Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 ноября 2012 года N 536

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"

{Утратило силу: постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 279}

{Изменения:
постановление Правительства Сахалинской области от 31.01.2013 N 35;
постановление Правительства Сахалинской области от 24.05.2013 N 257;
постановление Правительства Сахалинской области от 11.06.2013 N 295;
постановление Правительства Сахалинской области от 07.10.2013 N 577;
постановление Правительства Сахалинской области от 13.12.2013 N 722}

В целях формирования условий для обеспечения полноценного, качественного и безопасного отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области, а также развития инфраструктуры и укрепления материально-технической базы объектов отдыха и оздоровления детей Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области (Т.В.Карпова) и министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать долгосрочную целевую программу "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Сахалинской области в пределах своих полномочий принять участие в реализации долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы".

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости".

Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин

Утверждена

постановлением Правительства

Сахалинской области от 08.11.2012 N 536

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 31.01.2013 N 35;
{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 24.05.2013 N 257}

{в ред.постановления Правительства

Сахалинской области от 11.06.2013 N 295}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 07.10.2013 N 577}

{в ред. постановления Правительства
Сахалинской области от 13.12.2013 N 722}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы"

Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы"


Наименование
 Программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на 2013 - 2018 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

1. Федеральный закон от 17.12.2009 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
 2. Перечень поручений Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 24.11.2010 N Пр-3418.
 3. Перечень поручений Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 16.05.2011 N ПР-1365.
 4. Закон Сахалинской области от 05.10.2010 N 80-ЗО "Об основах организации и обеспечения отдыха и
 оздоровления детей в Сахалинской области"
.
 5. Распоряжение Правительства Сахалинской области от 09.11.2011 N 781-р "Об итогах проведения летней оздоровительной кампании детей в Сахалинской области".
   6. Распоряжение Правительства Сахалинской области от 21.05.2012 N 341-р "О Концепции долгосрочной
 целевой программы "Развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области на
 2013 - 2018 годы"

Заказчик
 Программы

Правительство Сахалинской области

Разработчики
 Программы

Министерство социальной защиты Сахалинской области

Цель (цели)
 Программы

Программные мероприятия направлены на решение задач, сориентированных на достижение двух основных целей:
 1. Оптимальное  удовлетворение потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха для улучшения состояния здоровья детского населения.
 2. Создание устойчивой, развивающейся, безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка в современных социально-экономических условиях инфраструктуры круглогодичного отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области

Задачи Программы

1. Создание нормативно-правовой базы, регулирующей организацию сферы круглогодичного отдыха и оздоровления детей.
 2. Создание современной системы управления и научно-методической поддержки оздоровления и отдыха детей и подростков.
 3. Обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере круглогодичного отдыха и оздоровления детей с возможностью внедрения новых технологий немедикаментозного лечения и профилактики заболеваний и использования медико-психологического сопровождения.
 4. Обеспечение сохранения и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления в Сахалинской области с акцентом на увеличение числа стационарных загородных оздоровительных учреждений.
 5. Обеспечение взаимодействия всех субъектов в организации круглогодичного оздоровления и отдыха детей, включая организацию учебного процесса.
   6. Формирование и широкое использование профильных направлений в рамках проведения оздоровительной кампании (военно-патриотические, оборонно-спортивные, экологические, туристические и др.).
 7. Содействие развитию различных организационно-правовых форм собственности организаций детского отдыха и оздоровления в данной сфере.
 8. Создание системы информационно-методической поддержки сферы круглогодичного оздоровления и отдыха детей

Мероприятия
 Программы

1. Развитие нормативного правового и организационно-методического обеспечения системы детского отдыха и оздоровления .
 2. Организация отдыха и оздоровления детей.
 3. Расширение и укрепление материально-технической базы оздоровительных лагерей, обеспечение безопасности жизни и здоровья

Сроки реализации
 Программы

2013 - 2018 годы

Исполнители
 Программы

Министерство социальной защиты Сахалинской области;
министерство образования Сахалинской области;
министерство здравоохранения Сахалинской области;
министерство культуры Сахалинской области;
министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области;
министерство строительства Сахалинской области, управление коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области;
управление Роспотребнадзора по Сахалинской области;
Управление Министерства внутренних дел России по Сахалинской области;
ГУ МЧС России по Сахалинской области;
муниципальные образования
 Сахалинской области

Подпрограммы

Подпрограммы не предусмотрены

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию
 мероприятий, составляет 3 182 932,9 тыс. руб., в том числе по годам:
 2013 год - 224 110,0 т ыс. рублей;

 2014 год - 233 991,2 тыс. рублей;

 2015 год - 772 916,7 тыс. рублей;

 2016 год - 688 190,0 тыс. рублей;

 2017 год - 726 404,0 тыс. рублей;

 2018 год - 537 321 тыс. рублей.
 Из них по источникам:
 1. Средства областного бюджета Сахалинской области - 3 149 502,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2013 год - 224 110,0 тыс. рублей;

 2014 год - 233 991,2 тыс. рублей;

 2015 год - 767 280,2 тыс. рублей;

 2016 год - 676 810,4 тыс. рублей;

 2017 год - 712 878,0 тыс. рублей;

 2018 год - 534 432,4 тыс. рублей.
 2. Средства местных бюджетов - 33 430,7 тыс. рублей,в том числе по годам:
 2015 год - 5 636,5 тыс. рублей;

 2016 год - 11 379,6 тыс. рублей;

 2017 год - 13 526,0 тыс. рублей ;

 2018 год - 2 888,6 тыс. рублей

Планируемые результаты Программы

Социально-экономический эффект от реализации комплекса мероприятий Программы выражается в создании и развитии инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области.
 Реализация Программы позволит к 2018 году достичь следующих показателей:
 - удельный вес детей и подростков, охваченных
 всеми формами отдыха, оздоровления и занятости,
 к общему числу детей, подлежащих оздоровлению, -
 не менее 75%;

 - удельный вес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных различными видами отдыха, оздоровления и занятости, к общему числу детей,
 находящихся в трудной жизненной ситуации, - не
 менее 60%;

 - количество действующих загородных стационарных оздоровительных и санаторных учреждений, обеспечивающих оздоровление детей, - не менее 11 объектов;

 - доля детских учреждений отдыха и оздоровления
 различного типа, соответствующих требованиям
 санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, - не менее 100%;

 - количество загородных стационарных оздоровительных учреждений, в которых реализованы мероприятия по укреплению материально-технической базы, -
 не менее 11%;

   - удельный вес детей, получивших выраженный оздоровительный эффект в детских оздоровительных лагерях, от числа отдохнувших детей - не менее 85%;

 - доля педагогов, занятых в организации отдыха и оздоровления детей, прошедших переподготовку или повышение квалификации, - не менее 80%;

 - доля населения, удовлетворенного услугами по организации отдыха и оздоровления детей в оздоровительных учреждениях различного типа, - не менее 75%

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как непременный атрибут социальной политики в отношении семьи и детей. На федеральном уровне предпринимаются шаги по совершенствованию нормативно-правового регулирования, созданию условий дальнейшего развития системы детского отдыха и оздоровления. Федеральный закон от 21.12.2004 N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" впервые дал правовое определение сущности понятия "отдых детей и оздоровление", узаконив также понятие "организация отдыха детей и их оздоровление". Кроме этого вышеуказанный закон поставил значимость проблемы детского отдыха в один ряд с проблемами укрепления здоровья детей и подростков, образования, воспитания и развития детей, являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.

Существенным моментом, отраженным в вышеуказанном законе, является защита прав детей на отдых и оздоровление. Обязанность по обеспечению этих законных прав детей, а также сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Программа является продолжением комплексных мероприятий Правительства Сахалинской области, органов исполнительной власти Сахалинской области, администраций муниципальных образований, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни в период проведения оздоровительной кампании.

Отличительными чертами последних трех лет стали:

- ежегодное увеличение средств, выделяемых из различных источников финансирования на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;

- создание условий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, особенно в каникулярный период, и снижение подростковой преступности;

- устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи;

- приоритетная организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- создание вожатского педагогического отряда на базе Сахалинского государственного университета;

- максимальное вовлечение и охват различными формами отдыха детей из числа коренных малочисленных народов Севера.

Вопросы сохранения здоровья и улучшения демографической ситуации напрямую связаны с организацией отдыха и оздоровления детей и подростков в Сахалинской области.

В жизни ребенка критический период совпадает с систематическим обучением (получение начального, среднего и среднего профессионального образования), становлением личности индивидуума в социальном плане, формированием взрослых стереотипов поведения. В связи с этим уровень здоровья на этапе 7 - 18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка, организации питания, отдыха и оздоровления.

В современных условиях система образования характеризуется значительной вариативностью программ обучения, практическая реализация которых сопровождается интенсификацией процесса обучения, увеличением дневной и недельной нагрузки, снижением физической активности учащихся, формированием устойчивых нарушений режима дня.

Вместе с тем по результатам ежегодно проводимых профилактических осмотров в общеобразовательных учреждениях прослеживается тенденция ухудшения показателей здоровья школьников от младших классов к окончанию школы по основным, регистрируемым при профилактических осмотрах заболеваниям:

Нарушение зрения  (%)

Сколиоз  (%)

Нарушение осанки  (%)

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Выявлено из числа осмотренных детей в возрасте до 14 лет

4,27

5,52

5,8

0,84

0,55

0,4

2,75

2,24

1,8

Выявлено из числа осмотренных подростков 15 - 17 лет

19,28

20,61

19,1

4,08

3,71

3,0

7,07

7,78

8,5

Выявлено из числа осмотренных детей перед окончанием школы 16-17 лет

17,28

16,02

13,4

3,74

3,59

3,1

5,65

7,11

7,4

У большинства детей и подростков школьного возраста диагностируется до двух-трех хронических заболеваний и функциональных отклонений. Основными причинами заболеваемости детей являются болезни органов дыхания, пищеварения и опорно-двигательного аппарата.

Показатель заболеваемости детей в возрасте от 0 до 17 лет в 2011 году составил 216170,3, что ниже уровня 2010 года на 1,9% (2010 год - 220320,7 на 100 000 детского населения).

Показатель заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет в 2011 году составил 225625,1, что ниже уровня 2010 года на 1,4% (2010 год - 228883,6 на 100 000 детского населения).

Показатель заболеваемости детей в возрасте 15 - 17 лет в 2011 году составил 168200,7, что ниже уровня 2010 года на 4,9% (2010 год - 176876,1 на 100 000 детского населения).

Из общего числа детей и подростков, проживающих на территории области, на 01 января 2012 года 1734 ребенка имеют ограничения жизнедеятельности, что на 0,4% меньше, чем в 2010 году (2010 год - 1741 ребенок). Впервые в 2011 году инвалидность была установлена 204 детям. Показатель первичного выхода на инвалидность 21,1 (2010 год - 17,8 на 10000 детей).

Основными заболеваниями у детей, приводящими к ограничениям жизнедеятельности, являются психические расстройства - 37,3% (2010 год - 33,5%), заболевания нервной системы - 30,2% (2010 год - 16,6%), врожденные аномалии развития - 23,7% (2010 год - 24,3%).

Одной из причин ухудшения детского и подросткового здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В этой связи дети и подростки данной категории в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.

Решающим фактором, повышающим неспецифическую сопротивляемость организма детей к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, является организация их отдыха и оздоровления.

В Сахалинской области проживает более 96 тысяч детей (20 процентов от общей численности постоянного населения области), из них детей и подростков школьного возраста - более 51 тысячи.

В течение последних лет в Сахалинской области отмечаются положительные итоги детской оздоровительной кампании. Остается стабильно высокой численность оздоровленных детей и подростков от общего числа детей школьного возраста.

Это стало возможным благодаря развитию таких малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей и подростков, как палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, туристические походы, многодневные мероприятия для детей, которые сложились в целях компенсирования дефицита финансовых возможностей. Получили широкое распространение вариативные программы (в том числе экспериментального характера) по различным направлениям деятельности. Началось внедрение инновационных педагогических технологий и принципиально новых механизмов взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей.

Органами исполнительной власти и органами местного самоуправления обеспечивается деятельность более 300 учреждений отдыха различной направленности, в том числе лагерей дневного пребывания, профильных, палаточных лагерей, лагерей труда и отдыха. Широко используется возможность организации досуга детей не только на базе образовательных учреждений, но и учреждений культуры (клубы, библиотеки), спорта и других сфер. С целью создания благоприятных условий для укрепления здоровья, организации отдыха и расширения кругозора детей разрабатываются смены краеведческой, экологической, туристической, военно-патриотической направленности. Ежегодно в летний период в области работают областные профильные лагеря для одаренных детей "Эврика" и "Зеленый остров". В рамках деятельности областного туристско-краеведческого лагеря "Роза ветров" организовывается работа профильных передвижных лагерей. Впервые в Александровск-Сахалинском, Холмском районах и г. Южно-Сахалинске организована работа областных военно-спортивных лагерей "Патриот" для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Детям, находящимся в социально опасном положении, из года в год отдых обеспечивается на базе 12 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (далее - социальные учреждения). На базе социальных учреждений организована работа стационарных палаточных лагерей "Робинзон" в Макаровском районе и "Экстремалы" в Томаринском районе в рамках проведения тематических смен туристической и экологической направленности. На базе школы-интерната среднего (полного) общего образования с. Некрасовка муниципального образования городской округ "Охинский" организован этнический лагерь для детей из числа коренных малочисленных народов Севера.

В области функционирует восемь стационарных санаторно-оздоровительных учреждений, на базе которых организован отдых и оздоровление детей. Экологически благоприятные условия территорий, на которых располагаются санаторно-оздоровительные учреждения, соблюдение режима, полноценное питание в соответствии с физиологическими потребностями детей, интересный и содержательный досуг позволяют считать загородные стационарные оздоровительные учреждения одной из лучших форм отдыха и оздоровления детей. Вместе с тем, общее количество детей, отдыхающих в загородных детских оздоровительных учреждениях, в среднем составляет не более 15% от общего количества детей, охваченных всеми видами отдыха и оздоровления.

Закрепилось представление о сфере отдыха как неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части учебно-воспитательного процесса детей и подростков.

Однако, несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты по решению вопросов организации отдыха и оздоровления детей и подростков, остается много проблем, которые требуют решения, а именно:

- повышение качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей и подростков;

- расширение и улучшение инфраструктуры и материально-технической базы загородных санаторно-оздоровительных учреждений (в течение последних лет число загородных стационарных оздоровительных учреждений в Сахалинской области уменьшается из-за слабой материально-технической базы оздоровительных учреждений, отсутствия перспективных инвестиционных программ в сфере отдыха и оздоровления детей, соответствующего финансирования загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей на содержание лагерей, нерентабельности организации отдыха и оздоровления детей);

- обеспечение комплексной безопасности детей и подростков в период пребывания в организациях отдыха и оздоровления детей;

- подготовка квалифицированных педагогических кадров, владеющих современными педагогическими и оздоровительными технологиями, а также технологиями организации досуга детей, для работы в организациях отдыха и оздоровления детей;

- привлечение студентов педагогических вузов для работы с детьми и подростками в организациях отдыха и оздоровления детей.

Обозначенные направления реализации мероприятий носят комплексный характер и их решение требует принципиально новых и эффективных технических, организационных и иных мероприятий, качественно нового уровня развития отрасли.

В настоящее время на территории Сахалинской области основные принципы и направления по организации отдыха и оздоровления детей определены Законом Сахалинской области от 05.10.2010 N 80-ЗО "Об основах организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Сахалинской области".

Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей основывается на следующих принципах:

1) приоритет интересов личности ребенка;

2) социальная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при организации их отдыха и оздоровления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»