Федеральная антимонопольная служба
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

РЕШЕНИЕ

от 12 марта 2012 года по делу N К05-218/11


[О нарушении антимонопольного законодательства]



Резолютивная часть решения оглашена 24 февраля 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 марта 2012 года.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Чащихина С.Г. - заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Рябух Е.Л. - начальник отдела пресечения монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции, член Комиссии;

Осадчая Н.А. - ведущий специалист-эксперт отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии;

рассмотрев дело N К05-218/11, возбужденное по признакам нарушения Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство") (адрес местонахождения: Набережная реки Фонтанки, д.105, Санкт-Петербург, 190031) и обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Центрального района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района") (адрес местонахождения: ул.Моховая, д.8, Санкт-Петербург, 191028) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

в присутствии представителей

ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района":

Макуха В.Л. - ведущий юрисконсульт (на основании доверенности N 367 от 09.08.2011),

Семеновой И.П. - начальник экономической службы (на основании доверенности б/н от 22.02.2012),

в отсутствие представителей: ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", привлеченного к участию в рассмотрении дела N К05-218/11 в качестве ответчика; Жилищного комитета Санкт-Петербурга, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ОАО "ТГК-1"), гр.Смоленцева Б.И. привлеченных к участию в рассмотрении дела N К05-218/11 в качестве заинтересованных лиц, не явившихся на заседание Комиссии, при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания,

установила:

I. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее - Управление) поступили заявления граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в обслуживании ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" (далее - Заявители) на действия ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" по выставлению в счетах за жилищно-коммунальные услуги, оказанные Заявителям в декабре, скорректированной суммы в графе "отопление и горячее водоснабжение", основанием начисления которой указан "квартальный, годовой перерасчет при отсутствии приборов учета".

По мнению Заявителей, расчет скорректированной в декабре 2010 года суммы за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение произведен не в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

II. Позиция ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" по делу N К05-218/11 состоит в следующем.

В соответствии с информацией, представленной письмом ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" от 20.02.2012 исх. N 153/12, население ежемесячно по счету-квитанции оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Оплата поступает на расчетный счет ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" и далее перечисляется поставщику коммунальной услуги.

Счета за потребленную тепловую энергию выставлялись поставщиком в адрес ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" за 2010 год - по домам не оборудованным приборами учета, по фактическому теплоотпуску от источника. По домам, оборудованным приборами учета тепловой энергии по фактическому потреблению, т.е. по показаниям счетчика.

ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" в 2010 году инициировал исковое заявление в Арбитражный суд Санкт-Петербурга о неправомерности применения п.4.9. договора теплоснабжения между ОАО "ТГК-1" и ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района".

Арбитражный суд 3 мая 2011 года вынес решение в пользу ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района". Редакция п.4.9. "при отсутствии у Абонента приборов учета, а также их неисправности свыше 15-ти суток в течение года (с момента допуска узла в эксплуатацию), расчет количества потребляемой тепловой энергии производится по фактическому теплоотпуску, от источника теплоты пропорционально договорной нагрузке Абонента с учетом отключения систем теплопотребления в расчетном периоде". В соответствии с вынесенным решением в адрес ОАО "ТГК-1" направлена имущественная претензия на сумму 61143,7 тыс.рублей. Акты сверки по объемам и суммам потребленной тепловой энергии оформляются со стороны управляющей организации с учетом разногласий.

Основными причинами возникновения разницы между суммами, выставленных счетов в адрес управляющей организации поставщиком услуги и начисленных населению по услуге отопления и горячего водоснабжения являются:

- в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепла, расчет производился по фактическому теплоотпуску от источника, в пропорции к договорным нагрузкам;

- теплоснабжающими организациями не учитывается факт наличия индивидуальных (квартирных) приборов учета и их показания;

- теплоснабжающая организация не учитывает сумму перерасчетов, произведенных управляющей организацией гражданам, проживающим в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.

Текущее начисление гражданам, проживающим в многоквартирных домах, за услугу "отопление" в декабре 2010 года проводилось в соответствии с распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга N 196-р от 07.12.2009 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Санкт-Петербурга" и N 199-р от 14.12.2009 "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению".

В соответствии с информацией, представленной письмом ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" от 12.12.2011 исх. N 32-919/11, расчет сумм платежей за жилое помещение и коммунальные услуги населению производится ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" на основании агентского договора N 492/1-6/09 на комплексное обслуживание управляющей компании по расчетам с населением, ресурсоснабжающими организациями и поставщиками услуг от 30.06.2008 (далее - Агентский договор) заключенного с ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района".

Ежемесячные показания общедомовых приборов учета теплоснабжения в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" не передавались, расчет за потребленную тепловую энергию проводился в соответствии с утвержденными нормативами.

В декабре 2010 года в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила) была произведена корректировка платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года. Всего за период 2009-2010 гг. недобор по отоплению и горячему водоснабжению составил 34929,1 тыс.рублей.

Всего сумма корректировки за отопление и горячее водоснабжение населению, проведенной в декабре 2010 года составила 29225759,01 руб., что не превысило месячного начисления гражданам. В июне 2011 года по решению Дзержинского суда был произведен перерасчет по всем домам, не оборудованным приборами учета тепловой энергии и по части домов, где общедомовые узлы тепла были установлены в период с 01.10.2009 по 30.09.2010. Сумма перерасчета составила 24572196,01 руб., был произведен возврат сумм корректировки за отопление и горячее водоснабжение.

III. Позиция ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" по делу N К05-218/11 состоит в следующем.

В соответствии с информацией, представленной письмом ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" от 27.04.2011 исх. N 2484, заказчиком услуг по расчету сумм платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, формированию и печати "Счета за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги" (далее - Счет) являются управляющие организации.

Управляющая организация по договору поручает ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" производить расчет, формирование, печать, сбор и обработку Счетов населения, проживающего в жилых помещениях частного жилищного фонда в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении управляющей организации. ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" осуществляет расчет сумм платежей на основании действующего законодательства и предоставляемой управляющей организацией информации посредством АРМ "Бухгалтер".

Руководствуясь сведениями, внесенными посредством программного продукта АРМ "Бухгалтер" уполномоченными сотрудниками управляющих организаций, ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" произвело корректировку размера платы за услугу "отопление" в соответствии с положениями вышеуказанных Правил. Полномочиями, необходимыми для проверки достоверности указанных сведений, ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" не располагает.

Информация о наличии в многоквартирных домах приборов учета управляющими организациями посредством АРМ "Бухгалтер" в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" не представлена. Соответственно расчет корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" производился исходя из отсутствия общедомового прибора учета.

Изготовленные счета ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" передает заказчику - управляющей организации во исполнение договора, заключенного между ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" и управляющей организацией.

ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" не имеет договорных отношений с гражданами и не оказывает им услуг, в том числе по начислению платы. Также своими действиями ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" не нарушает прав управляющих организаций, так как до настоящего времени отсутствуют судебные акты, свидетельствующие о том, что корректировка размера платы за отопление признана незаконной.

IV. Материалы дела N К05-218/11 подтверждают следующие обстоятельства.

1. В декабре 2010 года жильцы многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района", получили Счета-квитанции за жилищно-коммунальные услуги, оказанные населению в декабре, в графе "отопление и горячее водоснабжение" которых была выставлена скорректированная сумма, основанием начисления которой указан "квартальный, годовой перерасчет при отсутствии приборов учета".

ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" заключен агентский договор с ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" на комплексное обслуживание УК по расчетам с населением, ресурсоснабжающими организациями и поставщиками услуг, в соответствии с которым расчет стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также включение в Счета-квитанции за жилищно-коммунальные услуги гражданам перерасчетов осуществляется ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" на основании данных, предоставляемых ООО "Жилкомсервис N 1 Центрального района" посредством установленного программного продукта АРМ "Бухгалтер".

2. ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" является предприятием, осуществляющим информационно-вычислительное обслуживание жилищно-эксплуатационных организаций на основании предоставленной ими информации, то есть выполняет функции расчетно-кассового центра в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Действия по формированию и печати платежного документа "Счет" ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" производит в соответствии с заключенными договорами с жилищно-эксплуатационными организациями, осуществляющими организацию управления многоквартирных домов.

По данным проведенного Управлением анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по организации расчетов с населением (в т.ч. по расчету жилищных и коммунальных платежей населению) в географических границах, совпадающих с административными границами г.Санкт-Петербург:

рынок является конкурентным, участники рынка - ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", ООО "Центр коммунальных платежей", ООО "Расчетно-коммунальный центр", ООО "Эллис ИТ" и т.д.;

доля ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" (на 25.02.2011) на указанном рынке составляет более 50%;

Таким образом, ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" является доминирующим хозяйствующим субъектом на рынке услуг по организации расчетов с населением (в т.ч. по расчету жилищных и коммунальных платежей населению) в географических границах, совпадающих с административными границами г.Санкт-Петербург.

ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" производит действия по формированию и печати платежного документа "Счет" в соответствии с договорами, заключенными с жилищно-эксплуатационными организациями, осуществляющими организацию управления многоквартирных домов.

3. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 15, 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 (далее - Правила), размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

При наличии в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета, в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется по формуле:

, (1)


где: - общая площадь жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв.м);

- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

При этом, размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год может корректироваться исполнителем по формуле:

, (2)


где: - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв.м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв.м);

- общий размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в жилом помещении определяется по формуле:

, (7)


где: - общая площадь жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв.м);

- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв.м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле (1).

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома (руб.) по формуле:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»