Недействующий
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2012 года N 1053/32

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы"

(с изменениями на 6 мая 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Московской области
 от 27 декабря 2013 года N 1158/57

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 6 мая 2013 года N 288/17 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 91, 24.05.2013 (начало), Ежедневные Новости. Подмосковье, N 96, 31.05.2013 (окончание).

____________________________________________________________________

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 14.03.2012 N 289/9 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы" Правительство Московской области

постановляет:

Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы".

Вице-губернатор -
Председатель
Правительства
Московской области
А.В.Шаров

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Московской области
от 28 августа 2012 года N 1053/32
(В редакции, введенной в действие
постановлением Правительства
Московской области
 от 6 мая 2013 года N 288/17
. -
См. предыдущую редакцию)

     

Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы"

     

     

Паспорт долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы"

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

Закон Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области";
Закон Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области";
постановление Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации";
постановление Правительства Московской области от 14.03.2012 N 289/9 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы"

Государственный заказчик Программы

Министерство экономики Московской области

Разработчик Программы

Министерство экономики Московской области

Цель Программы

Повышение конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях экономики Московской области за счет создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности

Задачи Программы

Обеспечение доступности производственной и высокотехнологической инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Московской области

Сроки реализации Программы

2013-2016 годы

Исполнители Программы

Министерство экономики Московской области;
Министерство инвестиций и инноваций Московской области;
Министерство социальной защиты населения Московской области;
Министерство здравоохранения Московской области;
Министерство образования Московской области;
Министерство культуры Московской области;
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области;
Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области;
муниципальные образования Московской области;
организации, определяемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, составляет 7376668 тысяч рублей, в том числе по годам:
2013 год - 1691194 тысячи рублей;
2014 год - 1803845 тысяч рублей;
2015 год - 1894400 тысяч рублей;
2016 год - 1987229 тысяч рублей

Объем средств бюджета Московской области, направляемых на реализацию мероприятий Программы, составляет 2329047 тысяч рублей, в том числе по годам:
2013 год - 534000 тысячи рублей;
2014 год - 569539 тысяч рублей;
2015 год - 598100 тысяч рублей;
2016 год - 627408 тысяч рублей

Объем средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий Программы, составляет 4848465 тысяч рублей, в том числе по годам:2013 год - 1111766 тысяч рублей;
2014 год - 1185653 тысячи рублей;
2015 год - 1245019 тысяч рублей;
2016 год - 1306027 тысяч рублей

Объем средств бюджетов муниципальных образований Московской области, направляемых на реализацию мероприятий Программы, составляет 199156 тысяч рублей, в том числе по годам:2013 год - 45428 тысяч рублей;
2014 год - 48653 тысячи рублей;
2015 год - 51281 тысяча рублей;
2016 год - 53794 тысячи рублей.

Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы)

Темп роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и инноваций 110 процентов;
     количество бизнес-инкубаторов, технопарков, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства 25 единиц;
     объём привлечённых финансовых ресурсов субъектами малого и среднего предпринимательства под гарантии, предоставленные некоммерческой организацией "Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства" 10,7 млрд. рублей;
     доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте по полному кругу предприятий Московской области 37,0 процента;
     темп роста объема инвестиций в основной капитал малых предприятий 119 процентов;
     увеличение доли налогов, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства, в общих налоговых доходах бюджета Московской области до 20 процентов;
     число созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими поддержку 7300 единиц;
     доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в Московской области 43 процентов;
     среднемесячная заработная плата работников малых и средних предприятий в Московской области 37 тыс. рублей;
     количество малых и средних предприятий в Московской области на 100 тысяч жителей 1200 единиц;
     количество центров, оказывающих информационно-консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства 54 единицы

     

     

1. Термины и определения


Для целей настоящей Программы используются следующие термины и определения:

Технопарк - имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м. Резидентами технопарка являются малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы и иные объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Инновационная организация - юридическое лицо, осуществляющее инновационную деятельность, направленную на:

создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

Резидент промышленного парка - хозяйствующий субъект, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования Московской области, в границах которого расположен промышленный парк, и заключивший соглашение о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности на территории промышленного округа.

Социальное предпринимательство - деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающийся социально ответственной деятельностью, направленной на решение социальных проблем.

Сельский (деревенский) туризм - деятельность по организации отдыха туристов в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия (агротуризм), ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности.

Экологический туризм - природоориентированная туристская деятельность, имеющая целью организацию отдыха или получение естественнонаучных или практических знаний и опыта, не наносящая вред природной среде.

Высокотехнологическая компания - организация, реализующая в производственном процессе передовой технологии, в следующих отраслях, аэрокосмическую, химическую и фармацевтическую промышленность, атомную энергетику, производство электронно-вычислительной военной техники и телекоммуникации.

Организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства - центры коммерциализации технологий, центры территориальных, промышленных, инновационных и логистических кластеров, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции, центры субконтрактации, центры трансферта технологий.

Гранты начинающим малым инновационным компаниям - субсидии, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, действующим менее 1 года, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Субсидии предоставляются в рамках мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, осуществляемых Минэкономразвития России.

2. Характеристика проблемы в сфере развития малого и среднего предпринимательства


Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике Московской области. По итогам 2011 года:

численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства составляет более 779 тыс. человек, что составляет свыше 35 процентов от всех рабочих мест в области (по состоянию на 01.01.2012);

суммарный оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей, превысил 1,77 трлн. руб. (оборот малых и микропредприятий составил 75 процентов от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства или 1,32 трлн. руб.).

По итогам 2011 года структура малых и средних предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности сложилась следующим образом:

32,1 процента составляют предприятия оптовой и розничной торговли;

18,8 процента - в сфере обрабатывающих производств;

18,4 процента - предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг;

12,8 процента - строительные предприятия;

6,9 процента - предприятия транспорта и связи;

2,0 процента - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

0,9 процента - предприятия, занятые в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды;

8,1 процента - прочие предприятия.

По итогам 2011 года в Московской области насчитывалось около 62 тыс. микропредприятий, суммарный годовой оборот которых составил около 500 млрд. рублей. На микропредприятиях занято 25 процентов от общей численности работающих на субъектах малого и среднего предпринимательства. Доля оборота микропредприятий составляет 21 процент от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области (7,1 процента от общего оборота предприятий Московской области).

По итогам 2011 года в Московской области насчитывалось около 15 тыс. малых предприятий, суммарный годовой оборот которых составил более 800 млрд. руб. На малых предприятиях занято более 42 процентов от общей численности работающих на субъектах малого и среднего предпринимательства. Доля оборота малых предприятий составляет 53 процента от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области (11,3 процента от общего оборота предприятий Московской области).

По итогам 2011 года в Московской области насчитывалось 1963 средних предприятия, суммарный годовой оборот которых составил 242 млрд. руб. На средних предприятиях занято 12 процентов от общей численности работающих на субъектах малого и среднего предпринимательства. Доля оборота средних предприятий составляет 16 процентов от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области (3,4 процента от общего оборота предприятий Московской области).

Число фактически действовавших индивидуальных предпринимателей в 2011 году составило более 167 тыс. единиц, а их суммарный объем выручки - около 146 млрд. руб. Индивидуальные предприниматели составляют 21 процент от общей численности работающих на субъектах малого и среднего предпринимательства. Доля оборота индивидуальных предпринимателей составляет 10 процентов от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области (2,1 процента от общего оборота предприятий Московской области).

В то же время потенциал развития малого и среднего предпринимательства в Московской области в настоящее время реализован далеко не полностью:

численность занятого населения в сфере малого и среднего предпринимательства в Московской области составляет 35 процентов от общей численности занятого населения, что в полтора-два раза ниже чем в странах западной Европы;

по экспертным оценкам, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют долю произведенной продукции в структуре валового регионального продукта Московской области около 18 процентов, что в 2,8 раза ниже, чем в США и 3,3 раза ниже, чем в Китае.

На сегодняшний день основными барьерами, которые препятствуют развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области, являются:

снижение доступности производственных площадей в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды;

недостаток в обеспеченности услугами инфраструктурных объектов, в первую очередь в области инноваций и промышленного производства, таких как центров коммерциализации технологий, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна;

административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности;

неразвитость системы информационно-консультационной поддержки;

ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и высокой стоимостью банковских кредитов;

сложность доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к рынкам сбыта, в том числе зарубежным и региональным, что объясняется меньшими возможностями и финансовыми ресурсами большинства субъектов малого и среднего предпринимательства в сравнении с крупными предприятиями.

В целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области в ходе реализации предыдущей программы с 2010 года действуют некоммерческая организация "Московский областной фонд развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Фонд микрофинансирования) и некоммерческая организация "Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Гарантийный фонд).

По итогам 2010-2012 годов Гарантийный фонд заключил 382 договора поручительства с субъектами малого и среднего предпринимательства на сумму 1,74 млрд. рублей, что позволило привлечь в экономику Московской области 4,07 млрд. рублей кредитных ресурсов.

За тот же период Фонд микрофинанстрования заключил с субъектами малого и среднего предпринимательства 457 договоров на предоставление микрозаймов (до 1,0 млн. рублей) на сумму 366,71 млн. рублей.

Кроме того, с 2010 года в Московской области действует некоммерческая организация "Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Московской области" (далее - Фонд инвестиций). Основной целью Фонда инвестиций является развитие в Московской области инфраструктуры инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства. Фонд инвестиций располагает капиталом в размере 200 млн. рублей.

В отраслевой структуре субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области есть целый ряд сегментов, некоторые из которых имеют значительный потенциал для предпринимательской деятельности и высокую социальную значимость, но в настоящее время развиты не в полной мере.

Сравнение Московской области со странами западной Европы показывает, что доля торговли и строительства в структуре субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области значительно выше.

В то же время, в сфере услуг, обрабатывающих производств, здравоохранения, социальных услуг доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области значительно ниже по сравнению с развитыми странами западной Европы.

Анализ структуры основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (число занятых, оборот, уровень средней заработной платы) по видам экономической деятельности показывает, что в Московской области обрабатывающие производства, находясь на 1 месте по числу занятых (27 процентов от общего количества занятых в малом и среднем предпринимательстве) демонстрируют далеко не ведущие показатели по обороту, почти в 2 раза отставая от предприятий оптовой и розничной торговли, и имея 4 место по показателю средней заработной платы, отставая от сферы операций с недвижимым имуществом, транспорта и связи и сельского хозяйства. Налицо диспропорция между уровнем занятости и объёмом произведённой продукции. Необходимо отметить, что по статистическим данным количество таких предприятий за период 2011-2012 года снизилось более чем на 20 процентов. Поэтому в качестве основного приоритета необходимо выбрать создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих производствах, что позволит увеличить отдачу от их деятельности и поднять уровень заработной платы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»