ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2017 года N 628-ПП

О ДОКЛАДЕ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" ПО ИТОГАМ 2016 ГОДА


В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области", рассмотрев подготовленный Министерством общего и профессионального образования Свердловской области доклад "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области" по итогам 2016 года, Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Принять к сведению доклад "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области" по итогам 2016 года (прилагается).

2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области обеспечить информирование органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, общественных организаций и населения Свердловской области об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области по итогам 2016 года.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В.Крекова.

4. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).


Временно исполняющий обязанности
Губернатора Свердловской области
Е.В.Куйвашев



К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 31 августа 2017 года N 628-ПП

ДОКЛАД "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" ПО ИТОГАМ 2016 ГОДА



 Введение


Ежегодный доклад "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области" (далее - доклад) по итогам 2016 года подготовлен Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 13.05.2013 N 605-РП "Об утверждении порядка подготовки, структуры и содержания ежегодного доклада "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области".

В докладе представлен анализ состояния системы отдыха и оздоровления детей в Свердловской области (далее - система отдыха и оздоровления детей), который включает в себя анализ эффективности реализации нормативных правовых актов Правительства Свердловской области по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей; анализ результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и иных организаций, деятельность которых направлена в том числе на реализацию услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской области; отражены существующие проблемы и перспективы развития.

Доклад подготовлен в целях обеспечения федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, а также организаций и граждан объективной систематизированной аналитической информацией об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области. Доклад не только представляет информацию, востребованную различными категориями населения, но и является средством привлечения внимания общественности, различных социальных групп к проблемам отдыха и оздоровления детей, к участию в управлении системой отдыха и оздоровления детей. Новое качество диалога общества и системы отдыха и оздоровления детей на всех ее уровнях возможно лишь при условии ежегодной подготовки, публикации и распространения информации о состоянии и результатах деятельности системы отдыха и оздоровления детей.

Подготовка доклада осуществлена на основе статистических и информационно-аналитических материалов, представленных Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Министерством социальной политики Свердловской области, Министерством здравоохранения Свердловской области, Министерством культуры Свердловской области, Министерством физической культуры и спорта Свердловской области, Министерством транспорта и связи Свердловской области, Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Департаментом по труду и занятости населения Свердловской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ГУ МЧС России по Свердловской области), Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее - ГУ МВД России по Свердловской области), Управлением Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области, а также администрациями управленческих округов Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Подобный подход к отбору информационных источников обусловлен комплексным характером процессов, происходящих в системе отдыха и оздоровления детей, необходимостью решения ряда вопросов в рамках многостороннего сотрудничества.

В докладе представлены показатели демографического и социально-экономического контекста развития системы отдыха и оздоровления детей Свердловской области, раскрыт спектр услуг, предоставляемых детям в организациях отдыха детей и их оздоровления, освещены вопросы организации питания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, обеспечения безопасности детей во время их отдыха и оздоровления, социального партнерства и межведомственного взаимодействия в сфере отдыха и оздоровления детей, систематизированы сведения о финансировании организаций отдыха детей и их оздоровления. В документе дается характеристика финансовых, материально-технических, информационных, кадровых ресурсов системы отдыха и оздоровления детей. При подготовке доклада оценка состояния системы отдыха и оздоровления детей и результатов ее функционирования осуществляется в контексте муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Основными задачами развития системы отдыха и оздоровления детей в 2016 году являлись:

1) сохранение количества организаций отдыха детей и их оздоровления в Свердловской области и недопущение их перепрофилирования;

2) укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры детского отдыха;

3) обеспечение безопасности детей в период проведения детской оздоровительной кампании и при их перевозке до места отдыха и обратно;

4) увеличение количества детей, охваченных летним отдыхом и оздоровлением в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей;

5) активизация работы по развитию студенческих педагогических отрядов с целью привлечения компетентных и инициативных кадров;

6) обеспечение разносторонних досуговых мероприятий для раскрытия потенциала у детей и возможности для самореализации и роста.

Доклад адресован исполнительным органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организациям и гражданам.

В приложениях к докладу приведен перечень основных нормативных правовых актов, принятых в Свердловской области, по вопросам организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Свердловской области (приложение N 1), отражена информация о достижении целевых показателей, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2012 N 1484-ПП "О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года" (приложение N 2), информация о достижении целевых показателей охвата отдыхом и оздоровлением детей по муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, ежегодно устанавливаемых Правительством Свердловской области (приложения N 3-6), данные Министерства социальной политики Свердловской области (приложения N 7-10), данные Министерства культуры Свердловской области по культурно-досуговой организации отдыха и оздоровления детей (приложение N 11).


Раздел 1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОТДЫХЕ И ОЗДОРОВЛЕНИИ В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД


В 2016 году детская оздоровительная кампания Свердловской области осуществлялась в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ), Постановлениями Правительства Свердловской области от 21.12.2012 N 1484-ПП "О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года", от 09.04.2015 N 245-ПП "О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской области в 2015 - 2017 годах".

Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Свердловской области, является непрерывным продолжением образовательно-воспитательного процесса.

В течение 20 лет наблюдения Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области за состоянием здоровья детей, находящихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, социальное обслуживание, в Свердловской области отмечается постоянная тенденция к росту уровня острой заболеваемости детей школьного возраста, а также увеличивается число детей, имеющих хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Уровень поражения детей хроническими заболеваниями ежегодно возрастает на 3-5 процентов. По данным диспансеризации, хронические заболевания имеют 21 процент школьников, отклонения в состоянии здоровья - 55,1 процента школьников.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на детей действуют одновременно несколько неблагоприятных факторов - высокая учебная нагрузка, нарушение режима питания, дискомфортный тепловой режим, низкая двигательная активность, нерационально подобранная мебель.

В Свердловской области в 2016 году проживал 445221 ребенок школьного возраста, подлежащий отдыху и оздоровлению, из них:

от 6,5 до 10 лет - 191445 детей;

от 11 до 15 лет - 213706 детей;

от 16 до 18 лет - 40070 детей.

В ходе детской оздоровительной кампании в 2016 году организованными формами отдыха и оздоровления детей в Свердловской области был охвачен 372261 ребенок, что составило 83,6 процента от численности населения в возрасте от 6,5 до 18 лет.

Динамика количества детей, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления детей в Свердловской области, представлена на рисунке 1*.

   ________________

* Рисунок в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Данная диаграмма свидетельствует о снижении в 2016 году на 4,4 процента в сравнении с 2015 годом количества детей, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления (далее - оздоровленные дети). Однако в общей сравнительной динамике, начиная с 2012 года, отмечается поддержание высокого уровня количества оздоровленных детей.

Количество детей, отдохнувших в организациях отдыха детей и их оздоровления (далее - детские оздоровительные лагеря), представлено на рисунке 2*.

 ________________

* Рисунок в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Данный рисунок показывает снижение в 2016 году количества оздоровленных детей во всех типах детских оздоровительных лагерей. Снижение охвата детей отдыхом и оздоровлением связано с сохранением областного финансирования оздоровительной кампании на уровне прошлого года на фоне роста численности детей и стоимости путевок.

В 2016 году Министерство общего и профессионального образования Свердловской области заключило с органами местного самоуправления, муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, соглашения о предоставлении субсидий на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярный период. В рамках выделенных средств на отдых и оздоровление детей муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, определены целевые показатели охвата отдыхом и оздоровлением детей в каникулярное время. Всеми формами отдыха и оздоровления в Свердловской области согласно целевым показателям охвата отдыхом и оздоровлением детей в каникулярное время в 2016 году охвачены 356717 детей (в 2015 году - 355497 детей). Показатель охвата отдыхом и оздоровлением детей Свердловской области выполнен на 108 процентов. В загородных лагерях отдыха и оздоровления детей Свердловской области (далее - загородные лагеря) отдохнули 47017 детей, что составило 104,8 процента от плана на 2016 год (в 2015 году - 50933 ребенка). В санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия Свердловской области (далее - санаторные лагеря) отдохнули 21332 ребенка, что составило 104,6 процента от плана на 2016 год (в 2015 году - 21992 ребенка). В лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с дневным пребыванием детей) (далее - дневные лагеря) отдохнули 123958 детей, что составило 115,4 процента от плана на 2016 год (в 2015 году - 124716 детей). В условиях других форм отдыха отдохнули 164410 детей, что составило 112,4 процента от плана на 2016 год (в 2015 году - 157856 детей).

Несмотря на общее перевыполнение плана на год, в ряде муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, не были достигнуты целевые показатели охвата отдыхом и оздоровлением детей. В Городском округе Верхняя Тура не выполнены целевые показатели охвата отдыхом и оздоровлением детей в загородных лагерях. Не выполнены целевые показатели охвата отдыхом и оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в загородных лагерях в городе Нижний Тагил, Таборинском муниципальном районе, городском округе Дегтярск и Бисертском городском округе. В Бисертском городском округе невыполнение целевого показателя по охвату отдыхом и оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вызвано уменьшением числа поданных заявлений от родителей (законных представителей) данной категории детей. В городском округе Дегтярск невыполнение также связано с отсутствием спроса на путевки в загородные лагеря для данной категории детей.

Целевые показатели охвата отдыхом и оздоровлением детей в санаторных лагерях не выполнены в Березовском городском округе, городском округе Дегтярск. В указанных городских округах аналогичные целевые показатели не были достигнуты и в 2015 году. По охвату санаторно-курортным оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не выполнены показатели в Новолялинском городском округе и Бисертском городском округе. Невыполнение показателей связано с удорожанием стоимости путевок и низким спросом на путевки.

Не выполнен целевой показатель охвата отдыхом и оздоровлением детей в дневных лагерях в Арамильском городском округе. Данный показатель не был достигнут в связи с проведением капитального ремонта одного из зданий общеобразовательной школы, в которой планировалось открытие дневного лагеря. Отсутствие мест в дневном лагере было компенсировано дополнительными местами в загородных, санаторных лагерях и детских лагерях палаточного типа (далее - палаточные лагеря).

В 2016 году в Свердловской области была продолжена реализация проекта "Поезд здоровья", в рамках которого в Детском санаторно-оздоровительном комплексе "Жемчужина России" (город Анапа) отдохнул 1551 ребенок (2015 год - 1578 детей), в том числе 310 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Выполнение целевого показателя охвата отдыхом и оздоровлением детей в каникулярный период представлено на рисунках 3 и 4*.

 ________________

* Рисунки 3 и 4 в рассылке не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.


Анализ выполнения целевых показателей охвата отдыхом и оздоровлением детей в каникулярное время показывает снижение количества оздоровленных детей в санаторных, загородных и дневных лагерях. Однако стоит отметить значительное увеличение количества детей, охваченных другими формами отдыха и оздоровления.

Возрастной состав отдохнувших детей выглядит следующим образом:

от 6,5 до 10 лет - 187083 ребенка (98 процентов от общей численности детей данной возрастной категории);

от 11 до 15 лет - 163146 детей (76 процентов);

от 16 до 18 лет - 22032 ребенка (55 процентов).

Сведения о возрастных категориях обучающихся, направленных в детские оздоровительные лагеря, представлены на рисунке 5*.

________________

* Рисунок в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Анализ возрастного состава оздоровленных детей показал, что охват отдыхом в дневных лагерях детей начального школьного возраста (от 6,5 до 10 лет) составляет 43,4 процента от общего числа обучающихся этого возраста, в загородных лагерях детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет) - 14 процентов от общего числа обучающихся этого возраста, в санаторных лагерях детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет) - 7 процентов от общего числа обучающихся этого возраста, в детских лагерях труда и отдыха детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет) - 4,5 процента от общего числа обучающихся этого возраста, в палаточных лагерях детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет) - 1,1 процента от общего числа обучающихся этого возраста.

Таким образом, анализ возрастного состава оздоровленных детей позволяет сделать вывод о необходимости увеличения охвата отдыхом детей в возрасте от 16 до 18 лет. Наблюдается наибольший охват отдыхом и оздоровлением детей начального школьного возраста.

В 2016 году в детских оздоровительных лагерях всех типов, работающих в летний период, была проведена оценка эффективности оздоровления 156764 детей. Выраженный оздоровительный эффект отмечен у 89,6 процента детей, слабый оздоровительный эффект у 8,7 процента детей, отсутствовал оздоровительный эффект у 1,7 процента детей. Наибольшая доля детей с выраженным эффектом оздоровления зарегистрирована в санаторных лагерях - 93,5 процента и в загородных лагерях - 90,9 процента, меньше всего детей с выраженной эффективностью оздоровления выявлено в дневных лагерях - 88,5 процента (рисунок 6*).

 ________________

* Рисунок в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Стоит отметить положительную тенденцию снижения процента детей с отсутствием оздоровительного эффекта.

По итогам летней оздоровительной кампании 2016 года было зарегистрировано 26573 заявления от родителей (законных представителей) на предоставление путевок в санаторные лагеря (из них удовлетворено 17808 заявлений, или 67 процентов), 55093 заявления на выделение путевок в загородные лагеря (из них удовлетворено 48910 заявлений, или 89 процентов). Из них было зарегистрировано 50506 заявлений на предоставление путевок в загородные лагеря для детей работающих граждан (из них удовлетворено 44630 заявлений), 24205 заявлений на предоставление путевок в санаторные лагеря для детей работающих граждан (из них удовлетворено 15862 заявления). Часть заявлений на выделение путевок не была удовлетворена в связи с подачей заявлений сразу на несколько смен и ввиду ограничений проектной мощности детских оздоровительных лагерей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»