (детьми) в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их организационно-правовых форм, в виде материнского (семейного капитала) в Санкт-Петербурге, что находится в пределах компетенции Правительства Санкт-Петербурга.

Размер материнского (семейного) капитала в Санкт-Петербурге, категории граждан, имеющих право на предоставление указанной дополнительной меры социальной поддержки, условия и порядок ее предоставления определяются законом Санкт-Петербурга.

Порядок, условия и сроки предоставления мер социальной поддержки семей, имеющих детей устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2011 N 810-151 "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге", а также Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят надлежащим органом - Правительством Санкт-Петербурга в пределах компетенции.

Между тем, предъявляемые требования пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" о том, что к заявлению прилагаются документы, в том числе "документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге" находятся в противоречии с требованиями как федерального законодательства, так закона Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ, статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения и условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд полагает, что предусмотренное в пункте 5 Порядка требование о представлении документов, подтверждающих регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге является нормативным актом, содержащим ограничительное условие, поскольку право на получение сертификата поставлено в зависимость от представления документа, подтверждающего наличие регистрации по месту жительства, является обязательным условием для получения указанного сертификата, что противоречит положению части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и не согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П.

Системный анализ приведенных норм позволяет суду сделать вывод о незаконности положений, содержащихся в п.5 Порядка, что приводит к нарушению прав заявительницы.

Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга, изложенные письменно и в ходе судебного разбирательства суд полагает основанными на ошибочном толковании перечисленных норм законодательства.

На основании изложенного, суд полагает требования заявителя обоснованными.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст.ст.251-253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Г.Т.Е. об оспаривании законности в части пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года N 172 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" удовлетворить.

Признать недействующими в части слова "документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге" пункта 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года N 172 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в издании "Вестник Администрации Санкт-Петербурга".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько

     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт Санкт-Петербургского
городского суда
http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru,
по состоянию на 07.10.2013