Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 450-ПП

2. Прогноз развития системы образования города Москвы


Планируемые результаты и показатели

Тенденции и перспективы развития города Москвы, определяющие новые задачи системы образования

Определение целей и задач Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" (далее - Государственная программа) исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив города Москвы как активно развивающегося мегаполиса с сильной динамикой демографических, социально-экономических, культурных процессов.

Демографические тенденции (высокий уровень рождаемости в последние годы, интенсификация притока мигрантов) обуславливают рост потребности населения города Москвы в образовательных услугах.

Для обеспечения доступности дошкольного образования с учетом демографических процессов по "среднему" прогнозному сценарию рождаемости и запланированного роста охвата детей разными формами дошкольного образования к 2016 году необходимо ежегодно увеличивать число мест в дошкольных образовательных учреждениях в среднем на 4%. При этом рациональной стратегией является поиск разнообразных вариантов обеспечения детей услугами дошкольного образования и развития, в т.ч. за счет услуг негосударственного сектора. Численность обучающихся общеобразовательных учреждений города Москвы к 2016 году увеличится более чем на 14% по сравнению с 2011 годом, т.е. среднегодовой прирост численности обучающихся общеобразовательных учреждений составит около 3%.

Город Москва является лидером по количеству молодежи, приезжающей учиться в вузы (не менее 14% от общей численности студентов вузов), поэтому даже в условиях сокращения численности российской молодежи в возрасте 15-23 лет спрос на места в московских вузах ожидается высоким.

Сохраняющийся значительный приток мигрантов требует не только мест в государственных образовательных учреждениях, но и механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и интеграцию в культуру города Москвы.

Социальная дифференциация населения города Москвы, различия в социальном и культурном капитале семей определяют неоднородность социального заказа к образованию, различия в критериях и возможностях выбора учреждения для получения образования. Система образования начинает воспроизводить и закреплять существующую стратификацию общества ("непрестижные" и "престижные" общеобразовательные учреждения). Растет конкуренция семей за место для обучающихся в государственных образовательных учреждениях, известных качеством образования и предоставляющих широкий выбор дополнительных образовательных услуг. Это стимулирует данные государственные образовательные учреждения к выстраиванию системы барьеров для поступления и отбора обучающихся с нарушением законодательства, создает почву для коррупции. Родители, не удовлетворенные образованием в общеобразовательных учреждениях по месту жительства, устраивают детей в общеобразовательные учреждения в других районах и даже в других административных округах города Москвы, тем самым усиливая транспортные трудности. Подобное положение дел уже сегодня выступает основанием для конфликтов в молодежной среде и несет в себе существенные риски для перспектив социального развития города Москвы.

Градостроительные перспективы города Москвы ставят задачу формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры в районах застройки, обеспечивающей комплексную доступность образовательных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Создание многоуровневых образовательных комплексов, а также формирование кампусов вузов и колледжей как новых центров социально-культурной и молодежной активности в пространстве города Москвы будет способствовать повышению привлекательности районов города Москвы с массовой жилой застройкой и снижению транспортной нагрузки.

Экономические перспективы города Москвы в формировании инновационной экономики.

Городу Москве необходимо удовлетворить потребности в профессиональных кадрах, способных творчески мыслить и находить нестандартные решения в следующих ключевых направлениях:

- развитие кадрового потенциала, обладающего знаниями, необходимыми для работы в инновационных секторах экономики, в малом и среднем бизнесе;

- развитие инфраструктуры города Москвы в соответствии с передовыми международными стандартами;

- опережающее развитие образования, медицины, спорта, культуры, творческих индустрии, туризма, ресторанов, музеев, дизайна, моды, медиа, рекламы, коммуникации и других секторов "сервисной экономики" как для повышения качества жизни населения города Москвы, так и для формирования новой доходной базы бюджета города Москвы в 10-20-летней перспективе.

Инновационная экономика также требует от индивидуума постоянного приобретения новых знаний и совершенствования навыков через систему непрерывного образования.

Чтобы стать ресурсом экономического развития города Москвы, система высшего профессионального образования должна существенно увеличить внебюджетные доходы (в том числе через экспорт интеллектуальных услуг), укрепить связь с рынком труда, сориентировать студентов и работников на реализацию проектов, направленных на решение проблем развития города Москвы.

Система профессионального образования может существенно увеличить непосредственное производство знаний и технологий при условии создания сети инновационных парков и организаций.

Развитие города Москвы как международного финансового центра предъявляет следующие требования к образовательной системе: доступность информации об образовательных услугах на иностранных языках, возможность изучения русского языка как иностранного, наличие сертифицированных по международным стандартам государственных образовательных учреждений с преподаванием предметов на иностранных языках, возможность для профессионалов повышать квалификацию, наличие вузов с мировым признанием, реализация эффективных программ изучения иностранных языков детьми, молодежью и взрослым населением города Москвы.

Перспективы развития города Москвы как многокультурного города с неизбежно высокими социальными и информационными рисками требуют от системы образования новых подходов к социализации и процессу формирования идентичности все более культурно диверсифицированного подрастающего поколения.

Стремительные и фундаментальные изменения социально-политической и экономической системы обусловили кризис культурной, гражданской и личностной идентичности. Прямым его следствием является рост социальной дезадаптации, оторванности и обособленности от общества, девиантного и антиобщественного поведения, межэтнической напряженности, высокая степень конфликтности и агрессии, социального инфантилизма и зависимостей как у взрослых, так и у подрастающего поколения.

Задачей образования становится формирование способностей к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию, формирование межкультурной коммуникативной компетентности и толерантности.

Усилиями государственных образовательных учреждений в партнерстве с органами власти и общественными организациями должна быть выстроена комплексная система психолого-педагогической, правовой и реабилитационной поддержки и кризисной помощи детям групп социального риска.

В городе Москве в высокой степени развита индустрия досуга детей и молодежи. Усиление образовательного и социализационного потенциала этой сферы является новой задачей системы образования.

В целом система образования города Москвы может и должна стать средством воспроизводства культуры города Москвы, консолидации сообщества города Москвы, повышения социальной удовлетворенности населения.

Укрепление роли города Москвы как культурной и образовательной столицы Российской Федерации требует занятия лидирующих позиций в процессах модернизации российского образования через разработку и распространение новых образовательных технологий, создание площадок обмена передовыми практиками образования.

Таким образом, перспективы развития города Москвы ставят перед системой образования города Москвы следующие задачи:

- обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями рынка труда;

- реализация программ образовательной и культурной интеграции мигрантов;