Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 июля 1994 года N 501

О РАБОТЕ КОМИТЕТА ЭКОНОМИКИ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ И "ЧЕЛЯБИНСКГЕОЛКОМА" ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

Признано утратившим силу

ru74000200100011

(в ред. постановления Главы администрации Челябинской области
от 25.10.1994 г. N 785)

Придавая важное значение рациональному использованию богатой минерально - сырьевой базы области, комитет экономики областной администрации и "Челябинскгеолком" за истекшие два года проделали значительную работу по упорядочению и повышению эффективности пользования областными недрами.

Проведена коренная реорганизация областной геологической службы с наделением ее полномочиями органа государственного управления фондом недр на территории области и прямым подчинением Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр и администрации области.

В комитете экономики без увеличения численности создан отдел минеральных ресурсов и размещения производительных сил.

В целях регулирования процессов недропользования на территории области подготовлен и принят ряд документов, регламентирующих пользование недрами: постановления главы администрации области "О мерах по упорядочению использования органо - минерального сырья для производства местных строительных материалов" от 21.01.92 N 25 и "О регулировании пользования недрами на территории области" от 28.09.92 N 292.

Утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами на территории области.

В течение 1992 года создана система государственного лицензирования пользования недрами, функционирует лицензионная комиссия, которая готовит и выдает всю необходимую разрешительную документацию, а также осуществляет контроль за деятельностью недропользователей.

Разработанные и принятые документы, ряд организационных мер позволили провести инвентаризацию эксплуатируемых и резервных месторождений, завести учет предприятий и организаций, ведущих добычу и переработку минерального сырья, заявок на разработку новых месторождений.

По состоянию на 01.01.94 подготовлено и выдано 220 лицензий на право пользования недрами, готов материал по месторождениям, лицензии на которые будут выдаваться на конкурсной основе, а также перечень объектов, разработка которых возможна с привлечением иностранных инвестиций, совместно с иностранными фирмами или на условиях концессий.

В период с апреля по сентябрь 1993 года впервые проведен конкурс на право разработки Александрийского медно - колчеданного и Тарутинского медно - магнетитового месторождений, участие в котором приняли 2 российских и 3 иностранных фирмы.

В настоящее время ведется работа с рядом иностранных фирм по вопросам инвестирования или совместной разработки ряда месторождений на территории области, а также отвалов и отходов производства.

Введение платежей за право пользования недрами позволило в 1993 году направить в бюджеты всех уровней 4252 млн. рублей в виде платежей за пользование недрами и 5633 млн. рублей на воспроизводство минерально - сырьевой базы, а вместе с другими налогами, взимаемыми с предприятий и организаций области, использующих или действующих на местном минеральном сырье, эти финансовые поступления составляют около 50 млрд. рублей.

Комитетом экономики совместно с другими контролирующими органами проведен ряд проверок деятельности недропользователей, в результате которых выявлены серьезные нарушения правил пользования недрами и приняты меры по их немедленному устранению.

Так, прекращено хищение драгоценных камней демантоидов с административной территории г. В-Уфалея, приостановлена деятельность АО "ВЭР" по добыче золота на территории г. Миасса и в Нагайбакском районе.

В настоящее время разрабатывается перспективный график плановых проверок деятельности всех горнодобывающих предприятий и организаций.

Вместе с тем, в процессе недропользования остались неустраненными ряд существенных недостатков.

Угрожающими темпами идет ежегодное снижение ассигнований на проведение геологоразведочных работ в области.

Доля средств, выделенных "Роскомнедра" нашей области на эти цели, в 1993 году составила 27 проц. от объема отчислений горнодобывающими предприятиями области на воспроизводство минерально - сырьевой базы, что грозит резким ее истощением, а порой приводит к сокращению объемов производства и вытекающими негативными социально - экономическими последствиями (ЮБР, БРУ, Карабаш и др.).

Не решен вопрос о создании областного внебюджетного фонда воспроизводства минеральных водных ресурсов, не разработаны положения о подготовке и выдаче разрешительной документации на право пользования водными ресурсами и о порядке и условиях платежей за право пользования ими.

Не завершена работа по заключению долгосрочного соглашения с Правительством Башкортостана на отчисления области доли всех видов налогов с предприятий республики, использующих минеральные ресурсы области.

При разработке прогноза социально - экономического развития области недостаточно представлен раздел использования минеральных ресурсов.

Не четко отработаны взаимодействия комитета экономики с администрациями некоторых крупных городов и отдельных комитетов областной администрации в части использования последними земельных участков при наличии на них разведанных полезных ископаемых; строительство объектов промышленного и гражданского назначения на этих участках без согласия приводит к большим объемам "бросовых" работ и другим негативным последствиям.

На основании изложенного

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Отметить положительную работу комитета экономики областной администрации и "Челябинскгеолкома", разработавших в короткий срок пакет нормативных документов, полностью взявших под контроль процесс пользования недрами на территории области, обеспечивающих поступление значительных финансовых ресурсов в бюджеты всех уровней, позволивших привлечь иностранных инвесторов и горнодобывающие фирмы для сотрудничества в различных формах по дальнейшему повышению эффективности недропользования в области.

2. Утвердить Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами и Положение о порядке и условиях взимания платежей за пользование недрами на территории Челябинской области (приложения 1, 2).

3. Комитету экономики администрации области (Христенко) до конца 1994 года на основе разрабатываемой концепции рационального недропользования подготовить предложения по разделу использования минерально - сырьевых ресурсов для перспективного прогноза социально - экономического развития области.

4. Комитету экономики, главному финансовому управлению (Прокин), "Челябинскгеолкому" (Караганов) в течение месяца представить предложения по заключению долгосрочного соглашения с Правительством республики Башкортостан об условиях эксплуатации месторождений полезных ископаемых, расположенных на территории Челябинской области, предприятиями республики.

5. Комитету экономики администрации области и "Челябинскгеолкому" в течение 1 квартала 1994 года подготовить и представить проект постановления о создании областного внебюджетного фонда воспроизводства минерально - сырьевой базы.

6. Комитету экономики администрации области и "Челябинскгеолкому" в течение 1-го полугодия 1994 года подготовить и представить на утверждение пакет документов о порядке и условиях лицензирования и взимания платежей за право пользования подземными водными ресурсами на территории Челябинской области.

7. Главам администраций городов и районов, руководителям комитетов, управлений и служб при решении вопросов, связанных с использованием земельных участков для любых целей, строго руководствоваться нормативными актами по недропользованию в области, Положением об областной междуведомственной комиссии по размещению производительных сил.

8. Комитету экономики администрации области во взаимодействии с местными органами исполнительной власти, органами геологического контроля, горного надзора, природоохранными и иными контролирующими органами обеспечить контроль за рациональным использованием и охраной недр, соблюдением всеми пользователями недр законодательства и установленного порядка пользования ими.

9. В связи с выбытием ряда членов комиссии по подготовке материалов и рассмотрению заявок по выдаче лицензий на право пользования недрами на территории области утвердить новый состав комиссии (приложение 3).

10. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы областной администрации, председателя комитета экономики Христенко В.Б.

Глава администрации
Челябинской области
В.СОЛОВЬЕВ

Приложение N 1

к постановлению

Главы администрации

Челябинской области

от 5 июля 1994 г. N 501

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 года N 828.

2. Платежи за право пользования недрами взимаются со всех пользователей недр. Освобождение от платежей производится в соответствии со статьей 40 Закона РФ "О недрах".

Органы государственной власти области могут устанавливать дополнительные основания для освобождения на определенный срок отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в консолидированный бюджет области.

К дополнительным основаниям для освобождения пользователей недр от платы за право пользования недрами может быть отнесено:

добыча сырья из месторождений и отдельных участков при их повторной обработке (добыча из запасов, потерянных при первоначальной добыче, списанных в установленном порядке, оставленных по разным причинам на погашенных отработкой участках и горизонтах, из пород вскрыши, хвостохранилищ, отстойников и т.п.). По месторождениям общераспространенных полезных ископаемых этот срок может быть сокращен до одного месяца. ( в ред. постановления от 25.10.1994 г. N 785).

добыча дефицитного вида минерального сырья при низкой экономической эффективности разработки месторождения;

применение новых технологий извлечения полезных компонентов, проведение опытных работ;

особое значение освоения месторождения для экономики территории;

рекультивация земель, улучшение (облагораживание) рельефа;

действия, направленные на улучшение экологической ситуации в районе.

3. Платежи за право пользования недрами включают:

платежи за право на поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых;

платежи за право на разработку месторождений полезных ископаемых;

платежи за право на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Кроме платежей за право на пользование недрами Законом РФ "О недрах" предусмотрены отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, сборы на выдачу лицензий и акцизные сборы, размеры, порядок и условия взимания которых определяются соответственными нормативными документами.

4. Платежи за право на поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых определяются как доля от договорной (сметной) стоимости указанных работ и составляют (в процентах):

- поисково - оценочные работы без проходки сложных горных

выработок; - 1

- поисково - оценочные работы с проходкой сложных горных

выработок (шахты, штольни, карьеры и т.п.); - 2

- разведочные работы без проходки сложных горных

выработок; - 3

- разведочные работы с проходкой сложных горных выработок

(шахты, штольни, карьеры и т.п.) и попутной добычей минерального

сырья; - 4

- разведочные работы с проходкой сложных горных выработок без

попутной добычи минерального сырья. - 5

За попутную добычу полезных ископаемых, осуществляемую при их поисках и разведке, взимаются платежи в таких же размерах, как и платежи за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.

При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза.

Платежи за право на разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, представленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.

5. Платежи за право на добычу полезных ископаемых взимаются в форме разового и последующих регулярных платежей.

Стартовые размеры разовых платежей устанавливаются в размере не менее 10 процентов величины регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия и окончательно определяются по результатам конкурса или аукциона.

При предоставлении совмещенной лицензии на условиях предпринимательского риска, включающей поиски, разведку и добычу полезных ископаемых, платежи осуществляются в форме разового платежа при выдачи лицензии, а также последующих регулярных платежей отдельно за право ведения каждого вида работ.

Действующие предприятия разовые платежи не производят.

Регулярные платежи производятся с начала добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах, и включаются в себестоимость их добычи. Стоимость минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость.

Размер платежей за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых увеличивается в два раза.

К минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых с утвержденными государственной экспертизой запасами и указанные в лицензии.

Плата производится как за основное полезное ископаемое, так и за попутные компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых при наличии в стране промышленной технологии их извлечения при переработке, а для иностранных участников - при возможной у них промышленной технологии их извлечения.

При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья (концентраты, окатыши, металлы и т.д.) размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела. К себестоимости добытого минерального сырья относятся затраты по их добыче, транспортировке и первичной переработке.

6. Предельные уровни регулярных платежей за право добычи полезных ископаемых устанавливаются Правительством Российской Федерации (приложение 1).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»