Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий Сахалинской области и смягчения социальных проблем.

Экономический эффект от деятельности малого и среднего бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого и среднего предпринимательства в социальном аспекте - это занятость и качество жизни сахалинцев и курильчан, обеспечение жителей области необходимыми им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества, реализация социальных программ.

Именно поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, содействие развитию малого и среднего бизнеса названо одной из приоритетных целей социально-экономической политики Российской Федерации.

Также в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, именно ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства - одно из важнейших направлений работы исполнительных органов государственной власти.

Малый, а иногда и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее незащищенным сектором экономики от внешних воздействий. В то же время он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.

Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, значительным объемом привлеченных ресурсов и другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость.

По итогам 2008 года, количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 23,9 тыс. единиц, в том числе малых предприятий - 4,3 тыс. единиц, средних - 74 единицы, индивидуальных предпринимателей - 19593 человек.

Количество работающих в малом и среднем бизнесе с учетом всех категорий занятых составило, по оценке, 100 тыс. человек, или более 35% населения, занятого в экономике области.

Объем оборота организаций по малым и средним предприятиям в 2008 году составил 77,8 млрд. руб., или 17% вклада в оборот продукции, работ, услуг на территории Сахалинской области.

Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях составила в 2007 году 13 тыс. руб., в 2008 году - 16,1 тыс. руб.

Сложившаяся в последние годы на территории Сахалинской области отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства практически не меняется. Малые предприятия успешно работают практически во всех отраслях экономики. Наибольшее число малых и средних предприятий осуществляет деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, операций с недвижимым имуществом, а также в отраслях рыболовство и рыбоводство.

За последние три года наблюдается увеличение инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, если в 2004 году объем инвестиций в основной капитал малых предприятий и предпринимателей составил 300 млн. рублей, то в 2007 году - уже около 1300 млн. рублей.

В 2007 году налоговые поступления в консолидированный бюджет Сахалинской области от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, составили более 0,9 млрд. руб., а в 2008 году - более 1,2 млрд. руб.

Отдельно стоит отметить значительную территориальную дифференциацию субъектов малого и среднего предпринимательства. На 01 января 2009 года большинство субъектов находится в муниципальном образовании городской округ "Город "Южно-Сахалинск" - 8,7 тыс. единиц. Самое меньшее количество - в муниципальном образовании "Городской округ "Вахрушев" - 7 единиц. Размещение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по муниципальным образованиям Сахалинской области приведено в таблице ниже.

Наименование муниципального образования

Количество индивидуальных предпринимателей

Количество малых предприятий

Количество субъектов малого предпринимательства
 на 1 тыс. населения

Всего по области

19593

4303

46

Городской округ "Город Южно-Сахалинск"

8787

2317

61

Городской округ "Александровск-Сахалинский район"

224

55

19

Городской округ "Долинский"

678

181

34

"Корсаковский городской округ"

1374

321

39

"Невельский муниципальный район"

739

112

39

Городской округ "Охинский"

920

117

35

Городской округ "Поронайский"

601

117

30

Углегорский муниципальный район

544

115

25

"Холмский городской округ"

3414

435

86

"Анивский городской округ"

447

108

33

"Городской округ "Вахрушев"

35

6

16

"Курильский городской округ"

114

34

24

"Макаровский городской округ"

151

70

25

"Городской округ Ногликский"

403

55

35

Северо-Курильский городской округ

64

25

39

"Смирныховский городской округ"

282

55

24

"Томаринский городской округ"

239

43

27

"Тымовский городской округ"

382

55

25

"Южно-Курильский городской округ"

195

82

27

Важно отметить в качестве проблем, которые сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области, следующие:

- незавершенность и отсутствие системности в формировании законодательной базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

- неразвитость механизмов финансирования предприятий на ранних стадиях развития и недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;

- затрудненный доступ к источникам финансирования в связи с отсутствием залогового обеспечения;

- неразвитость института микрофинансирования;

- наличие административного давления на бизнес (несоблюдение контрольными (надзорными) органами требований законодательства об ограничении внепланового контроля);

- недостаточная эффективность применяемых механизмов консультационной поддержки и обучения предпринимателей;

- малое количество квалифицированных кадров, в том числе в сфере управления персоналом и производством;

- неразвитость организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- слабый уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об осуществляемых органами власти всех уровней мерах поддержки.