Правительство Москвы
КОМПЛЕКС ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

     

     

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Мэра Москвы
в Правительстве Москвы
П.П.Бирюков
27 октября 2009 года

     

Временный порядок обеспечения безопасной организации работ на проезжей части дорог и магистралей в городе Москве

     

     

1. Общие положения

     

1.1. Область применения и порядок распространения

1.1.1. Временный порядок обеспечения безопасной организации работ на проезжей части дорог и магистралей в городе Москве (далее - Временный порядок), разработан на основе действующего законодательства, стандартов безопасности труда, строительных норм и правил и других нормативных правовых актов по охране труда.

Временный порядок определяет основные требования охраны труда и организацию движения транспортных средств и пешеходов в местах производства дорожных работ, а также мероприятия обеспечивающие безопасность на проезжей части дороги.

На предприятиях, помимо положения настоящего Временного порядка, должны выполняться государственные нормативные требования охраны труда, установленные нормативными актами: МВД России, Ростехнадзора России, Госстандарта России, Госстроя России, Минздравсоцразвития России, Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, а также других органов, осуществляющих государственный и общественный контроль в части, касающейся обеспечения безопасности и организации движения при производстве работ на проезжей части дорог.

1.1.2. Временный порядок действует на территории города Москвы и обязателен для работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), учреждений и организаций всех сфер хозяйственной деятельности, форм собственности и организационно-правовых форм, занятых работами на проезжей части дорог и прилегающих к ним частях, а также для организаций, осуществляющих контроль безопасного их ведения и организации движения.

1.1.3. Временный порядок рекомендуется к применению в других отраслях, проводящих работы на автомобильных дорогах города Москвы.

1.1.4. Положения и инструкции по охране труда на предприятиях ЖКХ города Москвы должны быть приведены в соответствие с Временным порядком.

1.1.5. Безопасность выполнения работ на проезжей части дороги должна обеспечиваться комплексом организационных и технических мер, а также контролем соблюдения требований охраны труда и безопасности движения.

1.2. Термины и определения

1.2.1. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

1.2.2. Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

1.2.3. Безопасность дорожного движения - качество дорожного движения, определяемое уровнем аварийности.

1.2.4. Знаки дорожные, информационные щиты и указатели - элементы обстановки дорог, содержащие условные обозначения или надписи, информирующие участников дорожного движения об условиях движения, его особенностях и необходимых режимах, а также о маршруте следования.

1.2.5. Наряд-допуск - задание на производство работы повышенной опасности, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и работников, ответственных за безопасное ее выполнение.

1.2.6. Работы повышенной опасности - работы, до начала выполнения которых необходимо осуществить ряд обязательных организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работников при выполнении этих работ.

1.2.7. Долговременные работы - работы, проводимые на проезжей части дорог в сроки, определенные проектными решениями, технологическими картами или другими документами и рассчитанные на срок свыше одних суток (строительство, капитальный ремонт и т.п.).

1.2.8. Краткосрочные работы - работы на проезжей части дорог (стационарные, передвижные, подвижные), проводимые в течение суток. После их окончания проезжая часть и обочины освобождаются от автотранспорта, спецмашин и механизмов, инвентаря, дорожных знаков и возобновляется беспрепятственное движение транспортных средств по всей ширине проезжей части.

1.2.9. Стационарные работы - работы, проводимые на проезжей части дорог на постоянном месте (без перемещения).

1.2.10. Передвижные работы - работы на участке проезжей части дорог с пошаговым перемещением (с кратковременными остановками);

1.2.11. Подвижные работы - работы, выполняемые рабочими и дорожными машинами в движении.

1.2.12. Аварийные работы - работы связанные с локализацией и ликвидацией аварий техногенного и природного характера.

1.2.13. Дорожные машины - машины, средства механизации, применяемые для выполнения комплекса работ при строительстве, содержании и ремонте дорог, инженерных коммуникаций и сооружений.

1.2.14. Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

1.2.15. Зона производства дорожных работ - участок дороги между первым дорожным знаком, предупреждающим о ведущихся на дороге работах, и последним дорожным знаком, отменяющим вводимые на участке дороги ограничение в режимах движения транспортных средств.

1.2.16. Рабочая зона - участок дороги в зоне производства дорожных работ, на котором проводятся дорожные работы.

1.3. Опасные и вредные производственные факторы

1.3.1. При производстве работ на проезжей части дорог работники предприятий могут быть подвержены воздействию опасных и вредных производственных факторов.

1.3.2. Основные опасные и вредные производственные факторы:

- движущиеся транспортные средства, дорожные машины и механизмы;

- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

- подвижные части производственного оборудования;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенный уровень вибрации;

- повышенная или пониженная подвижность воздуха;

- повышенная или пониженная влажность воздуха;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

- работа с химическими веществами;

- отлетающие предметы;

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

1.4. Перечень видов и мест производства работ

1.4.1. Настоящим Временным порядком при производстве работ на проезжей части дорог предусмотрены следующие виды работ:

- долговременные работы;

- краткосрочные работы (работы подвижные, передвижные и стационарные);

- аварийные работы.

Места производства работ:

- проезжая часть;

- межпарапетное пространство;

- работы в зоне трамвайных и троллейбусных путей;

- специальные площадки для аварийной остановки автомобилей;

- отстойно-разворотные площадки общественного транспорта;

- тротуары;

- остановки общественного транспорта;

- разделительные полосы;

- парковки;

- обочины;

- транспортные тоннели;

- путепроводы;

- эстакады;

- пешеходные тоннели;

- пешеходные переходы;

- гидротехнические сооружения (ГТС);

- камеры и колодцы.

1.5. Основные задачи и принципы организации движения в местах производства работ на проезжей части дорог

1.5.1. Основными задачами организации движения в местах производства работ на проезжей части дорог являются:

- предупреждение водителей и пешеходов об изменении условий дорожного движения;

- обозначение направлений объезда препятствий на проезжей части дороги, а при объезде ремонтируемого участка - его маршрут;

- создание безопасных условий труда для работников, проводящих дорожные и иные работы;

- организация безопасного движения транспортных средств и пешеходов как на подходах, так и на самих участках проведения дорожных и иных работ.

1.5.2. Выполнение указанных задач решается с помощью временных технических средств организации движения и ограждения мест производства работ на проезжей части дороги, вид которых выбирается в соответствии с местом, характером проводимых работ и дорожными условиями. Средствами организации движения в местах производства работ на проезжей части дорог являются:

- временные дорожные знаки;

- временная разметка проезжей части;

- освещение;

- ограждающие и направляющие устройства и другие технические средства;

- регулировщики дорожного движения.

1.5.3. Зона производства работ на проезжей части дорог условно состоит из следующих функциональных частей:

- участок предупреждения водителей транспортных средств о проведении работ на проезжей части дороги и установления безопасного режима движения;

- участок отгона транспортных средств. Обеспечивает плавный перевод транспортных средств с полосы, занятой дорожными работами, на свободную полосу в объезд рабочей зоны путем использования ограждающих устройств, конусов, пластин и т.д. На участке отгона для отклонения транспортного потока могут устанавливаться соответствующие дорожные знаки. Длина участка отгона определяется в соответствии с приложением N 1;

- буферная зона. Обеспечивает безопасность от воздействия транспортных средств, случайно не изменивших траекторию движения;

- рабочая зона. В ней должны находиться материалы, механизмы и рабочие. Ограждается от транспортных средств и пешеходов;

- участок возврата транспортных средств на полосу движения, где снимаются ранее установленные ограничения на движение транспортных средств.

Участок предупреждения

Участок отгона

Буферная зона

Рабочая зона

Участок возврата

Зона производства дорожных работ



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»