ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2011 года N 495
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА"
{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 18.07.2013 N 353}
{Изменения:
постановление Правительства Сахалинской области от 09.07.2012 N 340;
постановление Правительства Сахалинской области от 23.08.2012 N 425
постановление Правительства Сахалинской области от 23.11.2012 N 574;
постановление Правительства Сахалинской области от 28.02.2013 N 97;
постановление Правительства Сахалинской области от 19.04.2013 N 203;
постановление Правительства Сахалинской области от 16.08.2013 N 457;
постановление Правительства Сахалинской области от 19.12.2013 N 743}
В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах в Сахалинской области" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Поддержка развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2017 года" (далее - Программа) (прилагается).
2. Министерству финансов Сахалинской области (Н.М.Новикова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включить Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета Сахалинской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.П.Карепкина.
Губернатор
Сахалинской области А.В.Хорошавин
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 28.02.2013 N 97}
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Поддержка развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2017 года" Паспорт долгосрочной целевой программы "Поддержка развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2017 года"
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Поддержка развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2017 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Сахалинской области от 06.10.2011 N 700-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Поддержка развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2017 года" |
Заказчик Программы | Правительство Сахалинской области |
Разработчик Программы | Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области |
Цель Программы | Обеспечение устойчивого развития лесопромышленного комплекса посредством устранения ресурсных и инфраструктурных ограничений, поддержки производств по выпуску конкурентоспособной продукции из лесного сырья при условии рационального использования лесных ресурсов |
Задачи Программы | 1. Обеспечение точной и адекватной оценки ресурсного потенциала комплекса. |
Направления реализации мероприятий Программы | 1. Проведение лесоустроительных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на обеспечение получения актуальных сведений о ресурсном потенциале территорий и рекомендаций по технологическим особенностям освоения лесов и проведения лесохозяйственных работ. |
Сроки реализации Программы | 2012 - 2017 годы |
Исполнители Программы | Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, министерство образования Сахалинской области |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий, - 6944969 тыс. руб., в том числе по годам: |
Планируемые результаты Программы (количественные значения индикаторов результативности Программы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы) | Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов: |
Лесной фонд области располагается на площади 6950,5 тыс. га и занимает 87% территории области. Общий запас хвойных (наиболее ценных) насаждений оценивается в 625,6 млн. куб. м, а запас спелых и перестойных насаждений (пригодных для заготовки) в эксплуатационных лесах составляет 268,8 млн. куб. м.
Расчетная лесосека по Сахалинской области на 01 января 2011 года составляет 2,1 млн. куб. м. По состоянию на 01 сентября 2011 года, на территории области передано в аренду для заготовки древесины 32 участка лесного фонда с ежегодным отпуском 493,8 тыс. куб. м.
В лесопромышленном комплексе области осуществляют свою деятельность около девяноста организаций и предпринимателей. Наибольшее количество предприятий сосредоточено в муниципальных образованиях: "Тымовский городской округ", "Томаринский городской округ", городской округ "Город Южно-Сахалинск", наименьшее - в муниципальных образованиях: городской округ "Долинский", городской округ "Охинский". Все они относятся к субъектам малого бизнеса с объемом ежегодной заготовки древесины, не превышающим 30,0 тыс. куб. м.
В настоящее время численность занятых в этой сфере составляет около полутора тысяч человек, что составляет менее одного процента от экономически активного населения области.
Проблема обеспечения кадрами предприятий лесного комплекса стоит очень остро. Средний возраст работающих, как рабочих специальностей, так и инженерно-технических работников, превышает 45 лет. Ряд предприятий, к примеру, Тымовского района, при отводе лесосек вынуждены пользоваться услугами одного технолога. Невысокая заработная плата в лесном комплексе, по отношению к заработной плате в нефтегазовом или рыбодобывающем комплексах, обуславливает низкую престижность профессии. Дальнейшее нормальное функционирование предприятий лесопромышленного комплекса, а так же учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, в значительной мере зависит от "притока" в отрасль молодых специалистов.
{абзац 5 введен в ред. постановления Правительства Сахалинской области от 28.02.2013 N 97}
Cведения о деятельности лесопромышленного комплекса области в 2008 - 2010 годах приведены в таблице N 1, динамика производственных показателей приведена на рисунке N 1.
Объемные и стоимостные показатели деятельности лесопромышленного комплекса Сахалинской области в 2008 - 2010 годах
Наименование показателей | Ед. изм. | 2008 | 2009 | 2010 |
Заготовка древесины | тыс. куб. м | 215,8 | 257,6 | 297,2 |
Вывозка древесины | тыс. куб. м | 174,2 | 237,5 | 198,2 |
Производство деловой древесины | тыс. куб. м | 149,6 | 181,7 | 156,4 |
Производство пиломатериалов | тыс. куб. м | 62,3 | 63,7 | 60 |
Реализация товаров, работ, услуг - всего, в т.ч.: | млн. руб. | 584,3 | 620,7 | 684,4 |
лесозаготовки и услуги | млн. руб. | 332,8 | 384,2 | 413,3 |
обработка древесины | млн. руб. | 251,5 | 236,5 | 271,1 |
Экспорт круглого леса | тыс. куб. м | 13,8 | 5,1 | 0 |
Экспорт пиломатериалов | тыс. куб. м | 7,1 | 7,6 | 5 |
В разрезе муниципальных образований в 2010 году наибольшие показатели по заготовке древесины и производству пиломатериалов были достигнуты в муниципальном образовании "Тымовский городской округ" (заготовка - 67,1 тыс. куб. м, производство пиломатериалов - 12,9 тыс. куб. м). Практически отсутствовали заготовка древесины и производство пиломатериалов в муниципальных образованиях: городской округ "Охинский", городской округ "Долинский".
Сложные условия функционирования лесопромышленного комплекса области в настоящее время обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.
Так, исторически, в период советского освоения Южного Сахалина после окончания Великой Отечественной войны, основной объем заготовки древесины осуществлялся для снабжения целлюлозно-бумажных заводов. В условиях плановой экономики затраты на инфраструктуру, которые несли лесозаготовительные предприятия в целях обеспечения поставок большого количества сырья для этих производств, были приемлемыми. Кроме ЦБЗ, удовлетворялись потребности строительных предприятий, энергосистемы и коммунального хозяйства, организаций потребительской кооперации и прочих учреждений, использующих древесину в своей производственной деятельности.
В то же время на Сахалине, как и по всей стране, имел место так называемый местный переруб, когда в первую очередь вырубались и истощались те лесные ресурсы, которые ближе всего находились к существующим и вновь построенным путям транспорта. Данная ситуация характерна для всех муниципальных образований области.
Рисунок N 1
Кроме того, объем расчетной лесосеки, определяемый для Сахалина на основании данных лесной науки и представлявший собой ориентир для разного рода народнохозяйственных планов, на протяжении ряда лет был существенно завышен и не восполнялся в ходе естественного прироста лесов.
Таким образом, к 1991 году лесной фонд области был уже существенно расстроен и требовал существенной корректировки объемов рубок и системы использования лесов. Однако в последующие годы, вплоть до принятия в 2006 году ныне действующего Лесного кодекса, никаких существенных мер по обеспечению сбалансированного использования лесов предпринято не было.
В течение 15 лет лесной фонд вырубался силами малых предприятий на условиях так называемых договоров краткосрочного пользования. При этом лесозаготовительные предприятия, образованные в ходе приватизации активов "Сахалинлеспрома", фактически не несли никаких затрат на развитие и поддержание сети дорог, возобновление лесных ресурсов, а практически весь объем заготавливаемой древесины отправлялся на экспорт в круглом виде.
С учетом новаций, введенных Лесным кодексом 2006 года, на федеральном уровне была заявлена ориентация лесного хозяйства и организация использования лесов на приход крупных арендаторов, способных вести строительство дорог, выполнять лесохозяйственные работы, охранять лес от пожаров и вести рубки разных видов на значительных территориях. В то же время в условиях Сахалина привлечение такого арендатора представляет собой существенную проблему.
Это обусловлено не только расстроенностью лесного фонда, но и его низким качеством (до 50% от заготавливаемой древесины представляет нетоварная масса), а также отсутствием точной информации о состоянии и объемах доступных для освоения лесных ресурсов. Данные лесоустройства по большинству лесничеств устарели и не могут объективно характеризовать объем и качество хозяйственно-ценных лесных ресурсов. В то же время проведение лесоустройства на территории арендованного лесного участка в соответствии с положениями лесного законодательства относится к обязательствам арендатора. Всего несколько лесничеств имеют наименьшие сроки давности лесоустройства: Тымовское, Ногликское, Макаровское лесничества.
Кроме того, излишние ограничения на использование лесов, в частности запрет применения тракторной техники на трелевке древесины на склонах от 20 до 30 градусов, фактически изымают из освоения до 60% доступных для эксплуатации ресурсов в лесничествах южной и центральной части Сахалина. Отсутствие в регламентах лесничеств возможности проведения рубок ухода не позволяет своевременно осуществлять все необходимые лесохозяйственные мероприятия и также снижает объем возможной заготовки древесины.
Еще одним фактором, негативно влияющим на развитие комплекса, является низкая прозрачность бизнеса. Отсутствие в соответствии с действующим законодательством жесткого контроля за работой предприятий, перерабатывающих древесину, их финансовой, деловой и налоговой дисциплиной создает почву для злоупотреблений. В свою очередь наличие на рынке продукции, заведомо менее затратной, чем легальная, и поэтому более дешевой, является дополнительным рисковым фактором осуществления деятельности добросовестных лесопользователей (арендаторов).
С учетом вышеизложенного ведение бизнеса в лесном комплексе Сахалинской области можно отнести к высокорисковой хозяйственной деятельности с высокой капиталоемкостью, обусловленной значительными инфраструктурными и лесохозяйственными издержками.
В то же время существующая схема расселения населения области нуждается в поддержании, в первую очередь за счет функционирования предприятий, нацеленных на использование местных ресурсов для производства продукции, имеющей потребительскую ценность.
Ключевой проблемой, решение которой предполагается осуществить, является преодоление стагнации в деятельности комплекса и формирование условий для его устойчивого развития на условиях разумного и неистощительного использования лесных ресурсов.
Лес как один из видов возобновляемых ресурсов представляет собой наряду с водно-биологическими ресурсами сырьевую базу для функционирования небольших предприятий, обеспечивающих генерирование добавленной стоимости и закрепление населения на территории области.
Таким образом, государственная политика, направленная на оптимизацию, повышение прозрачности и поддержку развития лесного бизнеса, с учетом неистощительной эксплуатации лесных ресурсов является необходимой основой для устойчивости существующих поселений и стабилизации социально-экономической ситуации на территории области.
Это в свою очередь полностью соответствует главной цели Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области - реализации геополитической задачи закрепления населения на территории области за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.
В 2008 году в рамках реализации Лесного кодекса 2006 года был завершен процесс формирования органа управления лесами в Сахалинской области, на который были возложены функции нормативного и методического сопровождения деятельности лесопромышленного комплекса.
С учетом снижения объемных и стоимостных показателей работы комплекса, обусловленных введением Правительством Российской Федерации ограничительных пошлин на экспорт необработанной лесопродукции, руководством области было принято решение о разработке Стратегии развития лесопромышленного комплекса на период до 2020 года (далее - Стратегия).
В ходе разработки Стратегии был определен спектр видов государственной поддержки для проектов в сфере лесопромышленного комплекса, а также целевые ориентиры для деятельности предприятий и комплекса в целом. Основные положения этого документа, утвержденного в сентябре 2009 года, содержат две формы реализации хозяйственной деятельности в сфере лесозаготовок.
Первая - осуществление крупного инвестиционного проекта, консолидирующего большие объемы ресурсов в местах со слаборазвитой инфраструктурой, на севере Сахалина. Так, лесозаготовительные работы в рамках реализации проекта предполагается вести в 5 лесничествах - Охинском, Александровском, Ногликском, Тымовском и Смирныховском. Этот проект имеет экспортную ориентацию и в соответствии с рекомендациями Стратегии должен реализовываться представителями крупного бизнеса на условиях государственно-частного партнерства.
Вторая форма предусматривает содействие развитию существующих мелких производителей в центральных и южных районах области. Функционирование этих предприятий в настоящее время характеризуется большой дисперсией заготовок и низкой концентрацией производства.
Параметры реализации крупного инвестиционного проекта, подлежащего включению в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - ПИП), обуславливает ежегодный объем использования лесов (лесозаготовки) к 2018 году в размере около 750 тыс. куб. м.
Наличие лесных ресурсов, пригодных для хозяйственного освоения
тыс. куб. м
N пп. | Лесничество | Расчетная лесосека | Передано в аренду | Плановый объем заготовки | |
Бизнесу | Резерв ПИП | ||||
1 | Охинское | 393,3 | 53,6 | 53,0 | 17,4 |
2 | Ногликское | 557,5 | 63,2 | 328,0 | 63,2 |
3 | Тымовское | 301,5 | 96,2 | 42,0 | 109,8 |
4 | Александровское | 199,0 | 100,1 | 80,0 | 100,1 |
5 | Смирныховское | 366,6 | 29,2 | 244,0 | 33,8 |
6 | Поронайское | 35,3 | 6,3 | - | 6,3 |
7 | Углегорское | 29,5 | 4,8 | - | 7,4 |
8 | Макаровское | 21,9 | 14,1 | - | 16,6 |
9 | Красногорское | 84,4 | 54,0 | - | 54,0 |
10 | Долинское | 16,2 | 10,5 | - | 15,5 |
11 | Холмское | 11,2 | 9,5 | - | 10,5 |
12 | Анивское | 33,3 | 33,1 | - | 33,1 |
13 | Корсаковское | 33,6 | 16,6 | - | 22,7 |
14 | Невельское | 9,6 | 9,6 | - | 9,6 |
15 | Южно-Сахалинское | 1,4 | - | - | - |
16 | Курильское | 1,4 | - | - | - |
17 | Южно-Курильское | 5,9 | - | - | - |
Итого: | 2101,6 | 500,8 | 747,0 | 500,0 |